The Ocean at the End of the Lane / Океан в конце улицы (роман)
Автор: Нил Гейман
Жанр: сказка, «роман взросления»
Издательство: William Morrow / Headline Review
Год издания: 2013
Похожие произведения:
- Нил Гейман «Коралина» (повесть)
- Кэтрин Патерсон «Мост в Терабитию» (роман)
Рассуждать о творчестве Нила Геймана еще никогда не было так рискованно. Первая за семь лет книга для взрослых (после «Сыновей Ананси», которая вышла в 2006 году) получилась удивительно спорной и противоречивой. Можно с уверенностью предрекать возникновение диаметрально противоположных оценок среди читателей, горячие баталии на литературных форумах и сумятицу в головах критиков (вроде той, что вы обнаружите ниже). Давайте попробуем разобраться, что же такое написал вечно непричесанный англо-американский классик «коктейлей из черной готики».
«Ocean at the End of the Lane» назвать романом язык поворачивается только с изрядной натяжкой. Это самая небольшая по объему из всех «взрослых» книг Геймана – при желании и наличии достаточных читательских навыков ее можно одолеть за несколько часов. Безымянный главный герой (альтер-эго автора) прибывает в родные места на похороны (в тексте нигде не объясняется, кого именно хоронят, но, судя по всему, одного из родителей) и, отправившись бороздить окрестности, оказывается на пороге старого фермерского дома. Пожилая хозяйка выглядит знакомой, и вскоре, усевшись на берегу пруда на заднем дворе, герой вдруг вспоминает давно забытую историю из своего детства.
Выясняется, что впервые в этом доме он побывал в возрасте семи лет. Тогда же и познакомился с его обитателями, семьей Хэмпстоков, состоящей из трех женщин: бабушки, матери и двенадцатилетней (по крайней мере, внешне) девочки. Именно эта девочка впоследствии привела его в странное место, явно не принадлежащее нашему миру. Там, под оранжевыми небесами, им пришлось противостоять жуткому потустороннему существу – и наш герой совершил роковую ошибку, которая едва не стоила ему жизни.
Пересказывать сюжет смысла нет – он довольно предсказуем и не отличается резкостью поворотов. Старая миссис Хэмпсток раз за разом выступает в роли deus ex machina, красивым колдовством (а этого у автора не отнять, магию он умеет описывать потрясающе) вызволяя героя из неприятностей. Воплощение зла притворяется приятной и любящей женщиной (пуговиц вместо глаз удалось избежать только чудом), а кошки без труда путешествуют между реальностями. Обитательницы фермы – совсем не те, кем кажутся, да и пруд на заднем дворе тоже таит серьезный сюрприз (см. название романа), зачем-то преподнесенный с торжествующим видом в самом финале.
Гейман изящно и красиво играет на вдоль и поперек им же исхоженном поле, радует читателя многократно испытанными приемами, а в итоге забивает виртуозный гол в собственные ворота. «Океан» от начала и до конца состоит из самоповторов. Постоянные поклонники с легкостью различат здесь и отзвуки «Американских богов», и гулкое эхо «Коралины», и невнятные перепевы из «Задверья», и мотивы «Тролльего моста». Свежих образов нет, и узнавание иногда будет настолько полным, что вполне может отбить весь, пусть и небольшой, интерес к этому тексту.
Написан роман вкусно и качественно, повествование развивается мягко, плавно, типично геймановским манером, однако многие детали и подробности кажутся лишними, насильно втиснутыми в эту, в общем-то, довольно камерную историю. Еще большее недоумение вызывает натужное наращивание текста в финале – после победы над «домомучительницей» герою предстоит столкнуться с еще одним врагом, о котором прежде нигде и никак не упоминалось. Враг этот присутствует в романе только по двум причинам: во-первых, еще разок продемонстрировать божественную мощь старой миссис Хэмпсток, а во-вторых, добить текст до минимального размера для публикации отдельной книгой. Впрочем, Гейман и сам признался в одном интервью, что «Океан» начинался именно как рассказ. Возможно, было бы лучше, если бы рассказом он и закончился. Хотя нам ли додумывать за автора…
«Ocean at the End of the Lane» непременно порадует всех поклонников Геймана, ибо это квинтэссенция того, за что мы любим его прозу: кошки, магия, потустороннее зло и проникновенные рассуждения обо всем на свете, поданные с фирменной интонацией «грустная улыбка мудрого волшебника» (TM). Те же, кого прежние произведения мастера оставили равнодушными, могут смело проходить мимо – ничего нового для себя они здесь не найдут. Говорят, все новое – это хорошо забытое старое. Если так, то Нил Гейман явно поторопился с новой книгой: семи лет недостаточно, чтобы забыть его прежние шедевры.
1 Мельник 10-10-2013 22:26
Почему бы и нет, фанаты все равно купят.
2 Павел Черепюк 21-09-2013 21:23
Подобные роман взросления мне нравятся, и сюжет вроде интересный. Но конечно само-повторы и старые фишки конечно не очень хорошо. Думаю в скором времени эту книгу переведут. Хоть я еще не все его романы прочитал.
3 Eucalypt 20-09-2013 12:55
На дня купил, наконец-то, "Американских богов". Надо прочитать. Но мне это всегда и не нравилось в Геймане - пересказывание старых сказок на новый лад. Да, мило, да, изобретательно, но игра ради игры. Надеюсь, в "Богах" он откроется мне не так, как в его рассказах.