DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Палки, трубы, два бомжа

Чтобы создать атмосферный хоррор, не нужно туда добавлять монстров – достаточно поместить персонажа в самое сердце городских трущоб и дать ему в руки самодельное оружие. Вместо жутких демонов или пришельцев стравливать его с представителями отбросов общества – наркоманами, убийцами, бомжами, насильниками. Ведь, как известно, нет страшнее зверя, чем человек. А точнее, человек, которому нечего терять.

Condenmed: Criminal Origins как раз и прославилась тем, что предлагала игроку концепцию настоящего психологического триллера, во главе которой стояли идеи о низменных человеческих инстинктах. После удачного эксперимента по скрещиванию survival horror с элементами шутера, коим и являлась F.E.A.R., студия Monolith решила пойти ещё дальше и взглянуть на обратную сторону жанрового развлечения. Вместо автоматов, пистолетов и дробовиков – трубы, палки, биты и обломки оружия. Вместо динамичных перестрелок – медленные монотонные драки с обезумевшими алкашами. Вместо просторных офисных декораций – заброшенные склады, притоны, канализаций. И это сработало, потому что реализм Condemned позволял игрокам ассоциировать себя с персонажем и переживать то, что переживал он.

В центре сюжета – история агента ФБР Итана Томаса, который расследует убийства, совершенные серийным маньяком по кличке «Сват». Во время одного из рейдов неизвестный обезвреживает агента и убивает из его оружия других полицейских. Спустя какое-то время Итан приходит в себя в своём доме и узнает, что его обвиняют в убийстве коллег. Чтобы оправдаться, ему нужно самому найти «Свата» и передать его правосудию. Вот только Сват, оказывается, убит другим маньяком, которого СМИ называют «Серийным убийцей Х». Хуже того: убийца и сам начинает с Итаном странную психологическую игру…

Если опустить стандартный для детективного триллера сюжет, то в остальном Condemned предстает перед игроком в своей животной и пугающей ипостаси. Место действия - не какой-то там Сайлент Хилл или другой несуществующий городок с пугающим прошлым. Нет, перед нами - Нью-Йорк, знаменитое Большое Яблоко, столица капиталистического гения. А точнее, обратная сторона, которую зачастую прячут от назойливых туристов и любопытного населения; сторона, наполненная тёмными трущобами и грязными домами, внутри которых живут люди, давно потерявшие свою человечность. Стоит признать, что подобное есть в каждом городе каждой страны, и осознание этого факта пугает сильнее, чем просмотр фильма ужасов про злых демонов и прочую нечисть.

Condemned грамотно использует элементы триллера, чтобы напугать игрока за счёт своей атмосферы. Передать её невозможно, потому что сложно описать тот ужас, что испытываешь, когда оказываешься в заброшенном доме, — или, скорее, необъяснимое напряжение. Блуждая по темным коридорам и глядя на следы разрушения, ты ожидаешь, что из-за угла на тебя выскочит какой-нибудь бомж с ножом в руке, и именно на этом ожидании строится весь ужас игры. Каждое сражение может стать для вас последним, ведь Итан не Рэмбо и не персонаж Шварценеггера — он обычный человек, который всеми силами пытается выжить, и поэтому его удары слабы, зачастую неэффективны, а каждая атака может сбить его с ног.

Разработчики из Monolith сделали всё, чтобы прохождение Condemned стало для игрока настоящим испытанием, где ему предстояло бы перешагивать через собственные страхи и идти всё дальше и дальше навстречу тьме и хаосу.

Конечно, в историю не забыли добавить нотку психологического ужаса. Помимо явных угроз, Итану приходится сталкиваться с тем кошмаром, что блуждает по его разуму. Очевидный пример - уровень в заброшенном торговом центре, где на витринах разрушенных магазинов стоят манекены. Ничего особенного, но как же пугают их пустые безразличные лица, особенно если рядом с ними — следы разрушений. И Итан, очевидно, тоже боится их, ведь как ещё объяснить их странное «передвижение» за спиной игрока, если не называть это пугающими галлюцинациями?

Что касается сюжетного обоснования происходящего, то в первой части Condemned сценаристы обходятся обычными намеками. Это, на наш взгляд, сыграло на руку происходящему, ведь пугающая неизвестность ставит игрока в положение жертвы и заставляет его бояться любого шороха. Глядя на проявление человеческого безумия, мы невольно задаемся вопросом: какие дьявольские силы стоят за всем этим адом? Из какой бездны вылезли эти чудовища, чтобы захватить всю землю? Сюжет оригинального Condemned не ответит на этот вопрос.

