DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Падший ангел

Кого только в наше время ни называют вторым Стивеном Кингом. Критики, рецензенты, издательства и книжные магазины щедро присваивают это почетное звание массе авторов. Знакомьтесь: один из претендентов на место короля ужасов — ирландский писатель Джон Коннолли и его серия книг о частном детективе Чарли Паркере.

Первый, дебютный для автора, роман из этой серии вышел в уже далеком 1999 году и положил начало циклу, который на данный момент насчитывает более десяти книг, о приключениях (читай: злоключениях) Паркера. Надо отметить, что не все книги до сих пор переведены на русский язык и в середине серии есть довольно обширная англоязычная «дыра».

Первая книга «Создания света, создания тьмы» (второе название — «Все мертвые обретут покой») задает достаточно высокую планку в жанре психологического триллера. Мы знакомимся с главным героем, который на тот момент ещё является полицейским. Как это и должно быть в хорошем триллере (да и вообще в любой хорошей истории) — сразу с места в карьер, проблемы на него обрушиваются как цунами. Паркер теряет жену и маленькую дочь. Пока отец семейства заливал свои житейские проблемы спиртным во второсортном баре, маньяк, именующий себя Странник, проникает в его дом и убивает их. Вернее не просто убивает — он делает инсталляцию из их обезображенных, жестоко изувеченных тел. Коннолли перечисляет вырезанные глаза, снятую с лиц кожу, колотые раны в области половых органов как перечень фактов из уголовного дела. Естественно, что главой целью жизни для Паркера теперь становится найти и наказать злодея. Для реализации этого намерения Чарли Берд Паркер пускается во все тяжкие. Связывается с преступным миром, участвует в сомнительных сделках с мафией и вообще ведет далеко не законопослушный образ жизни. Работа в полиции для него заканчивается, а бывшие коллеги воспринимают его как прокаженного. Поддержку Паркер находит в лице давних друзей: профессионального киллера Льюиса и его любовника вора-домушника Энджела. Да-да, вы не ошиблись, эти суровые парни — геи. Кстати, Льюис к тому же ещё и чернокожий. Чернокожий гей. Но мы ведь с вами, как и Коннолли, люди широких взглядов и без предрассудков? В любом случае, этой сладкой парочке стоит отдать должное, они не только, рискуя собственной жизнью, за простое «спасибо» вытаскивают Паркера из безнадежных ситуаций, но и разбавляют мрачное повествование шуточками, иногда второсортными, а иногда — достойными улыбки.

Образ маньяка далеко не нов и сильно замешан на всяких там религиозных идеях, но в целом добротный. Каждое упоминание Странника на страницах книги заставляет ерзать на стуле и нервно сжимать книгу во вспотевших руках. Маньяк представляет собой не просто обезумевшего, крайне жестокого убийцу, а воплощение зла в чистом виде, для него нет ничего святого, нет ничего, через что он не мог бы переступить. С каждым новым убийством он растет в своем черном искусстве, а его инсталляции становятся всё более изощренными.

Вызов, брошенный читателям, ощущается с первых страниц. Вызов в лице Странника, личность которого вам предстоит выяснить, блуждая вместе с Паркером по темным закоулкам заковыристого сюжета. Конноли создает мир, богатый разношерстными персонажами, и цель здесь — не только разнообразить и обогатить действие, но и запутать читателя, заставить его теряться в догадках.

Параллельно с чтением книги появляются мысли, что неплохо было бы экранизировать эту историю. В руках опытного режиссера вполне мог бы родиться шедевр вроде «Семь» Финчера. Кстати, две истории Коннолли уже экранизированы: по роману «Плохие люди» снят фильм «6 souls» с Джулианной Мур (в прокате фильм называется «Убежище») и «The New Daughter» («Проклятая») с Кевином Костнером в главной роли — по одному из рассказов. Но вот образ Чарли Паркера пока на экране никто не воплотил.

