DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

От Конана-варвара до Танелорна

Фэнтези, фольклор и сказки разной степени мрачности - настоящий питательный бульон для многих поколений экстремальной музыки. Причем к этому источнику прибегали музыканты самых разных стилей, да и вдохновляли их довольно разнообразные авторы - но, все-таки, можно выделить наиболее «востребованные ниши» в искусстве сплавления метала и фольклора.

С точки зрения стиля к сказкам и легендам чаще всего обращаются музыканты, исполняющие хэви, пауэр или блэк. А вот с литературной основой не все так просто: в общем-то, наиболее популярных у любителей «тяжеляка» авторов можно поделить на три «волны». И чтобы понять, что такое сказочный метал, мы обсудим несколько наиболее характерных примеров.

 

 Manowar

 

Варвары на заре времен

По мнению многих теоретиков, истоки жанра нужно искать в так называемом «героическом фэнтези» - самым известным представителем которого был Роберт Говард, явивший нам Конана-варвара. Его книги рассказывали о могучем воине, который всегда полагается только на свою силу и свой клинок и ненавидит волшебников и колдунов. Подобный образ просто не мог не прийтись по сердцу многим металлистам. Ну сами судите:

«И теперь я жду, чтобы пожать руку судьбе -

как закат ждет рассвета.

 

Так что, колдуны - читайте свои заклятья,

не желая мне ничего хорошего.

Как написано, так и будет».

Разве эти гордые слова не мог произнести Конан? На самом деле, это цитата из песни Manowar «Защитник», записанной в 1987 году. Прямых отсылок к Говарду там нет, но все их творчество буквально пропитано настоящим «конановским» духом.

Впрочем, здесь еще можно поспорить, но в случае с британской группой Bal-Sagoth музыканты и не пытались скрывать источник вдохновения: уже само название коллектива позаимствовано из произведения Говарда «Боги Бал-Сагота». Первый альбом этой группы рассказывал о Лемурии - стране, которую часто упоминал Роберт Ирвин. Впрочем, читали британцы и других авторов схожей направленности: Кларка Эштона Смита, Говарда Лавкрафта. Лирика альбомов редко была напрямую основана на их книгах, но отсылки встречались. Стилистически музыка Bal-Sagoth находилась на стыке пауэр-метал, блэка, дэта, позднее появились и элементы симфо-метал. Хотя сами музыканты, словно желая почтить память Конана и его создателя, называли свою музыку пышными определениями вроде «эпический варварский метал». Тогда подобная музыка производила впечатление этакого «борща с компотом», но со временем нашла своих поклонников.

У итальянской группы Rosae Crucis и вовсе был концептуальный альбом, посвященный Брану МакМорну - вождю пиктов, еще одну персонажу Говарда. Альбом назывался «Worms of the Earth» и вышел в 2003 году. Сама музыка, правда, представляет из себя типичный современный пауэр-металл - быстрый, техничный, но слишком гладкий и легонький, если сравнивать с классикой стиля. Кое-где проскальзывает сходство с поздними Blind Guardian, иногда - с Iron Maiden и даже Manowar. На песню последних Rosae Crucis даже записали кавер-версию, но лучше бы этого не делали: слишком очевидно, что «труба пониже и дым пожиже», на вкус прожженных фанов оригинала.

 

«Аш назг... черно-метал»

 

Вторая волна фэнтези связывается с Джоном Толкином и его наследием - прежде всего, разумеется, «Властелином Колец». Это было уже не героическое, а эпическое фэнтези - оно отличалось и масштабом и атмосферой. И влияние этого автора на экстремальную музыку переоценить, наверное, невозможно.

Варг Викернес, Burzum

К примеру, небезызвестный Варг Викернес в начале карьеры скрывался под псевдонимом «Граф Гришнак» - в честь одного из главарей орков, описанных в книгах Профессора. Более того: его первая группа называлась «Урук-хай» - по названию разновидности боевых орков, а самый известный проект именуется Burzum. Это слово заимствовано из Наречия Тьмы и используется в надписи на кольце Всевластья. Впрочем, в текстах своих песен Викернес, кажется, нигде не ссылается на «Властелин колец» и другие книги Толкина. Это не единственный пример, само собой, но зато один из первых: поклонники тяжелой музыки без труда вспомнят Amon Amarth или Gorgoroth, который взяли себе названия в честь топонимов Средиземья. Ну или, на худой конец, упомянут Шаграта из Dimmu Borgir: еще одного музыканта, которому пришлось по душе имя толкиновского орка.

Впрочем, не все ограничивались только заимствованием имен и географических названий: у австрийцев Summoning наоборот - едва ли не все творчество проникнуто легендами Средиземья. Правда, любопытной особенность этой группы было то, что они вдохновлялись больше «Сильмариллионом», чем «Властелином колец» - и пели о Первой Эпохе, когда Саурон Великий еще был мелким прислужником более сильного врага, Моргота. Вот только разобрать, что они там пели не так просто: Summoning не только пользовались малоразборчивым скримингом, как и другие блэкари. Они еще и тексты песен в буклетах печатать не жаждали: как поговаривали тогда, проблема была еще и в том, что в песнях использовались стихи самого Толкина, а наследники этого автора очень строго относятся к копирайту.

Summoning - Dol Guldur

Что касается музыки, то на ранних альбомах это был блэк-метал, как и положено, записанный не слишком качественно и звучащий довольно монотонно - но, постепенно, в их творчестве появлялось все больше элементов других стилей: от влияния классической музыки до эмбиента и индастриэл. Гитары уходили на задний план, от «живого» ударника и вовсе избавились, а все звучание пропиталось пышными синтезаторными пассажами. Что характерно, даже в разгар разборок на тему «кто истинный блэк, а кто нет» - против Summoning не выступал никто, хотя под каноны стиля они быстро перестали подпадать.

