DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Paranoid Android

Давно на поприще survival horror’ов не было достойных представителей. Нет, вернее, не так. Не было таких игр, о которых хотелось бы без умолку трещать, прожужжать уши друзьям и коллегам, сидеть распутывать лор и изучать, что же вообще за люди ее сделали. Но под конец 2022 года такой стала SIGNALIS.

Стоит отметить, что основной разработкой занимались два человека, Юрий Штерн и Барбара Виттманн, которые основали студию rose-engine. Хоть издателем и выступил достаточно крупный Humble Games, небольшая команда, часто меняющийся сценарий и перфекционизм Юрия затянули разработку аж на восемь лет. Не можем промолчать и скажем, что оно точно того стоило. А теперь перейдем к подробностям.

На первый взгляд, SIGNALIS — лишь еще один олдскульный сурвайвал, отчаянно пытающийся быть похожим на первые части Resident Evil, только с изометрической камерой и в сеттинге космического технохоррора. Но уже через несколько минут после запуска становится понятно, что есть в игре нечто такое, что выделяет ее на фоне других.

С ходу же бросается в глаза до мелочей продуманный визуальный дизайн. Тут стоит разделить визуал геймплея и художественных вставок. Внешний вид основного игрового процесса стилизован под низкополигональную графику времен оригинальной PlayStation со слегка угловатыми моделями, рябью по границам персонажей. Из ближайших аналогов того времени — Metal Gear Solid. При этом забавно, что всё окружение крайне проработано до мельчайших деталей, вызывая некоторый диссонанс. Но это только играет на руку SIGNALIS и перекликается с темой происходящего, которую мы рассмотрим чуть позднее.

А визуал некоторых «катсцен», которые скорее похожи на элементы визуальной новеллы, выполнен в дотошно детализированном пиксель-арте (либо оригинальные изображения были специально под него обработаны). Стиль рисовки, мрачная палитра и композиция изображений явно были вдохновлены известной мангой Blame! и работами ее создателя Цутому Нихэя, что отлично передает настроение происходящего.

Действие игры происходит в далеком будущем. Человечество освоило путешествия между солнечными системами и научилось колонизировать различные планеты и их спутники. Вдобавок к этому оно производит андроидов-реплик, личность и сознание которых базируются на конкретных людях-гештальтах (привет, серия Nier). О демографии и политическом строе этой вселенной известно не так много, но в ней действуют две основные фракции: Империя и Нация Евсанов, которые находятся в состоянии перманентного конфликта.

Игрок берет под свое управление только что вышедшую из криогенного сна реплику-техника Эльстер (LSTR), которая вместе с гештальтом Арианой совершает космическое путешествие на корабле «Пенроуз-512» в поисках новой пригодной для колонизации планеты. Вот только оказывается, что спутницы на палубе нет, а корабль, судя по всему, приземлился на уже открытой ледяной планете Ленг. В попытках найти свою коллегу Эльстер покидает «Пенроуз» и отправляется в ближайшее обитаемое место — на исследовательскую горнодобывающую базу «Серпински-23». Сам вход в комплекс напоминает скорее какое-то сюрреалистическое путешествие, полное иррациональных действий, галлюцинаций и видений, что еще больше заставляет сомневаться в адекватности происходящего. Да и на самой базе что-то явно не в порядке — она явно заброшена, периодически на пути встречаются мертвые реплики, а часть из них и вовсе восстают в изуродованном виде и пытаются уничтожить Эльстер.

В трейлерах и словах разработчиков не раз был сделан упор на то, что SIGNALIS — про «сны» и «сны внутри сна». Эти слова можно интерпретировать по-разному, да и сама игра будет подкидывать дров в костер, выстраиваясь по заданной логике. Полный параноидального непонимания лор будет постепенно складываться в единую картину через окружение, катсцены, диалоги и, конечно же, пресловутые записки. И даже если в какой-то момент покажется, что все стало понятно, то через полчаса разговор с каким-нибудь персонажем или случайно поднятый документ убедят, что вы оказались не правы. Причем во всем. И под конец десятичасового прохождения, после достижения одной из заслуженных концовок, вы вряд ли соберете с ходу весь этот пазл, потому что rose-engine оставили огромный простор для интерпретаций произошедшего. Не зря в игре фигурируют известный хоррор-сборник Роберта Чемберса «Король в желтом», картины Ойгена Брахта и Арнольда Бёклина, атмосфера отсылает к творчеству Лавкрафта и Линча. А конкретные параллели прослеживаются с Silent Hill 2, аниме «Евангелион» и «Призрак в доспехах». В одном моменте авторы даже напрямую цитируют последнее.

