House of Small Shadows / Дом малых теней (роман)
Автор: Адам Нэвилл
Жанр: хоррор
Издательство: Pan Books
Год издания: 2013
Похожие произведения:
- Адам Нэвилл «Номер 16» (роман)
- Сьюзан Хилл «Женщина в черном» (роман и экранизация)
- «Мертвая Тишина» (фильм)
- «Сайлент Хилл» (в любом своем воплощении)
Изначально пятый роман Нэвилла должен был выйти в мае, однако, Pan`ы, подумав, перенесли его выход на более представительный октябрь. После выигрыша «Ритуалом» Британской премии Фэнтези, при хороших авторских продажах и критике — ход этот был вполне ожидаемым. Как говорится, по Сеньке и шапка. В итоге «Дом малых теней» вышел за две недели до Хэллоуина, с мощной рекламой (роман ужасов на билбордах лондонской подземки — давно ли такое было?) и с явной заявкой на статус национального бестселлера.
«Британский ответ Стивену Кингу» — ни много ни мало. Иногда кажется, что Король Ужасов отбрасывает на жанр чересчур длинную тень.
Главная героиня романа, Кэтрин Ховард — оценщик в небольшой аукционной лавке, занимающейся поиском и продажей антиквариата. Работа это интересная и, что особенно ценно для героини, спокойная. Особенно на фоне предыдущей, где Кэтрин — в силу разных причин — унижал и оскорблял весь коллектив.
Приглашение ознакомиться с коллекцией известного, но уже подзабытого всеми таксидермиста М. Г. Мэйсона Кэтрин и её шеф воспринимают как подарок судьбы. Долгое время этот знаменитый чучельник берег свои сокровища от внешнего мира, да и позже, после его таинственного самоубийства, наследство мастера не покидало стен Красного Дома, родовой усадьбы Мэйсонов. Судя по той демо-экспозиции, которую Кэтрин довелось увидеть, реликвии эти по-настоящему уникальны, и заполучить хотя бы малую их часть — удача чрезвычайная.
Красный Дом, куда вскоре отправляется Кэтрин, оказывается одиноким особняком, окруженным вереницей холмов и пустошей. Типичное английское захолустье: ни дорог, ни сигнала сотовой связи, ничего. Правда, недалеко от Дома есть небольшая деревенька, которая, впрочем, давно уже заброшена — людьми, во всяком случае.
Нынешняя хозяйка Дома — Эдит Мэйсон, племянница таксидермиста, древняя старуха с явной сумасшедшинкой в голове. За ней ухаживает не менее странная гувернантка по имени Мод, о которой вообще трудно сказать что-либо определенное, за исключением того, что она все время молчит; единственное с чем она обращалась к Кэтрин, была смятая записка с просьбой уехать и никогда больше сюда не возвращаться. Угроза, предупреждение?
И в какой-то момент Кэтрин кажется, что именно так она и поступит — затхлый, окутанный сумраком и запахами формальдегида особняк пугает её до ужаса. Странные, подглядывающие в окна лица, жуткая фигура в ночном коридоре, ульи, в которых вместо пчел гудят трупные мухи, и, конечно же, чучела, куклы, манекены, марионетки… Жуть! Однако Эдит Мэйсон открывает перед Кэтрин все новые и новые комнаты, хранящие работы Мэйсона, и уехать она уже просто не в силах. Такое богатство, такие предметы! А потом, потом, как водится, становится уже слишком поздно…
По словам Нэвилла, «Дом малых теней» создавался на основе его детских воспоминаний и переживаний. У автора, понятное дело, не было проблем с психикой, как у главной героини, однако все остальное вполне ему знакомо: и старые викторианские куклы, и антикварные марионетки, и гротескные шоу на ТВ начала 70-х, и регулярные походы в музеи восковых фигур — все это накрепко отпечаталось в его сознании, получив воплощение в романе. И воплощение — блестящее.
Отдельно, наверное, стоит сказать о декорациях романа, поскольку выписаны они автором с такой любовью и великим вниманием, что могут поспорить с классикой английской готики. От гобеленов и мебели до одежды на куклах и архитектуры Красного Дома — все тут описано настолько подробно и досконально, что иногда хочется охарактеризовать этот роман не иначе как «костюмный хоррор».
