DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Платоновский человек

Скрежет / Pahanhautoja

Финляндия, Швеция, 2022

Жанр: Хоррор

Режиссер: Ханна Бергхольм

Сценарий: Илья Раутси

В ролях: Сиири Солалинна, София Хейккиля, Яни Воланен, Рейно Нордин, Ойва Оллила

Похожие фильмы:

Младшее поколение наших читателей едва ли вспомнит, но некоторое время назад, примерно в конце восьмидесятых, в нашей стране выходило множество периодики, печатающей вещи зачастую… спорные. Странные в хорошем и плохом смысле. И в числе прочего автору этих строк доводилось видеть небольшую повесть «Андрюша». Сюжетных линий в произведении переплеталось немало, основная же касалась затеи, однажды посетившей героев: молодые парни и девушки почему-то решили, что неплохо было бы накачать куриное яйцо спермой и вывести из него чудовище. Сейчас уже сложно вспомнить точно, но от получившегося гомункула вроде как ждали исполнения самых заветных желаний всех причастных. Затею успешно реализовали, Андрюша вылупился, но ничьи желания, разумеется, исполнять даже не подумал, а лишь убил (если автору, опять же, не изменяет память) первого подвернувшегося из «родителей» и был таков.

К чему эта минутка ностальгии в рецензии на финско-шведский фильм ужасов? К тому, что едва ли жители этих прекрасных холодных стран когда-то держали в руках позднесоветские журналы и читали «Андрюшу», но ассоциация при просмотре всплывала не раз. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Картина начинается просто, но увлекает с первых же сцен: зрителю демонстрируют счастливую семью. Вы не поняли, счастливую семью. Ну, по меньшей мере пока на нее смотрит камера мобильного телефона одержимой своим видеоблогом жены и матери. Когда же съемки не ведутся, можно побыть самими собой: наплевавшим на все и вся безвольным тюфяком-мужем, гадким капризным сыночком и девочкой со взглядом затравленного зверька.

Именно с Тиньи, так зовут главную героиню, и начинаются злоключения «образцового» семейства. Отправившись в лес на крики птицы, покалеченной, но не добитой матерью, она обнаруживает гнездо с единственным яйцом в нем. Оставить сиротку в лесу девочка никак не может и потому забирает находку с собой, еще и дав опрометчивое обещание заботиться и защищать. Крапчатое яичко небольшой птички постепенно становится лучшим другом героини: ему она поверяет свои слезы, прикосновениями к нему утешает боль в израненных ладонях. И с каждым днем все больше привязывается к не успевшему еще вылупиться птенцу.

Пересказывать сюжет дальше уже было бы преступлением, потому лучше сказать так: все вышло не так прямолинейно, как в упомянутой в самом начале повести. История к моменту вылупления птенца на свет уже успевает заинтриговать и даже очаровать, поэтому мелькает смутное беспокойство: неужто дальше все скатится к банальному слешеру с беготней и криками ужаса? К счастью, нет. Надо отдать должное Илье Раутси, он сумел как раз в нужный момент увести повествование в сторону, сделав его глубже и содержательнее и даже добавив нотку абсурдности, которая удачно оттенила немногочисленные клише, без которых, увы, не обошлось.

Вообще говоря, даже некоторые избитые приемы не мешают заметить, что уж обманывать зрителя у сценариста получается мастерски. Сперва наивный человек перед экраном понимает, что перед ним довольно банальный ужастик, потом — что он смотрит драму о человеке и человечности, затем — что это хоррор-вариация истории о дружбе ребенка с кем-то максимально неподходящим… И все это оказывается, что называется, «мимо кассы». Лента-оборотень балансирует на многочисленных гранях и в итоге останется удивительно цельной историей.

Далеко не так радужно все с чисто технической стороной фильма, и большая часть недовольства касается постановки. В «Скрежете», увы, совершенно не за что зацепиться взглядом. Визуально лента не то что бедна, но совершенно безлика, лишена индивидуальности. Кадры первого появления чудовища, взгляд героя на отъезжающую от его дома машину, взгляд на тот же удаляющийся дом через заднее стекло автомобиля, резкий выход Тиньи из судорожного припадка на быстром вдохе, мелькающий за занавесками зловещий силуэт — все это слишком хорошо знакомо каждому, кто смотрел больше хотя бы полудюжины фильмов ужасов. Что самое печальное — не самобытных скандинавских даже, а самых что ни на есть попсовых и массовых голливудских. И если поначалу такая вторичность кажется элементом игры со зрителем, еще одним способом увлечь его по ложному пути, то примерно на половине хронометража становится ясно, что ни о какой игре речь тут не идет, лента просто снята будто по учебнику. Впрочем, будем справедливы: в кресло режиссера полного метра Ханна Бергхольм села впервые, так что, возможно, еще просто не набила руку и главные ее шедевры еще ждут нас в будущем.

Подводя черту, можно лишь смело рекомендовать «Скрежет» к просмотру. Обидная вторичность визуала с лихвой компенсируется игрой актеров, среди которых сложно назвать кого-то, кто не выкладывался бы на все сто, отличной работой со звуком и завораживающей небанальной историей, о проблематике и метфоричности которой тянет поразмышлять после просмотра. Пройти мимо стоит разве что искателям финского национального колорит — для них в картине ничего особенного не припасено.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)