С точки зрения геймплея SIGNALIS представляет собой чистокровный survival horror, который зиждется на канонах оригинальных Resident Evil и Parasite Eve. Упор сделан именно на части выживания: сравнительно низкий темп, важность позиционирования в бою, экономия ресурсов, выбор бежать или драться, сжечь тело поверженного врага или нет. Да, побежденные противники склонны реанимироваться через непредсказуемый промежуток времени. Инвентарь игрока строго ограничен шестью слотами (вообще цифра 6 подозрительно часто фигурирует в повествовании) и одним специальным карманом под инструмент вроде фонарика или шокера. Интересно, что этот момент, как и многие другие игровые условности, вполне объяснен местным лором. Лишнего утащить не получится, поэтому надо тщательно выбирать, какие припасы с собой взять, и не забывать оставлять место под различные ключевые предметы. Благо есть традиционные для жанра безопасные комнаты, в которых можно сохраниться и сложить ненужные в данный момент вещи в сундук.

Игрок вместе с Эльстер посетит несколько обширных локаций той или иной степени опасности, в каждой из которых нужно решить ряд определенных задач, чтобы продвинуться дальше. Разумеется, без хорошо продуманных головоломок тут не обошлось. И если некоторые из них достаточно стандартны, а-ля достать ключ из запертой на цифровой замок шкатулки и открыть им нужную дверь в другом конце локации, то некоторые заставят поломать голову и даже записать что-то в блокноте. Для опытных фанатов жанра это вполне привычно, но в SIGNALIS есть и интересные механики. Периодически во время решения головоломок камера переключается на первое лицо, создавая необходимость взаимодействия с объектом задачи более детально в духе какой-нибудь The Mist. К тому же через такую перспективу в игре встречаются небольшие интерлюдии, в основном во флэшбеках, что вносит приятное разнообразие в привычный геймплей. Еще одной занятной механикой является наличие радио с возможностью выбора частоты приема. По лекалам Silent Hill оно будет сигнализировать о наличии монстров поблизости, но также потребуется для решения ряда головоломок и борьбы с некоторыми противниками. Более того, прокручивая частоту, можно иногда услышать различные весьма пугающие сообщения, похожие на военные шифровки.

Прекрасно дополняет игровой процесс и звуковой дизайн. Игра полна жуткого эмбиента и нойза, что создает нужное настроение и подчеркивает клаустрофобное и параноидальное окружение. Шаги раздаются по коридорам звонким гулом, монстры издают нечеловеческие крики, и даже такое безопасное действие, как сохранение, сопровождается очень неприятным звуком, чтобы игрок не расслаблялся и не забывал, где находится. А музыкальное сопровождение представляет собой синергию классической музыки, например Шопена, и мрачного, иногда убойного, но чаще тягучего и депрессивного индастриала от 1000 Eyes и Cicada Sirens. Такое сочетание позволяет разделять эмоциональную и, если так можно сказать, техногенную составляющую игры. Музыка прекрасно подчеркивает как драматичность ситуации, так и опасность, и глубокую печаль здешнего мира и персонажей.

Разумеется, игру нельзя назвать идеальной, в ней так или иначе присутствуют свои «но». В какой-то момент загадки и беготня по коридорам становятся чересчур душными. Хотя это и не вызывает желания бросить игру, но утомляет. Также для подобной игры здесь преступно малое разнообразие противников, хотя и среди скромного бестиария попадается пара оригинальных экземпляров. В любом случае, все эти недостатки настолько незначительны, что перекрываются настоящим цунами сильных сторон.

SIGNALIS показалась нам настоящим глотком свежего воздуха. Проработка до мельчайших деталей показывает, насколько сильно rose-engine горела своей работой. Арт-дизайн, сложный нарратив, прекрасная атмосфера, хорошо выдержанный баланс сложности затыкают за пояс подавляющее большинство хорроров от небольших студий. Разработчики прекрасно знали, что и как они хотят сделать, они брали за основу огромный пласт референсов, но при этом у игры есть свое лицо, которое сложно с кем-то перепутать. И нам бы очень хотелось, чтобы о SIGNALIS узнало как можно больше людей, чтобы о ней говорили, чтобы ее попробовали. Пожалуй, это один из тех ярких алмазов, что иногда рождаются в инди-секторе.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)