Впрочем, его жанровая принадлежность все равно во главе угла. Начиная с милых чучел кошечек за чаепитием и циклопических крысиных панорам, изображающих баталии Первой Мировой, читатель с каждой новой экспозицией все глубже и глубже погружается в болезненное воображение М. Г. Мэйсона, в его личный театр гротеска, в котором и куклы, и люди до ужаса похожи друг на друга. И Нэвилл очень постарался, чтобы погружение это прошло максимально болезненно и волнующе, создав, наверное, самую жуткую, нездоровую и терпкую свою модель страха на сегодняшний день.
Страшно по-настоящему.
Поэтому не удивляйтесь, если «Дом Малых Теней» выиграет для Адама Нэвилла третью «дерлетовскую» Британскую премию Фэнтези подряд. Все абсолютно по делу.
1 Илья Пивоваров 10-12-2013 02:38
Можно сравнивать Нэвилла с Кингом, а можно этого и не делать - все равно он автор самобытный, очень британский, если можно так выразиться.
Я открыл "Номер 16" три дня назад, и, если честно, заскучал на первых пятидесяти страницах - бесконечные описания наводили тоску, и думалось, когда же наступит действие? Самое большое впечатление осталось после того, как в размеренную жизнь Сета вторглись кошмары, очень убедительные и болезненные. Сейчас читаю дальше и понимаю, что худшее для героев - еще впереди.
Но какой язык! Какой стиль!
У Нэвилла есть еще изданные романы на русском?
2 Pickman 11-12-2013 23:38
В сети есть любительский перевод "Ритуала". Только вроде бы неполный - первая часть. Больше ничего, учите аглицкий, батенька.
3 Yolaf 15-12-2013 18:12
Кстати, да - именно видения Сета спасают скучный и неторопливый сюжет. Очень ярко и внушающе автор расписывает всех этих ужасных тварей Вихря. Предположу, что у него был опыт "бэд трипа" с лсд ;)
4 Мельник 03-12-2013 14:47
Надо же, не только русские издательства используют трюк со Стивеном Кингом )
Книга заинтересовала, тем более, манекены у меня и так всегда вызывали чувство тревоги. Думаю, роман нагонит жути.
5 Pickman 03-12-2013 15:43
6 Павел Черепюк 24-11-2013 18:03
нравиться такое, а еще в готической атмосфере)))
Интересная рецензия, спасибо)))
7 AG 22-11-2013 13:37
А нет там явных глюков? Просто в "Номере 16" половину героини читал с огромным удовольствием, а вот половина с глюками героя откровенно напрягала.
А вот „Last Days“ были великолепны.
8 OldFisben 24-11-2013 17:31
Такого, как Н16 нет (вообще сам Нэвилл считает его самой неудачной своей работой, и многое сейчас бы переделал), однако, --спойлер--.
По большому счету того скучноватого мракобесия нет и в помине.
9 AG 25-11-2013 15:36
Тогда надо заносить в список. Сейчас как раз "Ритуал" читаю - пока очень неплохо идет.
Вообще мне кажется, что незря Невилла так пиарят - у него мощный потенциал стать "локальным Кингом".
10 Pickman 26-11-2013 11:15
Удивительно все-таки, насколько разное восприятие у людей. Я вот линию героини чуть ли не пролистывал, настолько всё казалось предсказуемым и скучным. А "глюки" как раз и убедили в том, что Нэвилл небезнадежен как автор хоррора.
Теперь вот думаю, стоит ли продолжать, если ничего похожего у него уже не будет)
11 AG 26-11-2013 17:41
Более того - даже когда с человеком большей частью совпадают вкусы, все равно можно нарваться на различно воспринимаемые вещи.
Я вот вообще всякие откровенные галлюцинации и девиации восприятия внешнего мира воспринимаю в крайне дозированных порциях. В "Ритуале" есть, н-р, такие сны, но всего (пока) пара глав.
12 Фисб 26-11-2013 22:25
Имхо таки с глюками Сэта Нэвилл как раз и переборщил. Остановиться вовремя не сумел, стал повторяться. А в Ритуале сны, да, хорошие. Вообще же дальше Нэвилл как-то больше к чувству тревоги обращается, предчувствию и прочей "интеллектуальщине")
13 Донни Йен 20-11-2013 16:49
Сюжет заинтриговал.Сейчас читаю "Номер 16",и произведение это очень нравится.Наверняка и новый роман ему удался