30 дней до рассвета / Frostbitten / Frostbite
Швеция, 2006
Жанр: ужасы, черная комедия
Режиссер: Андерс Банке
Сценарий: Даниэль Ойанлатва, Пидде Андерссон
В ролях: Петра Нильсен, Грета Хавнескельд
Похожие произведения:
- «Пропащие ребята» (1987)
- «Ночь страха» (1985)
- «30 дней ночи» (2007)
- «Впусти меня» (2008)
- фильмы Эдгара Райта
«Да вы не переживайте, скоро все закончится, до рассвета всего месяц остался».
Идея «вампиры охотятся на людей во время полярной ночи» настолько же безумна, насколько и гениальна. Даже немного обидно становится, что использовали ее лишь «30 дней ночи» Дэвида Слейда и наш сегодняшний пациент. Впрочем, несмотря на схожую тему, сложно представить более непохожие фильмы.
Начинается все, как ни странно, в СССР времен Великой Отечественной, где под аккомпанемент «Темной ночи» драпает от наступающих частей Красной Армии горстка СС-овцев из дивизии «Викинг». В лесу они натыкаются на подозрительную избушку, решают там переночевать и… Действие переносится в наши дни, в Швецию, где врач Анника, дабы поработать со светилом шведской генетики Герхардом Беккертом, переезжает в маленький город в Лапландии, где полярная ночь длится 30 дней в году. Переехавшая вместе с ней дочь Сага от перспективы провести месяц в кромешной тьме явно не в восторге. На занятиях она знакомится с готессой Вегой, которая приглашает ее на вечеринку в дом своего приятеля. А в это время, ее знакомый Себастьян, студент медфака, находит в лаборатории Беккерта загадочные красные пилюли, и, решив, что это наркотик, крадет сразу несколько штук. А их, в свою очередь, для той самой вечеринки прихватит Вега, кроме пары штук, которые, для боевого настроя, принимает Себастьян перед встречей с родителями своей девушки. Надо ли говорить, что таблетки оказались непростые и город потихоньку накрывает эпидемия вампиризма.
Если вы уже запутались в количестве персонажей, то это только начало. Мир картины населен отвязными школьнико-студентами, суровыми нордическими полицейскими, персоналом больницы и другими обитателями лапландского городка (снятого на натуре, в местечке Каликс). Номинально, главными героями являются Анника и Сага, по факту же повествование мотает в разные стороны, показывая события с точки зрения разных персонажей, симпатичных и не очень. Этим фильм напоминает работы Тарантино и Гая Ричи, но если подбирать ближайший аналог по темпу и манере съемки, то им окажутся фильмы Эдгара Райта. Как и у англичанина, основной юмор фильма исходит из абсолютно абсурдной ситуации, к которой герои вынуждены подойти со всей серьезностью.
В изобретательности авторам фильма вообще не откажешь. Кажется, нет такого штампа, который бы не обыграли или обстебали бы сценаристы и режиссер. Сцена, где «овампиривающийся» Себастьян приходит на семейный ужин и выясняет, что отец девушки – священник, а главное блюдо приправлено фирменным чесночным соусом ее мамы, вызывает просто гомерический хохот. Ну и где еще за неимением осинового кола для убийства вампиров придется использовать садового гнома?
Сами упыри в фильме представлены на любой вкус: тут вам и древняя кровососущая девочка (источник всех проблем), и звероподобный вурдалак, преследующий Аннику в коридорах больницы, и новое поколение шведских хипста-вампиров, устраивающих ближе к концу фильма форменный безбашенный апокалипсис в отдельно взятом шведском райцентре. С мерзким хихиканьем. Надышавшись гелием из воздушного шарика. Вдумайтесь. Представьте. А лучше посмотрите фильм.
Однако не стоит думать, что скандинавы сняли обычную трэшевую черную комедию. Помимо обилия (за)могильного юмора и кровищи, «З0 дней до рассвета» могут похвастаться стильной картинкой, неплохим гримом и, как ни странно, недурной атмосферой в фирменном морозно-скандинавском стиле, хоть и доведенной, опять же, до абсурда. Представьте себе оригинальную «Девушку с татуировкой дракона» на энергетиках. Или пост-пубертатное «Впусти меня». Отдельно стоит отметить абсолютно волшебный саундтрек, работающий на вышеупомянутую атмосферу. Про актерскую игру можно сказать одно: она есть. Хорошая, не очень, плохая – не важно: от фильма не отвлекает, а со своими ролями все актеры справились вполне. Разве что спецэффекты у фильма звезд с неба не хватают – вроде сильно бюджетного «Ночного дозора», благо компьютерную графику Бекмамбетову и Банке рисовала одна и та же студия. С другой стороны, не многомиллионный же блокбастер смотрим!
Итого: имеем крайне экзотический образец скандинавского хоррор-кинематографа, в равных дозах сочетающий смешное (сатанинский мопс) и страшное (достаточно мрачную концовку). Проект исключительно нишевый, оставшийся незамеченным широким кругом зрителей, однако свой умеренно культовый статус в России и Скандинавии заслуживший вполне.
Комментариев: 0 RSS