Второй роман «Темная лощина» с головой окунает нас в историю семьи Чарли, а главным антагонистом детектива становится некто Калеб Кайл, призрак из прошлого, убийца, за которым охотился ещё дед Паркера. Но точку в этом деле приходится ставить внуку. В целом, «Темная лощина» обладает всеми достоинствами первой книги: мрачная атмосфера безнадежности, жуткие сцены убийств, интрига, цепко удерживающая внимание читателя, колоритные персонажи.

Интересной особенностью, о которой стоит упомянуть, является мистическая составляющая серии. После смерти жены и дочери Паркер периодически видит их призраки, или думает, что видит. Впоследствии к ним присоединяются и другие жертвы убийств, которые хотят войти в контакт с детективом. В первых двух книгах все это балансирует на грани реально-нереально, Коннолли умело заигрывает с читателем, не давая окончательно ответа на вопрос о природе тех явлений, что происходят в жизни Чарли. Но начиная с третьей книги («Порода убийц») точки над «i» постепенно проставляются.

Новым противником Паркера становится преподобный Фолкнер и его дети. Эти люди (хотя правильнее их назвать — нелюди) знают гораздо больше о мире страданий и жестокости, чем самые отвязные гангстеры в криминальных районах. Близкое знакомство с ними чуть не стоит Паркеру жизни, а верный друг и помощник Энджел теряет приличный кусок кожи со спины. Ну... как теряет, не сама же она отвалилась? Преподобный лично, на живую срезает её с бьющегося в конвульсиях вора. И все для того, чтобы сделать из неё переплет для одной очень важной книги. В какой-то момент Коннолли дает понять, что все маньяки: Странник, Калеб Кайл, Фолкнер и ещё множество других злодеев рангом поменьше, все они — один живой организм. Они знают друг о друге, иногда встречаются за чашечкой кофе, поддерживают связь как родственники, или просто чувствуют друг друга на каком-то ментальном, незримом уровне. А Паркер — это рыцарь печального образа, призванный разорвать паутину зла и освободить невинные души. Правда, действует главный герой не всегда разрешенными методами, а библейское «не убий» — не самая любимая из его заповедей. Таким образом, к демонам внешним добавляются демоны внутренние, от которых также приходится отбиваться с переменным успехом.

С появлением в истории Фолкнера (который, кстати, остается не последним действующим лицом и в четвертой книге «Белая дорога») видения Чарли принимают новый смысл.

— Ты тоже их видишь? — как-то спрашивает у него Фолкнер. А потом плюет Паркеру в рот. — Это мой дар тебе! — говорит он.

Теперь Чарли видит не только души измученных жертв, но и самих мучителей. История принимает новый оборот, выходит на новый виток развития. Автор выдвигает гипотезу, что среди нас живут падшие ангелы, облеченные человеческой плотью, и их задача — извести род человеческий. Хрупкая грань мистицизма рушится, и Коннолли в открытую показывает нам этих существ за работой. Одним из них является Черный ангел из одноименной пятой книги цикла, существо, имеющее свою тайну и вековую историю. Противники Паркера становятся опаснее, а на кону — не только жизни, но и души. Соратники Черного ангела имеют большие виды на частного детектива, а священники из загадочного ордена открывают Паркеру тайну (в которую ему, естественно, сложно поверить), что и он сам — далеко не обычный человек.

С этого момента серия выходит за рамки классического детектива-триллера, где основной задачей является найти и наказать виновного, и переваливается на следующий уровень, более масштабный. Битва добра и зла, сил тьмы и света. На шахматной доске автор расставляет черные и белые фигуры и начинает партию. Кому-то это понравится, кому-то — нет. В любом случае, скучно не будет.

Резюмируя, хочется вернуться к сравнению со Стивеном Кингом. Эти два автора действительно имеют как минимум одно сходство: оба выдают качественную беллетристику, которую хочется ещё и ещё. Их книги — как семечки. И вроде бы надоело, отложишь пакетик, а проходит время, и руки снова тянутся.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)