DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

«Орден Славы» в контексте русского христианского рока

Вячеслав Бутусов — один из легендарных и, пожалуй, самых ярких представителей русского рока. Широкая публика знает его как лидера группы Nautilus Pompilius. Будучи немолодым, Вячеслав Геннадьевич по-прежнему не устает удивлять. Несколько лет назад мэтр основал новый коллектив — «Орден Славы». В творчестве команды преобладают религиозные мотивы, о которых подробно рассказывает Андрей Волков.

Истоки русского христианского рока

Первой христианской группой в СССР был рок-коллектив «Трубный зов», основанный в 1980 году в Ленинграде Валерием Бариновым и бас-гитаристом Сергеем Тимохиным. Оба были баптистами. В то время протестанты активнее прочих христианских деноминаций сопротивлялись атеистической пропаганде и нередко вели свою деятельность полуподпольно. Вот и Баринов с Тимохиным хотели через рок-музыку доносить свои воззрения до граждан СССР, что, конечно, было несовместимо с генеральной линией партии.

История их группы во многом напоминает историю американской Skillet, также созданной членами протестантской церкви. Однако если Skillet на толерантном Западе быстро получила популярность и даже стала успешно конкурировать с коллективами, использовавшими антихристианский имидж, вроде Black Sabbath и Marilyn Manson, то «Трубный зов» получил известность не столько благодаря музыке, сколько из-за последующего ареста Баринова и Тимохина — за то, что их единственный альбом «Второе пришествие» (1982) был издан в США, где разошелся тиражом в 100 тысяч экземпляров.

Вячеслав Бутусов в год первого и последнего альбома «Трубного зова» как раз основал вместе с Дмитрием Умецким в Свердловске легендарную рок-группу Nautilus Pompilius. В Ленинград Бутусов переехал в 1989 году, после того как встретил во время командировки на «Ленфильм» для записи саундтрека свою будущую вторую жену Анжелику Эстоеву, работавшую там помощником режиссера.

Неспроста история христианского рока в России началась с «культурной столицы». Ленинград был относительно свободным в плане искусства городом. В ленинградский рок-клуб, созданный 7 марта 1981 года, входили самые разные, порой творчески прямо противоположные коллективы: «Аквариум» и «Бригадный подряд», «Пикник» и «Телевизор», «ДДТ» и «Кино». Этот город всегда был центром притяжения для творческих элит. Неслучайно в нашей рок-музыке городу на Неве посвящено так много песен, включая и «Город» В. Г. Бутусова, созданный им в период пандемии под вывеской его новой группы «Орден Славы».

Религия в жизни Вячеслава Бутусова

К религиозной вере Вячеслав Бутусов приходил постепенно. В период существования Nautilus Pompilius основным автором текстов был поэт Илья Кормильцев. Начиная же с группы «Ю-Питер» (2001—2017) Бутусов писал тексты к песням сам. По ним можно судить, как менялось его мировоззрение. Немало христианских мотивов было уже в последнем альбоме «Ю-Питера» «Гудгора», в связи с чем становится яснее, почему этот этап деятельности завершился, несмотря на успех, сопровождавший группу на протяжении ее пути. Очевидно, что серьезный и сознательный приход В. Г. Бутусова к православию требовал другого проекта для выражения его мироощущения.

Вера в среде наших рок-музыкантов — явление нередкое. Православными себя называют Петр Мамонов и Юрий Шевчук, Валерий Кипелов и Константин Кинчев, Дмитрий Ревякин и Светлана Сурганова… Всех не упомнишь. Некоторым из них вера в бога помогла преодолеть алкоголизм и наркоманию; у других, как, например, у Кинчева и Ревякина, она стала важной частью поэтики. Вот и Вячеслав Бутусов с возрастом все чаще обращается к христианству за вдохновением. Ему явно тесно в узких рамках рока, его талант стал мультижанровым, распространился на саундтреки к фильмам и классическую музыку — в 2020 году был издан совместный альбом с известной пианисткой Екатериной Мечетиной «Chiaroscuro», состоящий из 12 фортепианных пьес.

Расширение жанровой палитры Вячеслава Бутусова отразилось и на звучании старых хитов времен «Наутилуса». В 2017 году Вячеслав Геннадьевич выпускает со своей пока анонимной группой альбом «Гудбай, Америка», приуроченный к празднованию 35-летия Nautilus Pompilius. Эта работа вызвала неоднозначные отзывы критиков и поклонников раннего творчества Бутусова — аранжировки изменили не только музыкальный рисунок песен, но даже их настроение. Многие прежде трагические произведения, вроде «Одинокой птицы», стали звучать светло и чуть ли не умиротворенно, что, впрочем, вполне коррелирует с изменившимся под влиянием православия мировоззрением Капитана. Но автор может делать со своими произведениями все, что хочет, а недовольные могут послушать старые записи легендарного «Наутилуса».

