Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Пастеризованное темное фэнтези, или Ода Джорджу Мартину

Испорченные сказания. Бремя крови (роман)

Автор: Ксен Крас

Жанр: фэнтези

Издательство: Эксмо

Серия: Жестокие земли

Год издания: 2021

Похожие произведения:

  • Джордж Мартин «Песнь льда и пламени» (цикл)

Аннотация и обложка книги «Испорченные сказания. Бремя крови» обещают боль и беспросветный мрак… Что же внутри?

Добрый король отдаёт душу богам, оставив на троне одиннадцатилетнего сына. Законный правитель слишком молод, поэтому за ним приглядывает наместник — представитель одного из знатных родов. Как и положено в смутные времена, на континенте находится приличное количество желающих навести всевозможную суету. И всё как заверте…

Автор имеет представление о том, что такое Средневековье. То есть никаких вам счастливых браков королей и служанок, никаких простолюдинов, ставших вдруг дворянами. У безродного населения прав и свобод как у плуга, рыцари — не стерильные праведники, но умеренные грешники с «гражданскими» жёнами и страстью к простым человеческим радостям. Шестерёнкам историчности не хватает смазки, но они крутятся — пусть и со скрипом.

Автор хорошо продумал взаимоотношения между великими родами и не путается в собственном лоре.

В универсуме «Испорченных сказаний» не нашлось места для набивших оскомину волшебных рас: никаких тебе орков, эльфов, гномов и прочих посттолкиновских пережитков. Есть незначительное вкрапление волшебных существ, но Ферстленд — это мир людей, что радует.

И магия, дамы и господа. «Испорченные сказания» — это low-magic фэнтези, здесь сверхъестественными силами обладают лишь избранные единицы, да и их способности не могут глобально повлиять на мироустройство. Это тоже радует.

Но читателю обещали эпическое тёмное фэнтези… Так вот, это не оно от слова совсем.

Что характеризует тёмное фэнтези? Мрачная атмосфера безысходности, выраженный натурализм, жестокость, элементы хоррора. Мир тёмного фэнтези — это мир деспотов и тиранов, мир, где большая беда уже случилась и людям надо как-то с ней жить. Что имеем в «Испорченных сказаниях»? Десятилетия сытой жизни без войн прервались смертью короля, а потом началась неразбериха, что, в общем-то, логично для любого смутного времени. Предательства, дворцовые интриги, подставы и убийства не делают книгу тёмным фэнтези. Это литературный симулятор Средневековья, что, в общем-то, тоже неплохо, но обещали-то другое!

Пожалуй, самой большой проблемой книги является её очень наивная вторичность. Буквально каждая строчка кричит: автор любит Джорджа Мартина! Можно заступиться за Краса и сказать, что фэнтези само по себе жанр консервативный, тяжело придумать что-то действительно уникальное. Возможно, так оно и есть, но рад признаков указывает на сознательное подражание Мартину:

1. Два континента — Ферстленд и Новые земли. Первый — оплот цивилизации, второй — дом для всяческих дикарей, людей чужой культуры и колонизаторов.

Влияние дихотомии «Вестерос — Эссос» очень уж очевидно.

2. Автор очень много внимания уделяет геральдике и девизам знатных родов.

Хммм… Где же мы могли это видеть?

3. Один из лордов севера отправляет своего бастарда далеко и надолго — превозмогать и доказывать свою пригодность роду.

Казалось бы, при чём здесь фамилии Старк и Сноу?

4. Концепция «Одна глава — один персонаж».

Без комментариев.

5. Автору интереснее описывать дворцовые интриги, чем всё остальное.

Самый заметный изъян, характерный для большинства фанатов Мартина.

Вторичность можно и простить, если автор всё подал вкусно и уделил много внимания важным деталям мироустройства. Но это снова не про «Испорченные сказания». Крас на протяжении всего повествования РАССКАЗЫВАЕТ, а не ПОКАЗЫВАЕТ. Он внимательно описывает всё происходящее вместо того, чтобы раскрыть свой мир и своих персонажей через действие.

У Ксена Краса стерильный, невыразительный стиль и бедный язык. Раздражает отсутствие чувства экспозиции: длинные, порою пространные диалоги отделены друг от друга короткими перебивками действий. Кто-то быстро-быстро куда-то пошёл и что-то совершил, автор на ускоренной перемотке сделал экскурс в прошлое или непрозрачно намекнул на планы своих героев; непонятно, какое сейчас время суток, время года, что окружает персонажей.

Всё происходит для галочки, чтобы поскорее перейти к очередному длинному диалогу. И ладно бы сами диалоги были увлекательными, но нет! Персонажи Ксена Краса — картонные болванки, в уста которых автор вложил их реплики. У них нет узнаваемых речевых паттернов, во время разговора они не чешут носы, не крутят в пальцах обглоданную косточку, не постукивают нервно по кубку с вином, не хотят отрыгнуть после жадного глотка. Снова стерильно.

В общем и целом можно сказать, что у автора есть потенциал. Если он перестанет подражать кому бы то ни было, если выработает свой авторский почерк и постарается создать нечто действительно оригинальное, то наверняка займёт своё место среди мэтров русского фэнтези. Ну а пока имеем то, что имеем.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)