DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Экзистенциальный кризис и оборотни

Оборотень / The Wolf of Snow Hollow

США, 2021

Жанр: хоррор, драма, комедия, детектив

Режиссер: Джим Каммингс

Сценарий: Джим Каммингс

В ролях: Джим Каммингс, Рики Линдхоум, Роберт Форстер

Похожие фильмы:

Обзор «Оборотня» (более ленивый перевод оригинального «Волка из Снежной лощины» представить сложно) будет неполным без краткого рассказа о режиссере, авторе сценария и исполнителе главной роли – Джиме Каммингсе. В Штатах таких персонажей называют indie-darlings – то есть, люди, которые добиваются всего сами, не рассчитывая на помощь крупных студий. Известность Каммингс получил за короткометражку «Дорога грома», которую затем переснял в полном метре. «Дорога грома» рассказывала трагикомическую историю о полицейском, который балансирует на грани нервного срыва, пытаясь справиться одновременно с личными проблемами и давлением профессии. Обе версии снискали награды на независимых кинофестивалях и вызвали аккуратную похвалу критики. Вдохновленный этим успехом, Каммингс снова взял на себя сразу три ипостаси (режиссера, продюсера, актера) и снял «Оборотня» – фильм, в котором рассказывается трагикомическая история о полицейском, который балансирует на грани нервного срыва, пытаясь справиться одновременно с личными проблемами и давлением профессии. Ничего не напоминает?

Каммингс играет Джона, заместителя шерифа в маленьком городке Снежная лощина, который страдает от алкоголизма, детских психологических травм (его бросила мама), проблем в семье (разведен, не может найти общий язык с дочерью-подростком, а его отец-шериф все время пребывает на грани инфаркта) и сложных отношений на работе (резкий характер и «синдром отличника» здорово мешают ему общаться с коллегами). Когда в городе появляется не то маньяк, не то оборотень, который нападает исключительно на женщин, свалившаяся на плечи Джона ответственность за его поимку грозит окончательно сломать и без того хрупкую психику несчастного правоохранителя. Если вам показалось, что содержание как-то уж очень концентрируется на личных проблемах главного героя, а не на, собственно, зловещем оборотне, терроризирующем маленький городок… То вам не показалось, потому что фильм точно сфокусирован на том, как жизнь обыкновенного маленького человека постепенно превращается в кромешный ад.

Джим Каммингс – это такая гораздо более удачливая версия Томми Вайзо, автора худшего фильма всех времен и народов, «Комната». В том плане, что Каммингс-режиссер и Каммингс-сценарист делают абсолютно все, чтобы Каммингс-актер был центром фильма, его главной звездой, и раскрыл все грани своего таланта. Разница между ним и Вайзо в том, что Джим достаточно компетентен во всех трех ипостасях, чтобы хотя бы частично вытянуть на себе замысел «Оборотня». Поэтому давайте пройдемся по каждой из них и выясним, что Каммингсу удалось, а где он откровенно провалился.

Режиссерская работа – область к которой, пожалуй, претензий меньше всего. Как и любой автор, работающий со зимним сеттингом, Каммингс очарован снегопадами, белыми равнинами и суровыми горами. Дроны и цифровые камеры, в свое время, стали манной небесной для бюджетных киноделов, поэтому в какие-то моменты «Оборотень» выглядит гораздо дороже своего двухмиллионного бюджета. Моменты с кровищей подаются качественно и умело, и держаться на экране достаточно долго, чтобы, с одной стороны, зритель успел разглядеть основные подробности, а с другой – исчезают с экрана достаточно быстро, чтобы не вскрылась их ощутимая бюджетность. С актерами (кроме себя любимого – об этом отдельный разговор) Каммингс управляется умело – персонажи второго плана выглядят уместно. Ветеран Роберт Форстер (в своей последней роли) новых высот не берет, но при минимуме экранного времени успевает наделить своего (очень важного для темы фильма) персонажа и необходимой уязвимостью, и юмором, и теплотой. Очень хороша Рики Линдхоум – ее Джулия процентов на 90 списан с героини Фрэнсис Макдорманд коэновского «Фарго», но актриса, известная, в основном, комедийными ролями, умудряется не затеряться в тени многократно оскароносного оригинала. Кстати, о «Фарго».

К Каммингсу-сценаристу претензий куда больше. В 80 минут экранного времени он попытался ужать классический полицейский «процедурал», очень странных персонажей и юмор в духе все тех же братьев Коэн, серьезную психологическую драму и хоррор/слэшер с достаточно кровавыми сценами. Каждый из элементов в отдельности, как минимум, неплох. «Процедурал» будет знакомым каждому, кто увлекается true-crime подкастами о преступлениях в маленьких городках и том, как на них реагирует тамошняя полиция. Юмор, местами, очень хорош – здешние комедийные элементы строятся не на гэгах, а на поведении персонажей и абсурдном сочетании повседневности, кровавых подробностей убийств и реакции на них жителей городка. Драма – на месте, зритель верит, что в сложившихся обстоятельствах любой человек на месте Джона начнет разваливаться на части, а Джулия вполне правдоподобно оказывается в финале наиболее компетентным и человечным персонажем фильма. Ну, и с убийствами предполагаемого оборотня все очень даже неплохо – пусть и мельком, но титульного злодея мы видим достаточно рано, а набор жертв, дабы не спойлерить больше нужного, довольно жесток для современного состояния жанра.

