DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Никто не выйдет отсюда живым

Лисьи броды (2022)

Автор: Анна Старобинец

Жанр: магический реализм, тёмное фэнтези

Издательство: «Рипол-Классик»

Серия: Вне серии

Год издания: 2022

Похожие произведения:

  • Борис Акунин «Просто Маса»

Книга «Лисьи броды» Анны Старобинец увидела свет в 2022 году благодаря издательству «Рипол-Классик», сразу стала бестселлером и продемонстрировала выход автора на «взрослый уровень» прозы во всех смыслах. Анна Старобинец получила широкую известность как детский писатель, создав серию «зверских детективов». Затем она выпустила несколько менее известных книг для аудитории старшего возраста и нашла себя в сценаристике. Накопленного опыта хватило на написание «Лисьих бродов» как сценария, который не был одобрен. Автор его переработала, как она сама призналась, в память об ушедшем из жизни близком человеке, чтобы задуманное все же свершилось.

Для написания данного романа потребовалось около десяти лет сбора материала, посещение Маньчжурии, работа с фольклорными источниками и историческими документами.

Итак, перед нами роман, который критики посчитали одним из важнейших книг 2022 года. Галина Юзефович красноречиво окрестила «Лисьи броды» удачей современной литературы.

Сюжет состоит из нескольких линий и уровней, неискушенному читателю не стоит подходить к книге с наскока. Сама автор рисовала структуру романа на ватмане, выделяя цветом разные сюжетные повороты. Некоторые читатели признаются, что вели записи по мере чтения, так как опасались забыть кого-либо из многочисленных персонажей и потерять нить повествования. Вместе с тем, внимательный читатель сложит рассыпанные карты причудливой колоды Анны Старобинец в уникальный пасьянс примерно к шестисотой странице (в романе их, к слову, 720). В такой игре автора и читателя есть своеобразное мрачное очарование, и те, кто не бросят читать сложный текст, оценят красоту игры.

Несмотря на то, что жанрами произведения заявлены магический реализм и тёмное фэнтези, более всего роман можно отнести к мифу. Его главные герои живут вне пространства и времени, их психология мало соответствует заявленному 1945 году, примет самой кровопролитной войны ХХ века в тексте практически нет, а уж о местных жителях Маньчжурии и говорить не приходится. И староверы, и китайцы вполне могли бы выглядеть так, как их описала в романе Анна Старобинец, и в будущем, и в прошлом. Даже фамилия одного из антагонистов отсылает к небезызвестному барону Унгерну, почившему в бозе ко времени романа.

В 1945 году несколько враждующих суперменов, среди которых главный герой Максим Кронин и его учитель Глеб Аристов, решили свести счеты. Прошло уже много лет, и персонажей разбросало по необъятным просторам СССР. Заключенный Макс Кронин лишен памяти и своих сверхспособностей менталиста и брошен на урановый рудник на Дальнем Востоке. Его участь — сгинуть в непосильном труде и унижениях, но он готовит побег.

Полковник НКВД Глеб Аристов просиживает штаны в теплом московском кабинете. Он вооружен «мертвой водой», магической силой и вполне земной властью. Он задумывает вернуть себе бывшего коллегу для реализации масштабного плана военного захвата власти. Повторюсь, что, за исключением нескольких упоминаний об «Анненербе», ничто не привязывает действие ко времени романа, что вполне соответствует концепции мифа.

Персонажи начинают разнонаправленные поиски, в которых Макс идет по следу жены-пленницы «Отряда-512», в котором то ли японские, то ли китайские милитаристы ставят опыты на людях, а полковник Аристов ищет Макса. Перед читателем карта необъятной страны, но пространство текста очень быстро сужается до одного поселка в Маньчжурии – Лисьих бродов. Именно там происходят все основные действия и кульминация. Это место не только волшебно, но и мифично искусственной замкнутостью, словно там остановилось время, словно нет вокруг других городов, стран, военной разрухи, социалистического строительства и эволюции общественного сознания. Этот поселок не отпустит ни читателя, ни героев Анны Старобинец во всех смыслах. Никто не уйдет отсюда живым или прежним.

Параллельно с этими событиями русские фашисты ищут глиняную армию и способ ее оживления при помощи красной киновари. Секрет изготовления красной киновари (эликсира) постичь не удалось, но работы ведутся в секретной лаборатории. Этот эликсир жизни нужен не только фашистам, но и оборотням, повсеместно живущим в Лисьих бродах. Треххвостые лисицы хотят снять проклятие с их угасающего рода. По вполне понятным причинам за эликсиром охотится Глеб Аристов, Максим Кронин и любой из жителей Лисьих бродов. Источник эликсира кроется не только в подпольных пыточных «Отряда-512», но и в предсмертных слезах оборотней, а также в крови мастера Чжао.

И на этом густом замесе Анна Старобинец создает пропитанный кровью и запахом смерти триллер. В нем много страданий, порока, тайн, ритуальных убийств, переходов людей в треххвостых лис и обратных переходов, жестоких сцен секса, староверческого невежества, предательства НКВДшников, шпионов и страстной любви.

