Они / Ils
Франция, Румыния, 2006
Жанр: триллер, детектив
Режиссер: Давид Моро, Ксавье Палю
Сценарий: Давид Моро, Ксавье Палю
В ролях: Оливия Бонами, Микаэль Коэн, Адриана Мокка, Мария Роман
Похожие фильмы:
- «Забавные игры» (1997)
- «Забавные игры» (2007)
- «Райское озеро» (2008)
Они — это незнакомцы, которые однажды вторглись в жизнь симпатичной молодой пары — Клементины и Лукаса, французов, живущих в Румынии. Как будто родина графа Дракулы, забыв о сотнях казненных по его прихоти, вновь возжелала крови. Очень скоро их одиноко стоящий дом превратится в поле боя.
Режиссерский дебют двух друзей Моро и Палю начинается вполне буднично: нам показывают обычный рабочий день Клементины, которая работает в школе учительницей, а также ее парня-писателя. Заурядность их распорядка может напомнить жизнь и самих зрителей, а значит сделать повествование более реалистичным для восприятия.
Ханна Арендт в своей знаменитой книге о суде над Эйхманом в Иерусалиме справедливо писала, что зло лишено возвышенности и торжественности, шекспировского размаха. Оно банально. В случае с Эйхманом и другими нацистскими палачами имело место их слепое следование однажды выбранной идеологии, заранее снимавшей с них всякую вину за содеянное. Но есть и другая разновидность зла, которая все больше распространяется по миру, тиражируя себя посредством youtube и других видеохостингов. Насилие — это, прежде всего игра, чистое любопытство: а как поведет себя муха, лишенная крыльев? Оно может даже заранее не планироваться — желание возникает внезапно и вдруг, а лучшая борьба с искушением, если вспомнить Оскара Уайльда, уступить ему. Хочешь мучить — мучай. Это игра, где действует закон азарта, а выживший всегда прав.
Распространенный в современном кино (часто не соответствующий действительности) титр «основано на реальных событиях» в случае дебюта Моро и Палю может быть вполне уместным. Повторимся, ничего необычного в сюжете фильма нет, и его запросто можно представить в любой стране и любом городе. В чем-то «Они» даже более логичны, чем «Забавные игры» — прежде всего, в примитивной простоте побудительных мотивов и заурядных личностях преступников, практически все из которых несовершеннолетние. Их опасные игры — не только самоутверждение за счет страданий других, но и своеобразная инициация: чтобы вступить в их круг надо быть таким же — без жалости издеваться над слабыми, ведь это весело и, самое главное, они знают, что им за это ничего не будет, поскольку законодательства развитых стран весьма гуманны к детям.
Жизнь — это круг сансары. Если ты не волк, то овца. Оставаться в стороне невозможно. Стремление не ввязываться в неприятности, страх столкнуться со злом, словно замкнутый круг. Ты не помогаешь, и тебе не помогут, прежде всего, потому что боятся. Поэтому как Клементина старалась держаться в стороне от проблем, так же и прочие люди отвергли ее, когда ей нужна была помощь.
«Они» безусловно имеют определенную тематическую преемственность от социальных фильмов Михаэля Ханеке, анализирующих феномен насилия. Причина таких происшествий — безнаказанность зла, элементарный страх обывателей перед ужасами из телевизора и их главный принцип «моя хата с краю – ничего не знаю». Оттого вам вряд ли помогут соседи в подобной ситуации, ведь куда проще спрятаться за зашторенными окнами, чем следовать знаменитому мушкетерскому принципу. Банда малолетних садистов — лишь метафора режиссера, обращенная ко всем нам — не проходить мимо, ибо только из-за нашего равнодушия происходят убийства.
Серьезный и выдержанный от и до в жанре триллера дебют Моро и Палю был мощной заявкой на будущее, поэтому нет ничего удивительного, что на талантливых французов обратил внимание Голливуд. Впрочем, поставленный ими ремейк «Глаза» пусть и был довольно интересным, но не произвел такого ошеломляющего впечатления, как первая совместная работа. Кажется, будто авторы сами решили подстроиться под толпу и стать такими как все, вместо того, чтобы быть собой, всегда и во всем, к чему и призывал их мощный дебют.
Комментариев: 0 RSS