А вот сиквел - вполне.

Condemned 2 рождался чуть ли не в муках. После выпуска предыдущей игры команда Monolith будто разделилась на два лагеря, каждый из которых делал собственный сиквел F.E.A.R. (в итоге одна наработка превратилась в Project Origin, а вторая - в триквел). Condemned 2 родился где-то между бесконечными спорами, постоянными конфликтами и текучкой кадров. В итоге игре было суждено стать этакой плановой «затычкой», чтобы дать остальным время закончить многострадальный F.E.A.R. 2 Project Origin и привести дела компании в порядок.

Но неизвестно, что же заставило разработчиков начисто поменять концепцию подачи историй. С точки зрения геймплея Condemned 2 остается верным традициям оригинала и даже дополняет её. Теперь Итан может не только бить трубой/кирпичом, но и вступать в рукопашный бой - для этого даже придумали комбинирующие удары. Плюс во второй половине Monolith решила всё же отойти от формулы изнуряющих боев и позволила Итану взять в руки огнестрельное оружие. Обосновано ли это сюжетно? Да, и именно тут кроется главное отличие второй части от оригинала.

Если сравнивать обе игры, то на ум приходит следующее: первая часть — этакий независимый инди-хоррор, который делал ставку на атмосферу, а вот вторая — высокобюджетный триллер с упором на зрелищность. Но переживать не стоит: разработчикам каким-то чудом удалось усидеть на двух стульях, сохранив при этом и гнетущую атмосферу оригинала, и разнообразие ситуаций.

Например, сохранились заброшенные дома и канализации, плюс добавили парочку интересных и пугающих локаций вроде заброшенного кукольного завода. Как и в случае с манекенами из оригинала, сценаристы не говорят нам, вымысел это или реальность. Но факт, что Итану приходится сражаться с ожившими детскими куклами и всякими отбросами, которые притворяются клоунами. Дальше — лучше: в качестве оружия можно задействовать и саму игрушку, которая будет задорно подмигивать вам, а в случае блока либо задорно колотить вас, либо осматривать помещение на предмет врагов.

Другой пример — заброшенная гостиница где-то в заснеженных горах. От локации так и сквозит гнетущим одиночеством, знакомым чувством ожидания внезапной опасности. И именно тут… нас ждёт битва с бешеным медведем! Звучит как дешёвый треш, но на деле ситуация идеально дополняет картину происходящего, делая безумный мир игры ещё безумнее.

Но проблема сиквела в том, что он всё-таки объясняет игроку происходящее; и всё то мистическое, что оставалось тайным в оригинале, становится явным. Вторая часть полностью посвящена битве Итана Томаса с таинственным культом Оро, который благодаря особым приборам сумел превратить жителей города в разъяренных маньяков. Итан неохотно лезет в борьбу против этой секты, во главе которой, как выяснилось, стояли политики и даже Президент США; но история культа тесно переплетена с судьбой родителей Томаса, а значит, герою придется разобраться в происходящем.

Таким образом, всё то неизвестное и пугающее, что было в сиквеле, осталось на поверхности, следовательно, прежнего чувства страха неизвестности уже не предвидится. С другой стороны, разработчики остаются верным себе, а значит, Итану по-прежнему предстоит бить бомжей, алкашей и прочих антисоциальных элементов общества. Плюс иногда им на смену приходят особо сильные противники вроде закованных в броню толстяков (встречаются в музее), но это скорее для поддержания атмосферы, нежели для того, чтобы напугать. Как уже было сказано, мистика в Condemned 2 парит на поверхности, за которой прячутся обыкновенные теории заговора. Проблема лишь в том, что эта тема так и останется нераскрытой: как только Итан (в очередной раз) рушит планы Оро, игра заканчивается жирным намёком на продолжение, которого, судя по всему, никогда не предвидится.

И все же сиквел остаётся верным своим бытовым ужасам. В первой половине так и веет любовью к оригиналу, особенно когда путь Итана лежит через всё те же тёмные закоулки или заброшенные жилые дома; когда на пути оказываются изуродованные люди, движимые звериным инстинктом убийства; когда обычная палка может спасти жизнь, не уступая самому навороченному дробовику. Пожалуй, именно за это Condemned и ценится среди survival horror, хотя бы потому, что кажется наиболее близким обычному игроку.

И этим пугает…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)