DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Невообразимый кошмар

Город живых мертвецов / Paura nella città dei morti viventi

Италия, 1980

Жанр: ужасы, триллер, детектив

Режиссер: Лучио Фульчи

Сценарий: Лучио Фульчи, Дардано Саккетти

В ролях: Кристофер Джордж, Катриона Макколл, Карло Де Мейо, Антонелла Интерленьи, Джованни Ломбардо Радиче

Похожие фильмы:

На рубеже 1970‒1980-х годов итальянский мастер Лучио Фульчи достиг небывалой творческой высоты, сняв друг за другом несколько образцовых хорроров. Между ними нет сюжетной связи, но есть тематическая: все они повествуют об апокалипсисе, который тихо и незаметно наступает где-то в глубинке (или на отдаленном острове, как в случае с «Зомби»). Как уже говорилось ранее, Лучио Фульчи в своих лучших фильмах не придерживался логики, поскольку считал, что пугает только то, что неподвластно разуму. Конечно, для этого требуется создать атмосферу кошмара, но итальянская школа ужасов этим всегда славилась.

В отличие от многих своих коллег, Фульчи практически не снимал джалло. Но и автором зомби-фильмов он не был. Ожившие мертвецы представлялись Лучио восставшей злой силой, совсем как в Апокалипсисе. Режиссер был религиозен и перенес немало христианских представлений о демонах и аде в свои полотна.

Таков и «Город живых мертвецов». Несмотря на название, он вовсе не о мертвецах. Также работа Фульчи не является экранизацией Говарда Филлипса Лавкрафта, хоть знаменитый писатель и указан в титрах. Правильнее будет сказать, что это фильм по мотивам. Постановщик вдохновился мифами Ктулху и соединил их с религиозной подоплекой.

В Данвиче случилось страшное: отрекшийся от веры священник покончил с собой на кладбище, обители мертвых, после чего открылись врата в преисподнюю. Дьявольские силы подняли из земли мертвецов, а живые люди стали совершать необъяснимые убийства. Именно грех пастыря погрузил весь город в невообразимый кошмар.

Представление о грехе как о корне всего зла на земле было заимствовано режиссером из католического катехизиса. Именно грехом гордыни когда-то пали ангелы и сделались демонами, пробуждение которых в Данвиче видит медиум за много миль оттуда. Живые мертвецы Фульчи — это не привычные зомби. Они не едят плоть, но воздействуют на разум человека, сводя с ума почти всех, кто их видит. Оттого маленький мальчик жестоко убивает своих родителей, а другой герой просверливает голову парню своей дочери. Как и многие фильмы Фульчи, никогда не стеснявшегося насилия, «Город живых мертвецов» серьезно пострадал в американском прокате и лишился самых жестоких сцен.

С одной стороны, умение Лучио снимать шоковые сцены предопределило интерес к нему немецкого беспредельщика Андреаса Шнааса, который называл себя его учеником, но с другой — для режиссера насилие никогда не было самоцелью. Мастер умело играет на нервах зрителей, снимая одни сцены максимально натуралистично, а другие — словно в соответствии с античной поэтикой, оставляя убийства и трупы за кадром. К примеру, убийство мальчиком родителей показано Фульчи через деталь — сочащуюся с потолка кровь. Зло — не конкретные исполнители, оно невидимо, пробуждено вследствие греха, а потому захватывает тела живых и мертвых и управляет ими как марионетками.

Античные представления о Роке как о нерассуждающей силе, дамокловым мечом висящей над нами, были известны режиссеру, но основа его представлений о зле именно христианство. Зло из адских глубин лишь усилило разлад в душах людей, их бунт против бога. Выдуманный город Данвич словно Содом и Гоморра, уничтоженные богом за грехи.

Лучио Фульчи не во всем был согласен с религией. Представления о карающем боге он унаследовал из Ветхого Завета и не мог примирить их с тем богом, который умер на кресте за грехи людей. Но в тоже время Фульчи считал, что утрата веры равна утрате самого себя. Человек не может жить без бога и потому становится сосудом дьявола, принуждающим его творить зло.

Интересно, что победу над демонами одержал тот, кто не побоялся спуститься в катакомбы под кладбищем, в чем можно усмотреть отсылку на сюжет схождения Христа в ад. Крест, на котором умер Спаситель и который как сакральный символ ставят на могилах, оказался действенным орудием против главного демона, священника, после смерти ставшего служителем тьмы.

Но самое главное, что главный герой не испугался рискнуть жизнью ради другого человека, дабы спасти его от зла. И вот этот евангельский мотив самопожертвования как раз и есть то божественное начало в людях, против которого бессильны демоны. Ибо они по своей первоначальной ангельской природе поставлены людям в услужение, а значит, не могут причинить зла, если человек своими грехами не приблизится к ним.

Практически все фильмы Лучио Фульчи этого периода подлежат религиозной трактовке, поскольку, повторимся, для постановщика религия была очень важна, а сам он признавался, что вкладывает в свои хорроры размышления о состоянии окружающего его мира. Возможно, именно поэтому фильмы Фульчи пережили своего создателя и ныне представляются не только прекрасными образцами атмосферных ужасов, но и весьма неглупыми притчами о вечной битве добра и зла в душах героев.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)