DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Особенности национальной охоты. На зомби

Эпоха мертвых. Начало (роман) 

Автор: Андрей Круз

Жанр: фантастический боевик с элементами хоррора, роман-катастрофа

Издательство: Альфа-книга

Серия: Фантастический боевик

Год издания: 2009

Чем интересен зомби-хоррор? Мертвецами, медленно бредущими (или бодро бегущими) по пустынным улицам? Headshot'ами, которыми их окучивают главные герои? Быть может, очередным осадным противостоянием в супермаркете, коттедже или на военной базе? Чем? Ведь за очень редким исключением книги про зомби так однообразны и предсказуемы, что в пору разводить руками. В чем же соль? А она обязательно должна быть, потому что ставить знак равенства между этим жанром и, скажем, плоскими слэшерами, которые любят за вопиющую предсказуемость, я бы не спешил. Это слишком просто.

Я могу предложить вам свою версию. Думается мне, что главное в данном жанре вовсе не зомби, а люди. Мы с вами. Саймон Кларк в «Кровавой Купели» подметил одну важную деталь, которая есть квинтэссенция моей мысли. Он сказал, что «бывают в истории моменты, когда время делится пополам. Знаете, вроде как рождение Иисуса Христа. Все, что было раньше, — до НЭ. Все, что позже, — НЭ». На стыке этих переломных моментов люди тоже делятся пополам. Катаклизмы, которые мы видели в фильмах Ромеро или Бойла, срывают со всех нас маски, до максимума упрощая громоздкую и непрозрачную систему взаимоотношений в современном обществе. Никаких полутонов и социальных ролей. Только черное и белое. Так, почувствовав свою безнаказанность, кто-то отправится насиловать и убивать, кто-то грабить и жечь, а кто-то, наоборот, будет держать периметр обороны, прикрывая отход женщин и детей. Кто ты на самом деле? Это и есть самое интересное. Не зомби, которые в жанре больше декорации-антагонисты, а психология, зомби-эксперимент Хиршбигеля, если хотите. Вот в чем соль.

«Эпоха мертвых» уже довольно известна в Сети. О книге говорят, пишут фанфики по мотивам, появляются рецензии и отзывы. Редко какая книга из серии «Фантастический Боевик» удостаивается подобного внимания. Особенно со стороны читателя. Причина такого безразличия со стороны последнего известна — не самый, мягко говоря, высокий писательский уровень авторов. Графоманы здесь, увы, действительно превалируют.

Поэтому если о книге из этой серии говорят и при этом говорят много, то это уже повод для знакомства. Тем более, что тема «Эпохи мертвых» и печальная картина на отечественном рынке хоррор-литературы нас к этому вроде как даже обязывает. Не лучшее время, чтобы воротить носы, господа. Впрочем, книга Андрея Круза заслуживает внимания и без вышеупомянутых «но».

Очень часто в фильмах (да и в книгах тоже) читателя (или опять же зрителя) просто ставят перед фактом — вот эпидемия, вот зомби, а откуда все есть-пошло вам знать совсем необязательно. В «ЭМ» с этим все в порядке. Есть вирус, есть обезьяны и крысы, которые им инфицированы, и есть кучка, скажем так, «зеленых» с набором слесарных инструментов в заднице. Знакомо? Да, начало действительно напоминает «28 дней спустя». Затем вирус, как это обычно бывает, вырывается на свободу и, словно снежный ком, начинает набирать обороты. Завязка тривиальна и ничего оригинального здесь искать не нужно.

Самое любопытное начинается позже, когда народ начинает понимать, к чему все клонится, и активно принимается за собственное спасение. Вот здесь и начинается наш с вами национальный зомби-апокалипсис — узнаваемый и такой непохожий на американский. Главное — нюансы. Масса нюансов, которые делают картину происходящего реалистичной и, простите, родной. От забавного желания напиться, природной запасливости нашего брата и головотяпства правительства до логичных и, что главное, весомых доводов в пользу того, почему, например, «нива» или «буханка» лучше «лендкрузера». Дельных советов по выживанию действительно много. Макс Брукс бы от зависти съел свой зомби-гайд.

Красная нить всей книги — пословица о спасении утопающих. Хочешь выжить — действуй. Не стоит надеяться на военных, правительство или на традиционное русское «авось». Моменты, которые западный автор обычно опускает, Круз старается обосновать и разложить по логическим полочкам. Например, армия. Кто поверил в теорию Брукса из «Мировой Войны Z», где наши вооруженные силы скатились к воинственной религиозности и вообще занимались черт-те чем? В подобный идиотизм лично мне поверить было очень сложно. А теперь представьте, что армия не съехала с катушек, а просто разбежалась по домам. Не потому, что она — трусливый сброд, а потому, что у всех солдат и офицеров есть семьи и близкие, которые в сложившихся условиях требуют защиты и помощи. Кто им поможет, если не их собственные мужья, сыновья, братья? И только по этой причине гарнизоны пустеют на глазах, а по всем дорогам страны разъезжают БТРы и военные КАМАЗы с дезертирами. Согласитесь, в подобное виденье ситуации Крузом поверить гораздо легче, чем в ту ахинею, что была в «Z». И так почти по всем пунктам.

«Эпоха мертвых» — не ужасы. Но, положив руку на сердце, я кроме «Кровавой Купели» Кларка и не вспомню зомби-романа, который сумел меня напугать. Пугают ли они вообще кого-нибудь? Не уверен. Скорее они способны вызвать чувства отчаяния, безнадежности и переживания за судьбу героев, но никак не страха. Материя немного не та. Так и у Круза. Зомби шляются, человечиной не брезгуют, умирают окончательно после выстрела в «башню», но ни фига не страшно. Привыкли что ли...

А вот главные герои книги не особо вам запомнятся. Вот им как раз чего-то не хватает. Возможно, что здесь автору все же стоило поработать немного усерднее и уделить своим персонажам больше времени. Впрочем, даже не самые яркие типажи героев справляются со своими ролями, и наблюдать за их поведением в гибнущем мире одно удовольствие. Героев, кстати, много. Тут и сотрудник лаборатории, откуда вырвался вирус, и мать-одиночка, и бизнесмен, и банда отморозков. Есть кому сопереживать и кого искренне ненавидеть. И, как я отмечал в начале рецензии, делать это легко — есть только черное и белое. И совсем необязательно, что белое — это ОМОНовец с «калашом», а черное — браток ОПГ. Отнюдь. Что творится внутри каждого из нас на самом деле — неизвестно. Ответы даст только Катастрофа. Парня в горы тащи, как говорится.

Подводя итоги, нужно сказать, что книга читается легко, и интерес к ней присутствует до последних страниц. По-настоящему захватывает. Зомби, к слову, тоже не лыком шиты, и мертвецы медленные, если их вовремя не огреть по голове чем-нибудь тяжелым, со временем превращаются в морфов. Последние быстры, слабо уязвимы, да и вообще радуют глаз. Своим внешним видом, кстати, напоминают мне «лизунов» из Resident Evil. И это здорово. Будет с кем пободаться во второй и третьей книгах. Недостатки, конечно, есть, но для молодого автора они не смертельные. Так, семечки.

Настоятельные рекомендации к прочтению. Настоящий литературный прорыв на отечественном зомби-пространстве.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)