Вершиной их творчества старые фанаты считают альбом Dol Guldur, названный в честь крепости Саурона в Лихолесье. На этом альбоме стиль музыкантов уже окончательно сформировался, но еще не превратился в шаблон. В 1996 году, когда пластинка вышла в свет, эта музыка производила ошеломляющее впечатление.

Za Frûmi

Самым забавным примером влияния Толкина на фэнтези можно считать творчество шведской группы Za Frûmi. Они исполняли смесь дарк-фолка с дарк-эмбиент, а их альбомы были своего рода сборниками легенд... орков. Причем диалоги между песнями якобы были написаны на Темном Наречии: том самом, на котором говорили в произведених Толкина обитатели Мордора. Правда, засада в том, что в книгах самого Профессора информации об этом языке не так много, так что откуда брали материал шведы - вопрос, конечно, интересный. Но, в любом случае, музыку послушать стоит - хотя некоторые говорят, что у них от этих адских звуков желудок сворачивается.

 

 

Слепые сторожа сказочной фантастики

 

Если говорить о фэнтези и его влиянии на металлическую музыку, то Blind Guardian стоит сделать отдельной темой. В начале 90-х годов, когда группой были записаны лучшие альбомы, их слушали едва ли не все любители фантастики поголовно. А когда, гораздо позже, Джексон не стал использовать музыку немецкой группы в своей экранизации «Властелина колец» - многие поклонники на него даже обиделись.

Едва ли не все творчество Blind Guardian посвящено фэнтези и мистике: Толкин, Муркок, Стивен Кинг - это только вспоминая наиболее частые источник вдохновения.

Blind Guardian

Судите сами: в том, что касается Толкина - уже на первом альбоме группы можно найти дилогию «У врат Мории» и «Возрождение Гэндальфа». На вышедшем в 1990 году Tales from the Twilight World - одной из вершин творчества группы - книгами Профессора было вдохновлено сразу две песни: «Добро пожаловать к умирающему» пелась от лица дракона Смауга, а первоисточник вдохновения роскошной баллады «Властелин колец» подсказывать, полагаю, не нужно. На следующем альбоме вышла обожаемая фэнами «Песня Барда: Хоббит». Более того, в 1998 году ими записан альбом, который назывался «Сумерки в Средиземье». В основе стихов на альбоме лежит «Сильмариллион» - те же сказания Первой Эпохи, что вдохновляли и Summoning, К сожалению, на этом альбоме группа существенно смягчила звучание, чем добилась большей коммерческой популярности, но зато оттолкнула многих старых поклонников, которые сделали вывод, что «настоящий» Blind Guardian кончился в 1995 году.

 

Песни Вечного Победителя

 

Третий этап развития фэнтези связан с так называемой «Новой волной англо-американской фантастики»: Муркок, Желязны, Филип Дик, Харлан Эллисон и так далее. Поклонникам тяжмета больше всего пришелся по вкусу первый из перечисленных авторов: его концепция Вечного Воителя, который перевоплощается в разных мирах и расах (включая нечеловеческие), определенно, пришлась ко двору. Правда, сам Муркок вкладывал в свои книги изрядную долю иронии, но ее, как правило, предпочитали не замечать. А вот персонаж, в одиночку спасающий мир и выходящий биться даже с самими богами - против такого не устоишь.

Первым делом вспоминаются все те же Blind Guardian - одна из лучших композиций на их альбоме Somewhere Far Beyondназывалась«В поисках Танелорна», в честь великого города, описанного Муркоком - единственном, в котором может найти покой Вечный Победитель. А на раннем диске Follow the Blind можно найти песню «Fast to Madness», написанную по мотивам похождений Эльрика из Мельнибонэ.

Майкл Муркок

Сам Муркок, кстати, тоже не прочь был поиграть музыку или написать текст для песни. Чаще всего он сотрудничал с группой Hawkwind, которая играла спейс-рок - но для поклонников тяжмета может быть интересна тем, что в ней начинал карьеру Лемми из Motorhead. Но есть в его дискографии, к примеру, и сотрудничество с Blue Öyster Cult, который причисляют к пионерам хэви-метал. Любителям фильмов ужасов их творчество безусловно знакомо: их композиция «(Don't Fear) The Reaper» звучала во множестве культовых ужастиков - начиная с «Хэллоуина» Джона Карпентера и заканчивая «Страшилами» Питера Джексона и «Криком» Уэса Крейвена.

Впервые они поработали с Муркоком в 1980 году, на альбоме Cultösaurus Erectus - в него вошла композиция «Черный Меч», названная в честь проклятого оружия, которое вынужден носить Вечный Победитель. Другой случай их сотрудничества - и вовсе история забавная: на пластинку Fire of Unknown Origin (1981) вошли несколько песен, написанные для культового ныне мультфильма «Тяжелый металл». По иронии судьбы, в конце концов в мультфильм вошла другая композиция с этого альбома - «Ветеран психический войн», которая первоначально не предназначалась для саундтрека, но зато была написана на стихи Муркока.

 Разумеется, это лишь несколько капель из безбрежного океана фантазии, несколько примеров мелодий, ей навеянной - продолжать этот путь вам придется самим и, кто знает, может вы обнаружите еще более прекрасные образцы.

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)