DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Оркестр свингующего дьявола

Diablo Swing Orchestra – группа, о которой можно говорить бесконечно. История создания коллектива загадочна и таинственна. Согласно легенде, в XVI веке в Швеции существовал оркестр, музыканты которого, путешествуя по стране, играли чудесную музыку, что вводила людей в самый настоящий транс. Она была столь очаровательной и необыкновенной, что все, кто ее когда-либо слышал, были не в состоянии ее забыть. Но самое примечательное было то, что музыканты сквозь призму своего творчества предлагали своим слушателям совершенно иной, другой взгляд на жизнь, личное мировоззрение, которое должно было заставить аудиторию задуматься над происходящим вокруг. И ничего удивительного, что участники оркестра быстро полюбились слушателям, приобретая все новых и новых почитателей своего творчества, однако церкви, привыкшей держать в своих руках власть, управляя рычагами как в политической, социальной, так и культурной сферах, такое положение вещей не нравилось.

Diablo Swing Orchestra

Не упустив возможности оклеветать музыкантов, было решено озаглавить их музыку, идущей от самого дьявола. Именно в этот момент коллектив становится известен как The Devil Orchestra. Как доказывает мировая история своими многочисленными примерами, сквозь потоки крови и лжи церковь всегда добивалась своего, в результате чего были устроены гонения и всяческие притеснения оркестра. Давление становилось всё сильнее и сильнее, и музыканты решают дать заключительный масштабный перфоманс, но перед этим они пишут последнее свое желание или даже некое поручение своим потомкам, чтобы те обязались возродить этот коллектив через 500 лет. Таким образом, было написано 6 писем-наставлений, которые были переданы надежным людям. После запланированного выступления The Devil Orchestra были схвачены приспешниками церковнослужителей и были казнены через повешение. Однако эта история хранилась долгие века и на протяжении многих поколений люди не могли забыть о существовании некогда знаменитого оркестра, музыка которого  магически завораживала. 

 

*Ремарка: Хотите верьте, хотите нет, но  наличие этого странного ансамбля на территории Швеции в XVI веке позже было подтверждено историками.

 

Продолжение этой истории произошло в 2003 году, в шведской столице – Стокгольме, где в музыкальном магазине, разговорившись о музыке, случайно познакомились два человека. Примечательно, что это были потомки тех самых участников оркестра Дьявола.  Но самое знаменательное в этой ситуации то, что после встречи каждый из них получил то самое письмо-послание, призывавшее снова собрать  The Devil Orchestra. В результате,   они начинают искать оставшихся музыкантов, чтобы возродить творчество своих знаменитых предков под названием Diablo Swing Orchestra.

Ну и как итог, сегодня мы с вами можем не только услышать музыку этой необычной группы, не только увидеть музыкантов на сцене, но и оценить и испытать на себе весь шарм этого коллектива, проверить – действительно ли легенда совпадала с реальностью, чаруя слушателей своим поражающим воображение магнетизмом.

Borderline Hymns

Для начала ребята выпускают EP  «Borderline Hymns» в том же 2003 г., так сказать на затравку. Посмотреть, что из этого получится, в каком русле двигаться дальше и самое главное – как это воспримут слушатели. Нельзя забывать, что в первую очередь это эксперимент, а эксперименты, как мы знаем, бывают удачными и не очень. Из «Borderline Hymns» получилось что-то вроде такого отвязного кабаре, да и сам имидж музыкантов наталкивает на подобные мысли – посмотрите фотосет и вы не будете разочарованы.  Средневековая группа в сюртуках во главе с оперной певицей в черно-красных тонах. Как-то неожиданно, надо сказать… тем более на фоне остальных метал-коллективов того периода. Приходится сравнивать – так уж мы устроены, а не с чем!  «Borderline Hymns» и близко даже ничего не напоминало, не было никаких клише или стандартов, похожих на  эту музыкальную кладезь. Пожалуй, стоит особо подчеркнуть, что творчество Diablo Swing Orchestra будет неправильно попытаться обозвать только музыкой. Это нечто большее, это целое искусство в самом прямом его понимании, настоящее, без подделок! Это театральная постановка, это актеры и неповторимые роли, монологи и диалоги, это комедия и драма в одном флаконе, своеобразная опера или даже мюзикл, как вам будет угодно.  Именно такую взрывоопасную смесь нам предложили музыканты.

