DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Плащаница

Порча (роман)

Автор: Максим Кабир

Жанр: хоррор, мистика

Издательство: АСТ

Серия: HorrorZone

Год издания: 2022

Похожие произведения:

Парейдолия — способность человека видеть образы в объектах неживой природы. Кто-то видит лицо Сфинкса на фотографии марсианской поверхности, кто-то — Богородицу в зарослях лишайника на каменной стене церкви. В этом нет ничего удивительного, ибо это — побочный эффект когнитивных способностей нашего мозга. А потому, казалось бы, что особенного в том, что потеки воды из прорвавшейся трубы женского туалета образовали на стене школьного подвала рисунок, напоминающий лицо? Вот только почему-то вахтерша, Тамара Павловна, сразу же нарекла рисунок Нечестивым Ликом, а вслед за ней это имя подхватили учитель труда по фамилии Тиль и его друг, директор Костров.

Именно так начинается роман одного из самых талантливых русскоязычных авторов хоррора — Максима Кабира. Всякий знакомый с творчеством Кабира поймет, что явление Лика — лишь уверюра к череде жутких событий, которые неминуемо ввергнут провинциальный городок Горшин во власть подлинного кошмара.

Что Кабир умеет, так это пугать. Причем именно пугать, а не шокировать описанием мерзостей. Здесь страшные сны переплетаются с реальностью. Мертвые являются живым, оставляя после себя кладбищенскую грязь и могильных червей. Адепты новоявленного божества приносят ему кровавые жертвы. Говорящая коллекционная кукла Чаки произносит зловещие фразы, но вовсе не те, что вложены в нее создателями. Жуткие карлики, похожие на зубастых серокожих детей, хихикают в пустынных коридорах школы… А вот чего Кабир совсем не умеет, так это писать плохо. И потому, казалось бы, знакомые элементы, неоднократно возникавшие и в литературе, и в кино, сочетаются столь изящно, что не возникает ни малейшего желания обвинить автора в заимствованиях.

Еще один несомненный плюс романа (помимо мурашек по коже) - показ истории с разных позиций. В книге два главных героя.

Во-первых, мы видим происходящее глазами учительницы русского языка и литературы Марины Крамер, сбежавшей в Горшин в поисках спасения от неудавшихся отношений. Она — стопроцентно положительный персонаж. В ее образе нет ничего, что можно было назвать противоречивостью и неоднозначностью: молодая, влюбленная в классическую русскую литературу, но не чуждая и современной массовой культуре, она легко налаживает контакт со школьниками и заводит дружеские отношения с коллегами. Именно ей предстоит открыть тайну: откуда взялось некое Древнее Зло, чей лик проявился на подвальной стене, как на плащанице, в отнюдь не древнем здании школы, и какова ее, Марины, роль в этом.

Второй герой — пятнадцатилетний Паша Самотин, ученик Марины. Показав своего героя обычным подростком в стадии полового созревания, заглядывающегося на юную соседку в купальнике и влюбленного в свою наставницу, автор в то же время наделил его изрядной эрудицией в области жанровых литературы и кино и писательским талантом. В нем есть что-то от мальчишек Крапивина и Брэдбери. Благодаря юному, незамутненному взрослым скепсисом мышлению он первым сумеет осознать, что в школе и городе творится что-то выходящее за рамки обыденного.

Страшные события читатель видит преимущественно глазами Марины и Паши, но стоит упомянуть линию (пусть и второстепенную) еще одного героя романа — директора школы Кострова, который тоже окажется втянутым в водоворот мистических и трагичных событий волею судьбы, точнее — волею потустороннего чудовища, заточенного в подвале.

Параллельно Кабир рисует мирок типичной средней школы, в которой, как и положено, есть умные и талантливые ребятишки, а есть «трудные», вроде сына местного предпринимателя Тухватуллина; есть учителя, искренне готовые помочь и даже стать подругами новой коллеге, а есть завуч с говорящим прозвищем Каракурт… Впрочем, школьная жизнь изображена мягко, без набившей оскомину чернухи. Более того, госпожа Каракуц (такова настоящая ее фамилия) окажется не такой уж плохой теткой, а «трудный» Тухватуллин — всего лишь ребенком, надломленным разводом родителей. Все это в полной мере относится к изображению всего города: Горшин — городок провинциальный, но вполне современный и уютный. Нет в романе обшарпаных хрущевок, переполненных мусорных контейнеров, алкашей на лавках и гопников на детских площадках. (Справедливости ради: гопник — один-единственный — по прозвищу Рязан все же фигурирует.)

Вообще, в романе нет ни одного по-настоящему плохого персонажа. Да, именно так. Есть хорошие люди и люди, чьими душами завладел монстр. А вот кого-то порочного изначально, в силу своей природы, подобно персонажам Стивена Кинга или Джо Лансдейла. Возможно, это разочарует любителей «серой» морали — сторонников идеи об относительности понятий Добро и Зло. Любители извращенных человеческих натур тоже будут несколько разочарованы (впрочем, знатоки творчества Кабира знают, что он в принципе не склонен препарировать в своих произведениях души маньяков, серийных убийц и прочих психопатов).

Немного портит общее ощущение от книги ее финал, отдающий этакой «голливудщиной». Дойдя до кульминации противостояния людей и чудовища, сложно отделаться от мысли, что читаешь сценарий фильма, скроенного по всем лекалам Фабрики грез. Впрочем, это та ложка дегтя, которая бочку меда совсем не портит. Более того, для кого-то этот «деготь» - и не «деготь» вовсе.

Не стоит искать в «Порче» игры смыслами, символизма, экспериментов с текстом и прочих элементов, маскирующих порой сюжетную беспомощность. Нет, перед нами замечательный образец жанра. Это классический хоррор о том, как потустороннее просачивается в привычную реальность и ломает ее.

Можно ли сказать, что он традиционен? Да.

В лучших традициях жанра? Несомненно!

Достоин приобретения? Однозначно!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)