Бутусов, с окладистой белой бородой, сохранивший и в 60 лет мужскую привлекательность, ныне предстает познавшим тайны жизни философом. Тот трагический надлом в его душе, что вызвал к жизни песни Nautilus Pompilius, ныне сменился восприятием жизни как приготовления к вечности, что вполне характерно для христианства. Вячеславу Геннадьевичу теперь больше по душе интеллектуальные беседы, как в «Парсуне» В. Р. Легойды или программе «Познер», а вот у излишне суетливого и не всегда уместно шутящего Урганта ему явно не по себе, что подтвердил эфир программы, приуроченный к 60-летию музыканта.

«Орден Славы», появившийся в 2017 году, попал в интересный контекст. Ныне не только христианский рок немоден в России, но и рок вообще (исключений — два-три наименования, лишь подтверждающих правило). Отовсюду звучат электронная попса и отвязный рэп, под которые молодежь танцует «последний радиоактивный танец», если вспомнить язвительную притчу Луиса Бунюэля «Симеон-столпник».

Однако у Бутусова нет никакого желания ни становиться современнее, ни заигрывать с ностальгическими чувствами поклонников «Наутилуса», сочиняя песни, похожие на старые хиты. Напротив, репертуар «Ордена Славы» мало напоминает классического Бутусова. Песни лишены трагизма, меланхолии, иные даже мажорные, напоминающие по настроению христианские гимны («Герои», «К ангелам», «Аллилуйя, София»). В музыке усилено присутствие мягких, благостных гармоний, нередко звучат фортепианные партии и сэмплы оркестровых инструментов. При этом стоит сказать, что поклонников у нынешнего Бутусова по-прежнему немало, даже добавились новые, из числа любителей классической музыки. В соцсетях Вячеслав Геннадьевич лично общается с ними, что тоже необычно для рок-музыканта его возраста.

Ну а где же другой христианский рок? На Западе есть немало коллективов, даже из среды блэк-метала (тут уж стоит называть его уайт-метал), широко известных меломанам. А у нас раздолья не видно.

Глашатаи христианского рока — кто они?

Советский «Трубный зов» — ныне факт истории. «Галактическая федерация», выращенная также в Санкт-Петербурге, не имеет широкой известности в регионах, хоть и выступает на больших площадках родного города, вроде БКЗ «Октябрьский». Интервью с лидером команды выходило на церковном канале «Спас», но Анатолий Вишняков отнюдь не Вячеслав Бутусов — большого ажиотажа разговор с ним не вызвал. Христианский хеви-метал-ансамбль «Черный кофе» был весьма популярен на рубеже 1980-х и 1990-х, вплоть до гастролей и проживания в США лидера группы Дмитрия Варшавского. Однако ныне «Черный кофе» явно в стане героев прошлых лет, хотя здравствует и гастролирует до сих пор. Ни Вишняков, ни Варшавский не превратились в культовые фигуры русского рока, чье мнение и мировоззрение интересно десяткам и сотням тысяч людей.

Умерший недавно Петр Мамонов надолго пережил свою славу рок-музыканта. Его колектив «Звуки Му», один из флагманов московского андеграунда 1980-х, распался до того, как Петр Николаевич пришел к вере. Альбомы, выходившие под этим брендом во второй половине 1990-х и первой половине 2000-х, можно аттестовать как spoken-word или музыкальный минимализм, но никак не рок-музыку. Тем более что Петр Мамонов в 1990-е увлекся театром, и эта сторона его творчества в новом веке явно затмила музыкальную. Песни, особенно раннего периода, он исполнял неохотно, а на рок-фестивалях не появлялся вовсе, если не считать неожиданного выступления с двумя песнями на крупном open-air «Рок над Волгой» в 2011 году.

«Калинов мост», выращенный в недрах сибирского андеграунда и заслуживший благостное расположение сурового панка Егора Летова, активно гастролирует по сей день и даже имеет репутацию классики фолк-рока, но у широкого слушателя группа ассоциируется с хитами двадцатилетней давности — особенно с выдающейся песней «Родная» с альбома «Оружие» (1998). Эту одну из главных песен русского рока 1990-х не сумел испортить даже популярный рэпер Баста в своем кавере, хотя и очень старался.

Лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин — прекрасный поэт и вокалист, музыкально группа всегда звучала необычно, отнюдь не в стиле лубочного русского фолка а-ля «Бурановские бабушки» или «Золотое кольцо», а скорее представляла собой смесь западного фолк-рока и ритм-энд-блюза с почвеннической поэзией Ревякина. Когда-то в его творчестве были сильны языческие мотивы, но с приходом Дмитрия Александровича к православию языческая тема почти полностью ушла из лирики «Калинового моста», сменившись отвлеченными образами на основе русской фолковой традиции — Ревякин, в отличие от Бутусова, все же стесняется писать миссионерские тексты.

