DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Невидимка снимает маску

Человек видимый / The Visible Man (роман)

Автор: Чак Клостерман

Жанр: фантастика, триллер

Издательство: Центрполиграф

Серия: Мировая сенсация

Перевод: Л. Игоревский

Год издания: 2014 (в оригинале — 2011)

Похожие произведения:

  • не обнаружены

Художественная проза, выполненная в виде сухого отчёта, предоставляющая только некие факты, без прикрас, далеко не всегда хороша. Чтобы в итоге получилось интересное повествование, важно многое: что это за факты, как они изложены (всё-таки даже в этом случае стиль имеет значение).

Роман Чака Клостермана «Человек видимый» представляет собой довольно интересную историю. Произведение обладает одним преимуществом среди ему подобных: факты хоть и излагаются сухо, практически канцелярским языком, но тут и там высказывается и личное отношение к ним повествователя.

«Человек видимый» начинается с письма редактору, которому предлагается рукопись, написанная психоаналитиком Викторией Вик. Она предполагает, что этот текст будет издан как роман, хотя большая его часть является фактически отчётом о терапевтическом курсе, проведённом с одним из пациентов. Этот человек был, пожалуй, самым интересным в многолетней работе Виктории Вик. Дело в том, что он отличался двумя преинтересными особенностями: во-первых, занимался научной работой, в результате которой обрёл возможность становиться невидимым для других людей, во-вторых, необнаруженным пробирался в дома неизвестных и следил за ними.

Этот пациент, которого психотерапевт именовала Игрек, уже не в первый раз обращался за подобной помощью, но только Виктория заинтересовала его настолько, что он в течение долгого времени сначала созванивался с ней, а затем приходил и на сеансы в её офис. Это общение дало много как пациенту, так и психотерапевту.

Игрек изобрёл специальный костюм, который не отражал лучи видимого спектра, благодаря чему герой становился невидим для других. Это позволяло ему вести довольно интересную жизнь: наблюдать за случайными людьми, которые считали, что находятся в одиночестве. «Невидимка» проникал в дома заинтересовавших его людей и порой часами и сутками не выходил оттуда.

Всё это Игрек рассказал психотерапевту, сначала созваниваясь с ней по телефону, а затем — приходя в офис. Он поведал и о некоторых своих «подопечных», за жизнью которых следил. Игрек уверен, что человека — настоящего, такого, каков он на самом деле, — можно узнать, лишь наблюдая за тем, как он ведёт себя, находясь в одиночестве. О, и таких людей «невидимка» насмотрелся немало. Его главным принципом было невмешательство, однако время от времени Игрек всё-таки делал какие-то шаги, чтобы изменить жизнь тех, за кем наблюдал.

Большая часть повествования представляет собой, как уже говорилось выше, отчёт психотерапевта. Все факты тщательно собраны и поданы практически в неизменном виде. Что уж говорить — когда Игрек рассказывает об одном эпизоде своих наблюдений, он перескакивает в своём повествовании с пятого на десятое. Однако рассказчик, то есть Виктория Вик, сначала расчленила эту историю, а затем собрала в нужном порядке, дав все абзацы под порядковыми номерами. Но всё равно она оставила в конце каждого абзаца его номер в той последовательности, как всё это излагал Игрек. Это кажется интересным и необычным, однако уже к середине книги начинает утомлять.

Однако в романе не всё так сухо. То и дело Виктория открывает читателю собственные мысли насчёт того или иного высказывания её пациента, что несколько сглаживает прямое, как стрела, повествование. Здесь видны её мысли и ощущения, за которыми кроется живой человек, а не машина для сбора и выстраивания в нужной последовательности фактов.

Всё это касается романа вплоть до последних его страниц, где уже нет нужды давать отчёты, ибо сеансы с «невидимкой» закончились. Однако Игрек уже не желает уходить из жизни Виктории — он навещает её дом, естественно, в том виде, когда его чрезвычайно трудно обнаружить. В этом последнем столкновении пострадал муж психотерапевта, но «невидимка», так и не добившись своего, наконец исчез. По сути дела, он ушёл туда же, откуда некогда и явился, — в неизвестность. Впрочем, что ещё можно ожидать от человека, обладающего такой невероятной способностью: становиться невидимым для других?

Роман Чака Клостермана довольно интересен сразу в нескольких аспектах. Во-первых, стиль повествования. Во-вторых, примечательные способности таинственного Игрека. Ну, и в-третьих, взгляд на жизнь простого обывателя, взгляд со стороны на человека, находящегося в одиночестве. Автор, а вместе с ним и «невидимка», утверждает: если человек один, то он ведёт себя совсем не так, как на людях. И он может делать то, что не позволил бы себе, находясь в компании с кем-либо.

Что ж, вывод верный — вероятно, не надо становиться невидимкой, чтобы осознать это...

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)