DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Обитель зла на острове

Стоит ли говорить, что моды для Half-Life 2 по количеству и наполнению смело можно определять в отдельный игровой жанр? Шутка. Но правда в том, что с 2004 года, когда вышел оригинал, интернет-рынок заполонили многочисленные модификации к игре, многие из которых просто-напросто брали готовые модели и делали на их основе свои истории, так или иначе идущие параллельно приключениям Гордона Фримена. Эти же моды отличались дешевым исполнением и чересчур завышенной сложностью и со временем терялись на свалке истории.

Но были и такие моды, которые могли бы спокойно вырасти в полноценные игры и занять свою нишу в истории игрового искусства. А были и такие модификации, что впоследствии вырастали в отдельные франшизы. Одна из них — дилогия Estranged.

Первая часть, Estranged: Act 1, вышла в 2014 году. Разработчиком был Алан Эдвардс – программист и инженер, проживающий на севере Англии. В отличие от многих фанатов оригинала, Алан поставил перед собой амбициозную задачу: не только заявить о себе на поприще мододелов, но и посвятить время детальному изучению и модификации Source. Сказано – сделано. Игра, общей длительностью в час-полтора, была похожа скорее на демоверсию, призванную продемонстрировать еще не сгинувшие возможности устаревшего движка. И с этой задачей она справилась. А вот с остальным…

Что характерно, сюжет Estranged никак не пересекается со вселенной Half-Life и по атмосфере больше похож на киноверсию «Обители зла». Главный герой, безымянный моряк, во время рыбалки попадает в шторм и оказывается на неизвестном острове. Ночь, шум прибоя, огни вдалеке, стена леса на горизонте — и никаких признаков жизни. Именно таким встречает героя брошенный всеми клочок суши. Но всеми ли? Немного побродив в поисках рации или других средств связи, герой столкнется со странными существами, больше похожими на оживших мертвецов с горящими глазами. А дальнейшее путешествие приведет его в заброшенную лабораторию, столкнет с обезумевшими повстанцами… и все ради того, чтобы оборваться на самом интересном месте, оставив игрока в мучительном ожидании продолжения. Что это было, что это за остров, что это за существа, выжил ли главный герой — и это лишь малая доля вопросов, оставшихся без ответа.

И если сюжет – не главное достоинство Estranged, то на атмосфере стоит остановиться подробнее. Эдвардс постарался наделить игру присущим современным хоррорам чувством одиночества, пустоты и пугающей неизвестности. Представьте: ночь, лес, одинокий домик. В домике пусто, но мебель перевернута, а невымытая посуда покоится в раковине. Ясно, как летний день, что здесь недавно кто-то побывал, но кто это и где он — неизвестно. Нет даже дневников. И так везде. Всюду, куда бы герой ни попал, его будут встречать одиночество и заброшенность; в такой ситуации остается гадать, а где же все? Живы ли, мертвы? Вопросы копятся и тонким слоем ложатся на холодный мрак, в котором игроку предстоит провести большую часть времени.

Все же остров не заброшен, и его обитатели – мутанты или зомби, так и не ясно – будут попадаться вам на пути. И тут стоит похвалить товарища Эдвардса хотя бы за то, что он не превратил Estranged в трешовый шутер, променяв пугающую атмосферу на обилие экшена, мяса и кишков. Наоборот, разработчик постарался сделать каждое появление врага запоминающимся, внезапным и, на удивление, пугающим; словом, сделать все, чтобы даже с оружием в руках игрок чувствовал себя беззащитным. Все как в настоящем Survival Horror.

Впрочем, перестрелки с живыми противниками никуда не делись, но их так мало, что даже не успеваешь к ним привыкнуть.

При этом геймплейно Estranged ходит по тонкому льду между экшеном и головоломкой. Большую часть времени от игрока потребуют искать те или иные предметы или ключи, которые позволили бы пройти дальше – ничего сложного.

Что же касается движка, то Эдвардс проделал колоссальную работу. Он не просто взял и сотворил на ее основе что-то свое, а переделал так, что графика даже сейчас смотрится весьма прилично. Освещение, мягкие тени, текстуры выглядят очень здорово, а отдельные пейзажи и вовсе радуют глаз. Можно даже сказать, что ради этого мод и делался, ибо все остальное – кроме атмосферы – и правда больше похоже на демонстрацию возможностей и новую строчку в портфолио автора.

В конце концов мод вышел сразу в Steam и тут же завоевал популярность в среде фанатов. Многие были удивлены графическими возможностями движка, небольшой продолжительностью и насыщенным прохождением — и, понятное дело, требовали добавки. Ведь красота красотой, а всем было интересно узнать, чем же закончатся похождения безымянного моряка. Тем более что разрозненные куски сюжета из оригинала — заброшенный остров, зомби, лаборатория, сумасшедшие повстанцы — нужно было склеить в полноценную историю.