Музыкальное творчество Константина Кинчева и Юрия Шевчука отличается тяжелым звуком, многочисленными экспериментами со стилем и тематически с традициями христианского рока мало связано. Для Шевчука сцена — это трибуна, с которой можно заявить о проблемах, что стоят перед страной, а по-панковски раскованная и ерническая ранняя лирика Кинчева позже сменилась порой тяжеловесными националистическими пассажами и философией в духе славянофильства XIX века. Христианство в текстах Кинчева — скорее часть русской культурной традиции, а не магистральная линия творчества, на которую нанизывается все остальное.

Есть еще рок-группа иеромонаха (!) Рафаила (Романова), редкий пример церковного рока в России, ибо РПЦ к рок-музыке относится настороженно и нередко устами своих многочисленных спикеров обличает ее как сатанинскую. Тем не менее на музыкальные подвиги церковного поэта Рафаила когда-то благословили старец схиархимандрит Илий (Ноздрин) и даже митрополит Кирилл (Гундяев), нынешний патриарх РПЦ. Группа появилась в 2005 году и не ведет широкой гастрольной деятельности, что вполне понятно — во главе ее иеромонах, призванный прежде всего молиться в монастыре. Тем не менее «Сыновья России» занимают уникальную нишу церковного рока в нашей стране.

Место «Ордена Славы» в контексте творчества других исполнителей

Вот так и получается, что на сегодняшний день «Орден Славы» — по сути единственная широко известная христианская рок-группа. Пусть не все знают название, но кому не знаком ее лидер! Они очень много гастролируют и, в отличие от не менее популярных «Алисы» и «ДДТ», исполняют почти все песни на христианские темы, с обилием аллюзий и реминисценций. Даже сделанная под влиянием киножанра noir песня «Идиот» (а клип на нее снят в стиле анимационного киберпанка!) полна отсылок к библейским событиям и звучит лишь чуть более тревожно, чем прочие песни «Ордена Славы» с пока единственного альбома «Аллилуйя» (2019). Тематика песен, возможно, не всегда разнообразная, но зато искренняя. Не приходится сомневаться, что именно такие песни и может петь рок-музыкант, обретший твердую веру в бога.

В какой бы группе ни играл Бутусов, его поведение на живых выступлениях не менялось. Он один из самых статичных музыкантов нашей рок-сцены — да и мировой тоже. В связи с этим можно привести воспоминания Шуры Би-2 о посещении им и его другом Левой Би-2 концерта Бутусова на стадионе. Ребята много лет прожили за границей и привыкли к ритмичному сценическому поведению, но все-таки уважали «Наутилус» как коллектив с собственным ярким стилем. Однако Шура и Лева пришли в ужас от того, что творилось на сцене. Точнее, от того, что там не творилось: Вячеслав Геннадьевич сидел на стуле и пел песни под гитару — и это на рок-концерте! Над тем же самым сценическим поведением Бутусова забавлялись, но более дерзко, знаменитые альтернативщики Louna в книге «Грязные гастроли» (2019). Стоит ли говорить, что «Алиса» и «ДДТ» всегда отличались отменным драйвом, не хуже, чем у западных команд, и вместе с «Гражданской обороной» и еще пятью-шестью коллективами оказали большое влияние на появление альтернативного сегмента рок-музыки в 1990-е годы в России.

Тем не менее группе, исполняющей умиротворяющий христианский рок, статичное поведение вполне подходит. Драйв заменили элементы классической музыки, Бутусов нередко использует хоралы, что сближает музыку «Ордена Славы» с госпелом. Разве что название не вполне христианское — военный орден Славы не имеет никакого отношения к религии. Объяснений названия со стороны Вячеслава Геннадьевича не последовало. Военная тема в творчестве коллектива практически полностью отсутствует, и едва ли Бутусов захочет писать на военные темы, чего не гнушается, кстати, иеромонах Рафаил (Романов). Хотя в нашем роке вообще много случайных названий групп, как, например, «Аквариум» или «Агата Кристи», которые тем не менее прижились и ныне никого не смущают.

«Орден Славы» — пусть не Skillet, но достойный пример христианского коллектива, гастролирующего по всей стране. Ни к творчеству, ни к личности Вячеслава Геннадьевича интерес по-прежнему не снижается — его зовут на многие программы и мероприятия как на телевидении, так и в интернете, и Бутусов неизменно производит впечатление своей грамотной речью и философским складом ума. Он знает меру и не превращает интервью в проповедь православия. Ведь за художника должно говорить прежде всего его творчество, которое в случае Бутусова по-прежнему интересно. Он изменился — возможно, во многом отошел от рок-музыки, принесшей ему популярность в эпоху перестройки. Но большой талант композитора проявляется, пусть с меньшей силой, и в новый период творчества Вячеслава Геннадьевича. Делать далеко идущие выводы пока рано — в отличие от «Наутилуса», ныне пребывающего на почетном месте в музее русского рока, «Орден Славы» только начал свой путь. Станет ли это последней реинкарнацией выдающегося рок-музыканта или лишь новым этапом, покажет время.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)