DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Пешеходы апокалипсиса

Стук в дверь / Стук в хижине / Knock at the Cabin

США, 2023

Жанр: триллер

Режиссер: М. Найт Шьямалан

Сценарий: М. Найт Шьямалан, Стив Десмонд, Майкл Энтони Шерман, Пол Тремблэй

В ролях: Дэйв Батиста, Джонатан Грофф, Бен Элдридж, Никки Амука-Бёрд, Руперт Гринт, Эбби Куинн, Кристей Цуй, МакКенна Керриган

Похожие фильмы:

  • «Легион» (2010)
  • «Хижина в лесу» (2011)
  • «Дьявол» (2010)

М. Найт Шьямалан — карамельный чудо-мальчик Голливуда, подававший на заре карьеры большие надежды. Один из первых его фильмов, «Шестое чувство», до сих пор считается эталоном излюбленного приема режиссера — сюжетного твиста в финале, переворачивающего представление об истории с ног на голову. Кино собрало приличную кассу, представило Брюса Уиллиса в непривычной драматической роли, а также получило ворох наград и номинаций (в том числе на «Оскар») и наложило неизгладимый отпечаток на мировую культуру.

Достигнув небывалых высот в самом начале карьеры, Шьямалан в дальнейшем был вынужден плавно планировать вниз, растрачивая богатый кредит доверия. Следующий фильм, «Неуязвимый» с тем же Уиллисом, выстрелил уже не так громко, но в целом удался — отпечатался в американской культуре, удостоившись пародий и упоминаний, собрал кассу и в итоге вырос в полноценную трилогию. Похожей участи удостоились и «Знаки» — неспешное кино про вторжение инопланетян, которое, правда, высмеивали в разы чаще, чем предыдущие работы.

Затем чувство меры и запал оригинальности начали подводить режиссера, а зрителям стал приедаться фирменный стиль. «Таинственный лес» по инерции еще вывез, а вот «Девушка из воды», равно как «Явление» (в меньшей степени), «Повелитель стихий» и «После нашей эры» стали кассовыми провалами, негативно принятыми критиками. Казалось бы, новая звезда ярко вспыхнула и быстро сгорела, но не тут-то было: Шьямалан собирается с духом и выдает олсдкульный малобюджетный триллер «Визит», после чего заканчивает начатую когда-то неомифологическую трилогию — фильмы «Сплит» и «Стекло» завершили историю «Неуязвимого». Вдобавок на телевидении у режиссера и сценариста дела идут куда лучше, чем на больших экранах.

И тут мы плавно подходим к тому, о чем пойдет речь: решив, что достаточно восстанавливал репутацию, наш герой опять берется за более дорогую постановку. Бюджет «Стука в дверь» равен стоимости «Стекла», но последнее было завершением трилогии с тремя именитыми звездами. Как бы новая работа не ввергла Шьямалана в новое творческое пике, вынуждая снимать выверенные и продуманные ужастики за гроши. А предпосылки для этого, увы, имеются.

Итак, отдаленная хижина в лесу. Там гостит нетрадиционная семейка, что для Голливуда последних лет традиционней некуда. Пара мужчин воспитывает приемную девочку азиатской наружности. И тут в ним в дом ломятся четверо незнакомцев со странным оружием, во главе с категорически вежливым Дэйвом Батистой (и, внезапно, Рупертом Гринтом – повзрослевшим Роном Уизли, который очень успешно отметился в четырех сезонах шьямалановского «Дома с прислугой»). Незваные гости убеждены, что наделены миссией спасти человечество от апокалипсиса — для этого всего-то нужно убедить хозяев выбрать одного из семьи и принести его в добровольную жертву. А дальше, как водится, начинается самое интересное.

И по форме и по содержанию «Стук в дверь» — это камерный триллер с упором на психологизм. Практически все действие разворачивается в стенах одной хижины. Можно было бы поинтересоваться, куда ушел бюджет (кроме пары коротеньких сцен с катастрофами), но ответ и так маячит большую часть времени на экране — в лице, собственно, Дейва Батисты. К слову, он на удивление убедительно сыграл добродушного здоровяка, который вынужден творить страшные вещи — актер в очередной раз доказывает свое стремление отойти от образа тупых героев боевиков в драматическое амплуа (ему это уже удавалось в сиквеле «Бегущего по лезвию», но роль там была второстепенная).

Конфликт и противостояние строятся по принципу: «Вы должны это сделать». — «Нет, мы не будем это делать». — «Смотрите, что вы натворили!» По-хорошему, при таком раскладе нужно уметь захватывать внимание на одних только диалогах. Увы, в данном аспекте Шьямалан не так хорош, как в создании «вот-это-поворот»-моментов: следить за героями не то чтобы скучно, но определенная фальшь и недосказанность присутствуют. Но что хуже всего (особенно для сборов) — пересматривать фильм повторно, как то же «Шестое чувство», совершенно не тянет.

Одна из причин дефицита интереса к повторному сеансу заключается, как ни странно, в самом творческом почерке автора. Он старательно накручивает саспенс в первой части фильма, подчеркивая работой камеры и звуком наличие некоторой запредельной интриги, но по итогу все выливается в прямолинейное повествование. Да, напряженное, но только потому, что подсознательно ждешь твиста — а его все нет и нет. И когда кино заканчивается, остается легкое послевкусие разочарования — не потому, что было неинтересно, а потому, что интересно было ожиданием чего-то большего.

Получается такой вот «парадокс Шьямалана»: главным твистом является отсутствие главного твиста. Добавьте сюда навязчивую повестку (необязательную, как минимум, во флешбэках); дефицит сопереживания персонам, которых какой-нибудь Стивен Кинг представил бы на шестистах страницах воспоминаний так, что они стали бы роднее некуда; бесхитростную структуру истории — и получится одноразовый, пусть даже неплохо снятый триллер. И никакие библейские аллюзии, пропущенные через призму индийского восприятия, не помогают. Складывается ощущение, что автор просто не вывез груз собственных амбиций, замахнувшись в теории на рубль, а ударив на копейку.

Сборы «Стука в дверь» намекают, что Шьямалану вновь придется забыть об экспериментах дороже 10 миллионов долларов (ну, или прогрессивному обществу не зашла идея убивать геев ради спасения человечества). Не то чтобы это плохо — режиссер уже доказал, что умеет снимать «дешево и красиво». Так что очередной кризис, возможно, лишь подстегнет его творческую жилку, порадовав зрителей. А что касается «Стука», то посмотреть на рефлексирующего Дэйва Батисту можно, пусть и один раз.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)