Главный герой Анны Старобинец сконструирован из изъянов: Максим Кронин лишен силы менталиста (фактически казнен), разлучен с любимой, в начале истории он отбывает срок на страшном гранитном руднике, а затем выдает себя за убитого им СМЕРШевца, он жертва манипуляций всех встреченных им героев. Семилетняя Настя, будучи прообразом его неродившейся дочери, умудряется привязать Кронина к себе чувством вины, заставляя его уходить как можно дальше от намеченной цели. Оборотень Лиза кормит Максима приворотной помадкой и насильно влюбляет в себя. Затем она влюбляется сама, умирает и воскресает ради героя, предварительно неоднократно предав его и толкнув на границу между жизнью и смертью. Загадочный мастер Чжао в личине подчиненного спасает героя из всех бед и откровенно водит за нос, хотя этот хитрый тысячеликий бессмертный может решить все проблемы романа щелчком пальцев. Бывшая жена, Елена, предает и раскаивается с легкостью ребенка, который катается на карусели, повторяя одно и то же круг за кругом. И хотя предательство любимой понятно читателю с первых страниц, так как именно с этого и начинается роман, до конца не ясно, чем все-таки руководствовалась Елена, кроме животной похоти, которую она испытывает то к мужу, то к сводному брату.

В жизни есть такой принцип: ненужных и опасных людей убивают. Для хорошей прозы этот принцип тоже применим. Отступление от него попахивает голливудским штампом, но Анна Старобинец не смущается, хотя и понимает, что, оставляя Кронину жизнь, его бывшие друзья и учитель сильно рисковали. Антагонисты весьма не глупы, но вот эта их фатальная ошибка и породила сюжет романа. Насколько ценна стала в итоге главная интрига «Лисьих бродов»?

Задача фактчекинга, выполнением которой гордится автор, представилась не до конца выполненной. Автор считает, что не важно, с какой скоростью в болоте тонет лошадь. Допустим. Даже согласимся с тем, что лошадь может спасать случайного человека, пожертвовав для этого своей жизнью. Психология неразумных существ – сложная материя, а категории пространства и времени не менее фантастичны и волшебны, чем истории о живой и мертвой воде. Но следует помнить, что вертухай – это не просто охранник на зоне, а охранник на вышке, а иероглиф «хозяина» в действительности имеет иное изображение, чем в романе и иной смысл. Важно, что в СССР урановый рудник был не на Дальнем Востоке, а около Ленинабада. Важно, что размещение тайника со знаменитой терракотовой армией на границе СССР и Китая выглядит весьма странно и недостоверно. Однако, если читатель пребывает в концепции мифа, эта недостоверность не имеет значения. Да и почему роман следует воспринимать как исторический? Жанр фэнтези обеспечивает достоверность сам по себе.

Несомненной изюминкой книги является ее явная поэтичность, метафоричность. Описания чувств героев, их страхов и переживаний переданы ярко, сравнения запоминаются, темпоритм прозы не позволяет задремать. Но кое в чём Анна повторяется и «пережимает пружину». Использование рефрена «Но есть еще логика хаоса — его еще иногда называют судьбой» хотя и украшает текст, но служит иной, «спрятанной» от читателя цели. Логикой хаоса объясняются сюжетные ляпы. Надо спасти жизнь персонажу – вот вам логика хаоса. Надо подкинуть информацию герою – и снова на помощь та же логика.

Некоторые символы текста очень оригинальны и ценны: австралийский бобер с клювом как символ свободы, одинаковые шрамы на теле и земле как символы подчинения, жемчужина как символ любви, эликсиры как символы спасения и разрешения всех накопившихся у героев проблем. Все это делает текст похожим на древнюю жестокую сказку, какой ее и хотела видеть Анна Старобинец. Но неоднократное сравнение спермы с рисовым отваром, постоянные плач и хихиканье треххвостых кицунэ, частое и многостраничное описание гниения и разложения, изнасилований и мучений, в которых участвуют без исключения все герои романа, включая детей, однотипность описания мертвых тел, в особенности нарисованных глаз, часов с фотографиями на крышках не только делают повествование тягучим и нудным, но и перестают «работать» как стилистический приём.

Автор не свободен от штампов. Погрузившись в восточный антураж, Анна Старобинец предложила читателю уже знакомых лис-оборотней, жестоких косоглазых предателей, опиумные курильни, глиняную армию, даосов и философию недеяния. Некоторый инфантильный либерализм текста выглядит как штамп: кровавое НКВД, особисты в каждой воинской части, коррупция и очковтирательство на всех уровнях власти в СССР, бесконтрольность фашистских банд в глубоком тылу.

Невольно задумываешься, отчего на страницах не появился хотя бы один условно положительный герой? При всей симпатии автора к Максу Кронину и попытках создать из глины супермена, не всякий читатель сочувствует ему или восхищается им, потому что все подвиги Кронин совершает случайно, при помощи «логики хаоса», не брезгует никакими методами и весьма неблагороден в обращении с женщинами.

Многие читатели осудили Анну Старобинец за открытый финал. Автор не видит выхода из истории и исхода персонажей из Лисьих бродов, и потому книга оставляет многоточие недосказанности. По логике хаоса, книга начата с непростительной недальновидности врага и закончена длинной и скучной чередой мелких сражений и схваток, откровений и признаний, которые внимательному читателю совершенно не нужны. Немного жаль, что никто из героев не достиг того, к чему стремился. Возникает чувство недоумения от прочитанного, но именно такой итог романа является закономерным. Никто не выйдет отсюда живым, да и кто вообще решил, что здесь есть живые?

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Вероника 20-03-2023 15:15

    Отличная рецензия, но вот этот момент чуть смутил: "Анна Старобинец получила широкую известность как детский писатель, создав серию «зверских детективов». Затем она выпустила несколько менее известных книг для аудитории старшего возраста и нашла себя в сценаристике". Но ведь до зверских детективов, которые начали выходить только в 2015 году, было много других историй, к примеру, роман "Убежище 3/9" (2006) и сборник "Переходный возраст" (2005), вполне взрослые и хоррорные. Я, как фанат ужасов, узнала ее именно тогда) И немного странно было прочесть, что до детективов для детей Старобинец была неизвестной.

    Учитываю...