И Эдвардс, на удивление многих фанатов, продолжил работу. Энтузиазм, помноженный на желание учиться, растянул дело аж на пять лет. Самое удивительное, что в процессе разработки Адам решил, что из Source вытягивать уже нечего, и поэтому поспешно переключился на Unreal Engine 4. Работа шла полным ходом, и чтобы хоть как-то разогреть интерес фанатов, Эдвардс выложил в стим демоверсию своего продолжения. Одна глава, новые монстры, возможности движка работы с физикой — вот и все, чем могла похвалиться игра, но этого уже было достаточно, чтобы громко заявить о себе в узком кругу фанатов.

Сама же игра вышла 22 мая 2020 года и на этот раз не была бесплатной (впрочем, цена оказалась настолько смехотворной, что больше походила на добровольное пожертвование автору). А заодно дала фанатам понять, что Эдвардс взялся за дело уже с явным стремлением развивать франшизу. Это уже не мод, это — полноценная игра-сиквел. Интригует?

Как посмотреть. Если вы ждали продолжения истории, то, возможно, разочаруетесь. Estranged: The Departure стартует примерно с того же момента, где закончился оригинал. Придя в себя в подземной пещере, безымянный рыбак по-прежнему пытается проложить путь к свободе, но вместо этого набредает на лабораторию и сталкивается с очередными тайнами, окутавшими заброшенный (на первый взгляд) остров.

Если сравнивать подачу истории с первой частью, то разница будет невелика. Эдвардс по-прежнему не спешит раскладывать перед игроком все карты и все самые важные детали (в том числе и предысторию острова) частично оставляет за кадром. Частично? Ну, кое-что поясняется в найденных аудиозаписях, но это «кое-что» по-прежнему мешает собрать в голове цельную картину. А если обойтись без спойлеров, то в общем смысле приключение героя можно описать словами «побег с острова». И все. Впрочем, как и первый, второй акт заканчивается клиффхэнгером, вот только если в первый раз за этим витала какая-то интрига, то здесь может вызвать лишь недоумение. Какой смысл ждать триквел, если и вторая часть не слишком-то была богата на детали? Мы по-прежнему не знаем, что за герой, что за остров, что там произошло и где все жители, но зато знаем, что за всем стоит злое правительство. Очень оригинально.

Впрочем, если опустить тот факт, что Estranged — это в последнюю очередь история, то от игры можно получить какое-либо удовольствие. Во-первых, атмосфера осталась достойной похвалы. Да, формула получилась примерно той же (пустота, заброшенность, мрак), но ведь и здесь сыграла как надо. Мы по-прежнему одиноки и вынуждены пройти через огонь, воду и прочий кошмар, отчего получается, что самый главный ужас заключается в ожидании этого ужаса. Даже если мы стоим посреди ночного поля, окруженного треском сверчков, то все равно кажется, что за нами кто-то наблюдает. И этот кто-то не сейчас, так потом выпрыгнет из укрытия.

Кстати, в паре моментов Адам сумел удивить игроков. Притом резкий переход от спокойной тревоги к напряженному ужасу сыграл как надо. Но жаль (или нет), что таких моментов немного.

Геймплейно же Estranged сделал серьезный акцент в сторону исследований и блужданий, а-ля «Layers of fear». Загадок мало, а те, что есть, построены по принципу «найди ключ А, чтобы открыть дверь» или «поставь туда ящик, чтобы забраться на балкон». В принципе, имеет право на существование, так как игра никогда не позиционировала себя как квест, но с другой стороны… кроме них, в Estranged ничего нет. Экшен? Он остался таким же редким, как и в оригинале, при этом Эдвардс зачем-то разрешил герою таскать только одно оружие в руке: либо кирка, либо пистолет, либо автомат. И ладно бы только это — так еще и количество патронов урезали. Впрочем, из-за редкого экшена такой подход вообще не мешает прохождению, а с другой… зачем?!

Ну а большую часть времени игрок будет блуждать по локациям (преимущественно канализации, пещеры и т.д.), рассматривать окружающий мир, искать ключи и наслаждаться одиночеством. Звучит так, будто Эдвардс и не планировал вводить каких-то глобальных изменений в серию, представив The Departure как своеобразный ремейк оригинала.

Скорее всего, так оно и есть, ибо графика — это главное достоинство игры. Мягкий свет с частичками пыли в воздухе, густые тени, динамическое освещение, детальные текстуры – словом, тут есть все, что можно «скриншотить» до последнего. Честное слово, если бы не автор, то можно было бы подумать, что перед нами проект ААА класса, а не любительское инди. И это при щадящих системных настройках!

В целом можно сказать, что при всех своих недостатках, самый главный из которых — нулевые отличия от оригинала, Estranged: The Departure — колоссальная для одиночки работа. Как любительское инди этот проект достоин внимания хотя бы из-за густой атмосферы и элементов хоррор. Но если детально углубляться в содержимое, то можно сильно разочароваться. Estranged: The Departure просто нечем зацепить современного игрока. Ничего уникального ни в геймплее, ни в сюжете. Но если вы цените графику, атмосферу и умеете нагонять на себя ужас, то Estranged — это то, что надо для будничного вечера. Все-таки не каждый мод для Half-Life может вырасти в самостоятельный проект, а если это и происходит, то благодаря упертости разработчика и большому энтузиазму. Адам Эдвардс как раз из таких.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)