Проблем в результате две – во-первых, все эти элементы очень часто не уживаются между собой, а во-вторых – они и сами регулярно дают сбой. «Процедурал» очень быстро отходит на второй план, а детективные элементы (что для жанра очень важно) не складываются в единую картину, в результате чего финальное разоблачение оборотня получается довольно сумбурным. Юмор, как уже говорилось, хорош местами, а местами он абсолютно не работает – ярким примером будет сцена, где главный герой недоумевающе спрашивает напарницу «Но зачем кому-то бросать в полицию пивные бутылки?». Сама фраза – огонь, персонаж (который реально поражен таким отношением) – забавен, но вместо того, чтобы двигаться дальше, сценарий и камера задерживаются на герое достаточно, чтобы зритель почувствовал, что его, как нашкодившего кота в лужу, тычут носом в эту сцену с криками «Смотри, это шутка, тут смешно, ха-ха, мы такие остроумные!». В какой-то момент кажется, что персонаж сейчас сломает четвертую стену и подмигнет аудитории, чтобы даже до самых тупых дошел смысл шутки. Хоррорные элементы, в результате, «Оборотню» нужны исключительно для того, чтобы держать зрительский интерес и усугублять напряжение для психологической драмы. А сама драма…

Сама драма напрямую упирается в Каммингса-актера, ради игры которого и стараются режиссер со сценаристом. Тут тоже получается абсолютно парадоксальная нестыковка – с одной стороны, невероятно раздутое эго Джима заполняет собой каждый кадр, он оставляет себе лучшие шутки и самые «мясистые» сцены, где он может блеснуть мастерством. С другой – персонаж-то в результате получился действительно интересным, многогранным, он вызывает необходимые эмоций в необходимые моменты (и злость, и сочувствие, и симпатию), и то, как он выписан в сценарии и сыгран соответствует тону фильма. Опять не обойтись без аналогий с Вайзо – если тот снимал «Комнату», как серьезную драму, где отводил себе роль трагического героя, а в результате зрителей разбирал хохот, то Каммингс четко представлял, каким его Джона должны видеть зрители. Причем, он похвально не идет по пути наименьшего сопротивления – там, где по всем законам жанра, герой должен собраться и преодолеть внутренний надрыв (на морально-волевых ли, или с помощью мудрых и чутких близких/коллег), в «Оборотне» помощник шерифа расклеивается настолько, что не способен даже увидеть момент, когда ему протягивают необходимую руку помощи. Вот и получается, что в центре «Обротня» есть интересный протагонист, который здорово страдает от того, что Каммингс слишком уж сильно перетягивает на него внимание и показывает, как умеет злиться/истерить/рыдать/страдать/проявлять стоицизм/шутить.

Что можно сказать об «Оборотне» в результате? Во-первых, это НЕ фильм ужасов. Ни разу. Это инди-драмеди (пардон, «независимая трагикомедия»), мимикрирующее под жанр. Во-вторых, на каждый безусловный плюс фильма приходится столь же безусловный минус. В-третьих, абсолютно непонятна его целевая аудитория. Вспоминаются «Правила бойни» – там тоже авторы пытались соединить треш, комедию и драму с претензией на культовость намеренно, в результате же у них не получалось ничего, провал по всем фронтам. «Оборотень», судя по всему, получился абсолютно таким, как его видели создатели, другое дело, что сложно сказать, на кого они вообще рассчитывали. Но, судя по отзывам, своей цели Каммингс достиг – у «Оборотня» довольно высокие оценки критиков (в районе 7,5 баллов), и низкие – зрителей (5-6 баллов), что абсолютно объяснимо.

Поэтому – посмотреть «Оборотня» можно, но лучше заранее держать в уме, что трейлер делает из фильма скорее хоррор-комедию, которой он в полной мере не является. На самом деле это классический фильм «50/50», который может как неожиданно понравиться, если вы попадете под его странное очарование, так и абсолютно оправданно вызвать отторжение и непонимание, мол «Зачем я вообще это посмотрел». Однозначно можно утверждать лишь одно – «Оборотень» получился просто слегка перелицованной версией «Дороги грома», со всем плюсами и минусами дебюта. Даже интересно посмотреть будущую, третью, работу режиссера/актера/сценариста Каммингса, хоррор «Бета-тест». Если он наступит на те же грабли снова – все будет понятно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)