DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Немецкое золото

Ужасы, Одержимые / Das Grauen, Die Besessen (сборники рассказов)

Автор: Ганс Гейнц Эверс

Жанр: ужасы, мистика

Год первого издания: 1907, 1908

Перевод: неизвестный переводчик

Кто или что страшнее всего? Враждебно настроенные пришельцы? Морские чудовища? Призраки и другие необъяснимые явления?

Нет. Страшнее реальности ничего быть не может. Все вышеперечисленное далеко от нас, а действительность — вот она, здесь. Стоит только оглянуться. Поэтому любителей литературы ужасов иногда реалистичный психологический триллер поражает и пугает гораздо больше, чем какой-нибудь сверхъестественный хоррор.

Среди мастеров жанра ужасов конца XIX — начала XX вв., известных в первую очередь благодаря не мистико-фантастическому наполнению своих произведений, а именно реалистическому, одно из первых мест занимает немец Ганс Гейнц Эверс. Подавляющее большинство его рассказов и повестей реалистичны и натуралистичны, другие же порой имеют мистический налет — но зачастую всего лишь налет.

Первые рассказы Эверса появились в самом конце XIX века — в 1899 году. Многие из них не знакомы российскому читателю, но уже по раннему рассказу «Любовь?» можно судить о потенциале автора. Впрочем, классические произведения были написаны незадолго после первых публикаций — в начале XX века.

Лучшие творения Эверса объединены в два сборника, которые были впоследствии названы «золотыми». Это «Ужасы» («Das Grauen», 1907) и «Одержимые» («Die Besessenen», 1908). Наряду со знаменитым романом «Альрауне» «золотые» сборники чаще всего издавались и переводились на другие языки.

«Ужасы» — название красноречиво говорит само за себя. Здесь собраны ужасы на любой вкус. Наверное, самый жуткий, шокирующий рассказ Эверса — история о любителе состязаний «Соус из томатов», некоем padro («Соус из томатов»); здесь есть история об удивительных отвратительных картинах, которые были написаны не менее удивительными отвратительными красками («Сердца королей»); имеется коротенький рассказ о девочке, восхищавшейся на Гаити «дивными чудовищами» («В стране фей»)… Есть в сборнике и мистические рассказы: о превращении человека в дерево («Из дневника померанцевого дерева») или об ожившем трупе («Мертвый еврей»). Одиннадцать рассказов были написаны автором в 1903—1907 годы, и большинство из них впервые увидели свет еще до выхода в сборнике «Ужасы».

Во второй «золотой» сборник вошли семь рассказов, каждый из которых соответствует заглавию книги — «Одержимые». Одержимость героев рассказов вызвана различными причинами и проявляется в различной степени: у кого-то сильнее, у кого-то слабее. Эти истории повествуют о взаимоотношениях людей различных рас («Синие индейцы» и «Шкатулка для игральных марок»), о страшной и странной мистической силе, противостоять которой очень трудно («Паук»), о раздвоении личности («Смерть барона фон Фридель»)… Пожалуй, о причинах одержимости героев этих рассказов отлично говорят подзаголовки, подобранные для каждого из произведений:

  • «Последняя воля Станиславы д'Асп» — Любовь
  • «Синие индейцы» — Кровь отцов
  • «Паук» — Лилит
  • «Шкатулка для игральных марок» — Новая культура
  • «С. 3. 3.» — Logos
  • «Смерть барона фон Фридель» — Второе Я
  • «Дельфы» — Бог

Как и в «Ужасах», здесь собраны различные рассказы, один из них — «Дельфы» — основан даже не на современном автору материале и не на его впечатлениях от путешествий. Разброс в датах написания произведений здесь больше, чем в предыдущем сборнике: 1901 («Дельфы») — 1908 гг.

Одним из лучших рассказов сборника «Одержимые» — и во всем творчестве Эверса — по праву считается «Паук». История студента, занявшего номер в гостинице, в котором по неизвестной причине до него уже повесились несколько постояльцев, вряд ли оставит читателя равнодушным. Если это произведение и было написано на основе рассказа Эркмана-Шатриана «Невидимое око, или Гостиница трех повешенных», то Эверс значительно переработал исходный замысел, сместил акценты — и сделал свою, абсолютно «эверсовскую» историю, в отличие от другого писателя, создавшего похожий рассказ, — Эдогавы Рампо («Волшебные чары луны»).

Хотя Ганс Гейнц Эверс в первую очередь известен как создатель «Альрауне», рассказы его в массе своей так же хороши, как и названный роман, а отдельные шедевры (например, «Соус из томатов», «Шкатулка для игральных марок»), как отмечают многие, даже лучше. И конечно, произведения малой формы производят неизгладимое впечатление. Это, скорее, относится к тем самым реалистическим рассказам, без мистических и прочих фантастических элементов. Потому что нет ничего страшнее реальности — и Эверс с блеском это подтверждает.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)