DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Пятьдесят оттенков мрачного средневековья

Merlons of Nehemiah

Нет, если честно, заголовок немного лукавит: мы приведем не пятьдесят примеров, а гораздо меньше, но – тем не менее. Средние века всегда привлекали музыкантов – включая тех, чье представление о средних веках довольно далеко от реальности. Но, может быть, как раз благодаря этому «средневековая музыка», в том числе и мрачные ее ипостаси, может похвастаться немалым разнообразием оттенков.

Забавно, но термин «средневековая музыка» не вполне точен: чаще всего под ним подразумевается либо фолк, то есть исполнение народной музыки и сочинение своих песен «в том же духе», либо что-нибудь вроде лютневой музыки эпохи Возрождения. Настоящая «средневековая музыка» звучит совершенно иначе – это, к примеру, григорианские песнопения. Но договоримся, что это термин условный, и далее будем его именно в этом смысле и поминать.

Раз уж о Skyclad, основателях фолк-метала, речь идет на соседней странице, то нельзя не начать разговор с другого общеизвестного на этом поприще коллектива. In Extremo, разумеется. По сути это «Раммштайн» с волынкой, исполняющий народные песни и тому подобные мелодии. Как и многие фолк-коллективы разной степени аутентичности, они поют на самых разных языках, включая мертвые – тут вам и «Herr Mannelig» на шведском, и «Павана» на французском XVI века. Правда, с аранжировкой, разумеется, вольничают: достаточно сравнить две вышеупомянутые песни с другими исполнениями – благо «Герр Маннелиг», например, кто только не исполнял. Тем не менее группа эта достойна внимания и может обеспечить неплохую «точку вхождения» тем, кто еще не сталкивался с более аутентичными исполнителями.

Кстати, об аутентичности: если будете искать других исполнителей этой шведской баллады – почти наверняка наткнетесь на Garmarna, отличную шведскую фолковую группу. Ее парадокс заключается в том, что пока они играли фолк – все звучало крайне атмоферно, привлекательно и интересно. Стоило им начать включать элементы других музыкальных стилей – улетучилось что-то неповторимое. Впрочем, частый случай с фолк-группами: это доказали еще Clannad, на чьем первом альбоме уже были попытки вставить рок-соло в народные песни, но еще терпимые. Позднее от них отпочковалась, прости господи, Эния… Обратным примером могут послужить The Merlons (группа несколько раз меняла названия, варианты включают в себя Merlons Lichter, Merlons Of Nehemiah). Эти экспериментировали напропалую, подключая и тяжелые гитары, и электронику, но их записи неизменно оставались примером удивительного баланса: за всеми современными наворотами не терялось ощущение «фолковости», «средневековости», при этом даже в «акустических» композициях напору и мощи звучания могут позавидовать иные металлисты.

Если же душа требует чего-то вконец мрачного, то идеальным выбором будет проект с витиеватым названием The moon lay hidden beneath a cloud («Луна скрылась за облаком») – их творчество напоминает «средневековые» фильмы Бергмана, но творения шведского классика на этом фоне, пожалуй, выглядят значительно оптимистичнее. Эта индустриальная группа перемежала сэмплированные индустриальные коллажи из атмосферных гуделок с натуральными народными и средневековыми мелодиями, умудряясь создавать на редкость цельное и грозное впечатление. К примеру, на первом, одноименном группе альбоме есть написанная анонимом баллада, посвященная Джейн Сеймур, третьей жене Генриха VIII и композиция на латыни «Flete Flenda perhorrete perhorrenda» из знаменитой «Кармина Бурана». А на втором и вовсе можно найти визитную карточку группы – на редкость красивый и безумно мрачный трек «Огонь святого Антония», посвященный средневековым эпидемиям отравления спорыньей. К слову: группа принципиально не давала названия своим композициям, но если вы захотите ознакомиться с этой – милости просим, четвертый трек с альбома «Amara Tanta Tyri». Кстати, коллектив не всегда вдохновлялся только историческими событиями: текстом еще одной композиции послужили слова ведьм из «Макбета».

Еще одна подходящая группа для ценителей «помрачнее»: французский проект Gae Bolg – своего рода индустриальный театр средневековой музыки, основанный музыкантом, успевшим поработать с Sol Invictus. Любопытно, кстати, что среди своих любимых авторов основатель проекта Эрик Рожер числит Штокгаузена и Прокофьева, The Residents и Psychic TV, в кино – Гринуэя и «Монти Пайтон», а в литературе – Эко и Буковски. Довольно необычная подборка для любителя всего «средневекового». Как бы то ни было, есть у него и странные индустриальные коллажи, и любопытные «шуточки» вроде необычной фолк-обработки «Имперского марша» из «Звездных войн», и потрясающе красивые и романтические вещи вроде «Sur Les Bords De L'Ille» с альбома «Aucassin Et Nicolette». Попробуйте – к этой музыке надо привыкнуть и распробовать ее, но оно того стоит.

Не менее любопытен – но еще меньше известен, кстати, - проект под названием Sedayne. Его создатель сам конструирует инструменты, импровизирует музыку, напоминающуе странноватые бардовские ритуалы, если можно так выразиться, хотя самому музыканту определение «бард» не слишком нравится.

На самом деле перечислять коллективы, так или иначе воссоздающие «средневековые» мотивы и мелодии, можно почти бесконечно: мы не упомянули, к примеру, ни прорву фолк-металистов в духе каких-нибудь Cruachan, ни панков кельтского фолка Pogues, ни оккультистов Current 93, исполнявших и народные песни, и собственные сочинения «по мотивам». Но то, что музыка, звучавшая, может быть, тысячу лет назад, до сих пор вдохновляет и приобретает все новые формы – факт, не подлежащий сомнению.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)