DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Первый круг на карусели ужаса

Книга призраков. Колдовская карусель. Мальпертюи (авторский сборник)

Автор: Жан Рэй

Жанр: ужасы, мистика

Издательство: Престиж Бук

Год издания: 2016

Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики

Перевод: Аркадий Григорьев

Похожие произведения:

  • другие сборники рассказов Жана Рэя

Издательство «Престиж Бук» объявило о том, что планирует выпустить собрание сочинений Жана Рэя. Такого собрания мы, признаемся, ждали давно. Первой «птичкой» стал томик, собравший под одной обложкой две книги рассказов автора и знаменитый роман «Мальпертюи». Издание получилось внушительным и приятным, особенно с иллюстрациями Юлии Козловой.

«Книга призраков», первый авторский сборник рассказов Жана Рэя, вошедший в том «Престиж Бука», представлен целиком. Впервые изданное в Бельгии в 1947 году, это собрание рассказов действительно повествует о призраках. Но фантомы здесь — далеко не только скучные викторианские эфемерные сущности. Писатель подошёл к теме привидений более широко.

Вот, скажем, «Мой личный призрак (Мужчина в красном шарфе)» — это даже не рассказ, а эссе, задающее тон всему следующему сборнику. Верить или не верить, что у Жана Рэя был персональный фантом, — решать читателю. Следующий текст, «Дом на продажу» — снова необычный рассказ с привидением. Здесь речь идёт о таинственном манускрипте, с помощью которого некто сумел жить и после смерти и отомстить своему обидчику.

Рассказ «Солянка» прекрасно демонстрирует, какие замечательные сюрреалистические миры выдумывал Жан Рэй, а «Господин Вольмют и Франц Беншнейдер» доказывает его интерес к иным измерениям. «Ночь в Пентонвиле» представляет собой более классический рассказ с привидениями, чего не скажешь об «Истории Маршалла Гроува». Узнав «Правду о дядюшке Тимоти» или заступив на «Ночной дозор в Кенигштейне», вы наверняка получите массу удовольствия от мягких, ироничных, забавных упражнений автора.

«Кузен Пассару» не даст забыть, что Рэй всегда был склонен к экзотике далёких берегов и неведомых земель, а рассказ «Улицы» заставит и вас вспомнить один-два переулка, которые кажутся вам пугающими и таинственными. Обрамляют всё это с начала и с конца два то ли рассказика, то ли эссе, служащие проводниками сначала в мир призраков, а потом — из него.

Второй оригинальный сборник Жана Рэя, «Колдовская карусель», в издании «Престиж Бука» представлен, увы, не полностью. Часть рассказов по непонятной причине оказалась за бортом, однако и того, что всё же опубликовано, с лихвой хватит, чтобы представить себе своеобразие этой подборки. Здесь во многих текстах мистика переплетается с фантастикой, необъяснимое встречается с наукой и одерживает над ней верх.

Таковы, например, «Высшая математика», «Смерть людоеда...» и «Тессаракт». Другие истории, вроде «Головы господина Рамбергера» и «Прекрасного воскресенья», представляют нам возможность насладиться извечной и неискоренимой иронией Жана Рэя, всегда смешанной с темами смерти и послесмертия. Блок небольших рассказов, объединённых под названием «Забавные истории», идеально соответствует своему названию и порадует любителей чёрного юмора.

Сюрреализм и психоделика — снова встречаем их в прозе Рэя, как то: «Мозаика», «Посланница небес» и «Смит... Обычное имя...». С этими произведениями соседствуют вполне понятные, реалистические: «Знаменитости на Тюдор-стрит», «Я ищу мистера Пилгрима»... Ну и, собственно, колдовство, в честь которого и назван сборник — оно пышно расцветает в рассказе «Ведьма».

В общем и целом, «Колдовская карусель» получилась более пёстрой и менее монолитной, чем «Книга призраков». Но, так или иначе, калейдоскоп сюжетов и мотивов в обоих сборниках очень яркий и чарующий.

Завершает издание самый известный роман Жана Рэя — «Мальпертюи». Это мрачное и неторопливое повествование недаром стало главной книгой автора — при чтении буквально кожей ощущаешь эту мастерски сотканную атмосферу. Таинственный дом манит и интригует, и ты готов уже выйти на улицы, чтобы найти его — именно об этом говорит в послесловии к роману Анри Верн, коллега и друг Рэя.

Первый том собрания сочинений «бельгийского Эдгара По» получился весьма удачным. Он представляет и то, как автор мог строить плотные монолитные сборники вроде «Книги призраков», и то, как умел сплетать разношёрстные яркие полотна вроде «Колдовской карусели». Ну, и «Мальпертюи» — как вишенка на торте.

После этой книги хочется читать Рэя ещё больше, а следовательно, издание со своей задачей справляется на все сто!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)