Свой первый полноформатный альбом они выпускают спустя 3 года, то есть в 2006 г. Опус получил название «The Butcher's Ballroom» и представляет собой авангард-метал, во всяком случае, именно такое определение дают сами участники DSO. Однако больше всего им по вкусу ярлык  "мятежная опера". Как по мне – так такой жанр как авангард, собственно говоря, вообще не имеет каких-либо рамок и очертаний, нет ограничений как в плане сочинения музыки, так и в плане технического подхода аранжировок и обработки полученного материала. Если выражаться энциклопедически, то авангард это: "одно из направлений метала, заключившее в себя симфонические, прогрессивные, индустриальные,  фольклорные элементы и некоторых других поджанров метала. Отличается большим количеством экспериментов со звуком, инструментами и структурой композиций. Он появился в конце 1980х - начале 1990х в Швеции и Норвегии. Типичные инструменты: гитара, бас-гитара, синтезатор, скрипка, флейта, ударные".  На «The Butcher's Ballroom» всего этого достаточно с лихвой: казалось бы, привычные нам музыкальные построения из простых инструментов собраны в каком-то невообразимом ключе, сотканы из множества симфонических оркестровок, перекручены как ДНК, постоянно вплетаясь друг в друга снова и снова, встречаясь-расставаясь и снова встречаясь, на всем протяжении звучания этих 13 композиций. 

The Butcher's Ballroom

Если разобрать на составные части начинку, которой напичкан релиз, то это свинг + фламенко + электронная музыка + метал + классическая музыка + оперный женский вокал с текстами на английском и итальянском языках. Чем же группа отличается от других коллективов с женским вокалом? Ответ прост: это юмор.

 

*Ремарка: в одном из интервью Daniel Håkansson (гитарист/бэк-вокалист) рассказал, что именно благодаря здоровой доли иронии, сарказма и юмора им удалось создать столько потрясающих композиций. Его мать в молодости была оперной певицей и на протяжении всей своей жизни она пела в хорах, таким образом, Даниэль вырос, слушая оперу и хоры. Этот факт биографии музыканта не мог не отразиться на творчестве DSO.

 

Кроме того, музыкант известен своей любовью к национальной музыке народов самых разных стран, именно поэтому здесь наблюдаются элементы цыганской музыки, фламенко, а также влияние музыки Ближнего Востока. В итоге, секрет такого необычного звучания заключается в том, что DSO воплощают на альбоме различные жанры, в значительной степени расширяя их диапазон, а не используя их лишь для создания какого-то одного эффекта. К примеру, трек «Balrog Boogie» – это скорее свинг-композиция с влияниями рока и метала, нежели наоборот. Примечательным является тот факт, что вся симфоническая составляющая диска выдвинута на первый план, оперный вокал является не просто украшением структуры партитур, а главной неотъемлемой частью всего этого живого организма. Классическая музыка с академическим уклоном диктует свои правила, в то время как всё то, что принадлежит металлу – держится рядом, лишь нажимая на определенные рычаги, не принимая главного участия в этом действе, а лишь исполняя второстепенную роль в спектакле под названием Diablo Swing Orchestra.

«The Butcher’s Ballroom» фактически поделен на две части – первая начинается с трека «Balrog Boogie»,а вторая - с «Gunpowder Chant». Изначально идея была в том, чтобы попробовать создать релиз с большим количеством интерлюдий, похожий на шоу или пьесу, которая бы вызвала эмоции и чувства подобные тем, что мы испытываем, пребывая в театре или опере. Но из-за ограниченного времени, отведенного для создания данного материала, этот потенциал остался раскрытым не полностью и был сведен до минимума. Однако именно здесь музыканты берут планку подняться выше в этой области на своих следующих альбомах.

По части оформления релиза, то оно продолжает тенденцию миньона «Borderline Hymns» – снова черно-красное сочетание цветов, выполненное в жестком контрасте. Стоит обратить внимание, что песни с раннего EP также вошли сюда: «D’Angelo», «Porcelain Judas», «Pink noise waltz» и «Velvet embracer», правда, несколько в ином ключе – с переработанными аранжировками. Темы лирики в большинстве своем затрагивают личные размышления о сложных жизненных ситуациях. Названия треков, , отличающиеся своей необычностью и оригинальностью, были призваны пробуждать воображение. «The Butcher’s Ballroom» приглашает вас на 50 минут забыть о реальности…

Sing Along Songs for the Damned & Delirious

 Далее в 2009 году DSO разразились вторым альбомом под замысловатым заголовком «Sing Along Songs for the Damned & Delirious». Сложно не отметить эволюцию группы, ведь этот релиз на голову выше предыдущего. Возможно, все дело в том, что практически весь материал для «The Butcher’s Ballroom» написал Daniel Håkansson, однако, в последующих опусах стал значительно заметнее труд остальных участников коллектива. Здесь все тот же фирменный стиль DSO и этот волшебный почерк, но… все сделано в более остром ключе и выполнено на максимуме самоотдачи. Тут-то и возникает то самое необыкновенное чувство эффекта присутствия, будто находишься на театральном представлении, да не просто в кресле в качестве пресловутого слушателя/зрителя, а чуть ли не на самих подмостках при свете прожекторов и софитов. Действительно, «Sing Along Songs for the Damned & Delirious» на самом деле заставляет вас испытать это ощущение на собственной шкуре. Попробуйте - и вы не откажетесь от этого удовольствия в следующий раз. Просто истинное наслаждение стоять посреди сцены, когда телодвижения происходят произвольно, вам не подчиняясь, ну а если вы вдруг забыли слова… то не переживайте, суфлер, сидящий рядом среди постановочного реквизита, вам подскажет. А под занавес – настоящий гул поклонников, аплодисменты и восторженные крики ценителей и почитателей театрального искусства, включая критиков, журналистов и искусствоведов. Такими настроениями релиз пропитан от корки до корки.

Альбом получился более разнообразным и усложненным по структурам песен. В этом виновны резкая смена ритма, изменения в методике аранжировок и плотности звучания. Внутри полотна притаились танго, вальс, полька, буги, ска, конечно же, джазовый свинг (куда же без него?!), а также элементы этнической музыки - латиноамериканские мотивы и даже русские застольные мелодии.

«Sing Along Songs for the Damned & Delirious» оставляет после себя исключительный привкус какого-то сумасшедшего карнавала, где гротеск и фантасмагория стоят на ключевых позициях. Да и обложка альбома на этот раз отклонилась от принятого ранее курса – теперь мы видим мультяшных персонажей, раскрашенных в яркие, красочные цвета, летящих на бешеной скорости на аттракционе в парке развлечений. Тем не менее, свежий облик DSO пришелся по вкусу старым почитателям творчества группы и повлиял на появление новых. 

Pandora’s Pinata

И наконец, третья работа коллектива «Pandora’s Pinata» увидела свет в 2012 году. Наверно никто уже и не верил, что у музыкантов осталось место для экспериментов на новом альбоме. Но они сумели расширить диапазон своей музыкальной мысли еще дальше. Я помню, как многие жаловались тогда, что это уже не те DSO, что они выжали из себя по максимуму и теперь им просто нечего представить что-то из ряда вон выходящее…  Что ж, отчасти в этом есть доля правды – альбом действительно было сложно понять с первого раза, в отличие от прошлых работ – по сравнению с дебютным симфо-готическим декадансом и нарочито карнавальным  следующим, которые въедались в память с первых нот, «Pandora’s Pinata» стал этаким белым пятном в дискографии группы. Его нельзя было принять однозначно, вроде бы тут и залихватские «Voodoo Mon Amou» и  «Guerrilla Laments», выполненные в прежнем русле, зажигательная арабская «Mass Rapture». Но в то же время совсем чуждые слуху короткая свинг-панковая зарисовка «Black Box Messiah», где был задействован хор китайских мальчиков, и «Justice for Saint Mary», начинающаяся как мелодично-лирическая, однако, под конец DSO не удержались, воткнув в нее электронные семплы с брейккором – действительно, а зачем?! Боюсь, что на этот вопрос  есть ответ только у самих музыкантов…

Мужского вокала стало гораздо больше, впрочем, отмечу это скорее как плюс, нежели минус, потому как он добавил приятной драматической окраски всему опусу. Как говорится, если уж страдать – то вместе. Лирика получилась в этот раз совсем уже разношерстной. Например, трек «Guerrilla Laments» основан на письмах фанатов из Южной Америки и Мексики, где они рассказывали о своей жизни, проблемах, которые их волнуют. В результате музыкантов настолько тронули эти истории, что они решили изложить об этом  в данной композиции, в благодарность посвящая ее всем тем людям, что вложили частичку своей души в DSO. Кроме того, в лирике также встречаются темы любви и как она может быстро трансформироваться в ненависть, темы несбыточных грез и обманутых, неоправданных надежд.

Оформление альбома, как это ни странно, получило продолжение. Снова рисованные красочные персонажи с изображением пиньяты.  Если кто не помнит – это мексиканская по происхождению полая игрушка довольно крупных размеров, которая изготавливается из папье-маше или лёгкой обёрточной бумаги с орнаментом и украшениями. Своей формой пиньята воспроизводит фигуры животных или геометрические фигуры, наполняемые различными угощениями или сюрпризами для детей. Так вот, а причем тут Пандора? Ну все наверно помнят известный миф Ящик Пандоры, откуда по преданию появились зло, страдание, боль и печаль в мире людей. Философский смысл? Может быть.

Кабаре, водевиль и винтажное обрамление теперь осталось в прошлом. Группа на самом деле свернула с проторенной дорожки, отправляясь в далекое путешествие по экспериментальным просторам. Daniel Håkansson однажды сказал: «Я буду все равно продолжать сочинять песни, даже если их никто не будет слушать. Просто это часть меня»… Я думаю, что это слова настоящего творца, человека искусства, ну а за аудиторией остается право выбора – принимать ли DSO в таком виде или нет.

Не будем забывать, что историю вершат революционеры, и Diablo Swing Orchestra как раз из таких. Мимо их творчества просто невозможно пройти мимо. Браво!

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Tatjana-A 05-04-2014 22:08

    Спасибо, отличная рецензия. При всей моей немузыкальности - благодаря вам заинтересовалась и скачала.

    Учитываю...
  • 2 dr_Fade 24-03-2014 21:54

    Заинтересовался. Послушал. В очередной раз убедился, что в "металических" экспериментах жителям Cеверной Европы равных нет.

    Спасибо рецензенту!

    Учитываю...