DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

По ту сторону экрана и жизни

Когда-то страх перед неизвестным заставлял наших предков прятаться в пещерах, разводя перед входом огонь. С тех пор человек осмелел настолько, что успел собственноручно возложить на себя корону царя природы. Но все тот же первобытный страх охватывает многих из нас при мысли о том, что происходит с сознанием после смерти телесной оболочки. Именно этот страх исправно пополняет кошельки экстрасенсов, медиумов и, разумеется, представителей духовенства. Мы же сегодня рассмотрим, как создатели фильмов в жанре хоррор выстраивают диалог между живыми людьми и душами умерших.

Вопрос существования жизни после смерти волновал человечество, наверное, с тех самых пор, как у него появился разум. Первобытный страх перед неизвестным заставлял шаманов изобретать все более хитроумные ритуалы, дабы попытаться заглянуть за ту грань, которую мы перешагиваем, покидая этот мир. В то же время ни один из существующих ответов, получаемых на вопрос, что ждет нас ТАМ, ни одно из многочисленных вероучений не признано единственно верным.

Неудивительно, что тема общения с загробным миром нашла отражение в жанре ужасов, и сегодня мы разберем ряд наиболее значимых картин, где имел место целенаправленный диалог с духами умерших. А теперь подумайте сами, кто может знать об этом лучше, чем сами духи? Именно поэтому прямо сейчас нам предстоит организовать небольшой спиритический сеанс.

Поскольку разговор нам предстоит серьезный и обстоятельный, дедовским блюдечком, говорящим лишь «да» и «нет», отделаться не получится. Для нашего сегодняшнего сеанса нам нужно что-то посерьезнее — например, доска уиджа (от франц. oui — да и нем. ja — да). Несмотря на название, она дает возможность получить от духов более развернутый ответ, поскольку на ней изображены и остальные буквы. Положите руки на стрелку, и постепенно она придет в движение, поскольку я искренне надеюсь, что вы хорошо подготовились к общению с представителями загробного мира, а это значит, что рано или поздно они заявят о себе…

Вот оно! Буквы, на которые указывает стрелка, постепенно начинают складываться в слова, а это значит, что у нас появился первый гость.

«Гробница Лигейи»

Что это!? Неужели к нам пожаловал сам Эдгар Аллан По? Ну да, так и есть.

Несмотря на то, что, если говорить о прозе, он писал лишь новеллы и короткие рассказы, большинство экранизаций его произведений — отнюдь не короткометражки.

Фильм «Гробница Лигейи» примечателен тем, что здесь дух умершей жены доктора Вердена Фелла воздействует на людей через гипнотический транс, проникая в их сознание.

Самого доктора блестяще сыграл Винсент Прайс, воплотив на экране свой образ сразу в нескольких ипостасях — это и профессиональный врач, и любящий супруг, и тщетно пытающаяся спастись жертва. Благодаря безупречным костюмам и не менее безупречным декорациям, создателям картины удалось представить зрителю Англию первой половины XIX века, где и прошло детство Эдгара. Несмотря на то, что оставшуюся часть жизни он провел в США, невооруженным глазом видно, что именно Англия наложила особенный отпечаток на все его творчество.

Характерно, что фильм «Гробница Лигейи» стал одним из целой серии экранизаций рассказов По режиссером Роджером Корманом с Винсентом Прайсом в качестве исполнителя главной роли, но именно эту картину упомянул Стивен Кинг в приложении к знаменитой «Пляске смерти» в перечне наиболее значимых творений жанра ужасов.

 

«Без паники»

Пока суть да дело, настала очередь следующего духа. Поначалу комбинации букв, которые выдает рулетка, кажутся нам чем-то малопонятным, но постепенно мы понимаем, что наш новый гость говорит с нами по-испански. Я надеюсь, что испанско-русский словарь у вас под рукой, поскольку к нам явился умерший в 1994 году мексиканский композитор Педро Плассенсиа.

Как и положено всякому уважающему себя мексиканцу, на родине он знаменит, в первую очередь, как автор саундтреков к разного рода мыльным операм, которые исправно поставлял и поставляет на экраны всего мира мексиканский кинематограф. Но есть в его послужном списке и совсем иная строка — в 1988 году он совместно с Джоном Майклом Бишофом поучаствовал в создании звукового оформления мексикано-американского хоррора «Без паники».

Появление колдовской доски в жизни семнадцатилетнего Майкла Смита стало роковым для подростка, дав последнему доступ к коварным планам представителей потустороннего мира, решивших не просто от души попугать его товарищей, но и вполне физически сократить их численность. Начавшись подобно сотням молодежных ужастиков с шумного празднования дня рождения главного героя, фильм превращается в захватывающий мистический детектив с кровавой развязкой.

В те годы мода на внезапные бу-эффекты еще не получила такого развития, которое мы можем наблюдать сейчас, так что именно звуковая составляющая в ряде эпизодов играет первую скрипку, когда необходимо создать напряженность. Дон Педро и сейчас искренне гордится своей работой, а вам, дабы отблагодарить духа, придется этот фильм посмотреть… ну или пересмотреть…

 

«Колдовская доска»

Кажется, наш новый гость из потустороннего мира предпочитает изъясняться по-французски. Ну да, конечно, ведь перед нами еще один композитор — француз Пьер Башле, умерший от рака легких 15 февраля 2005 года. В кинематографе он отметился, в первую очередь, как автор саундтреков к фильмам, ставшим классикой французской эротики — «Эммануэль» (1974), «История О» (1975) и «Гвендолин» (1984). Именно в последней из перечисленных картин в полной мере заявила о себе американская актриса Тони Китэйн.

Свой успех она закрепила двумя годами позже с момента выхода эротическо-приключенческого блокбастера, сыграв роль роковой женщины в британо-американском хорроре «Колдовская доска».

Основная идея этого фильма заключается в том, что не стоит никого беспокоить просто так, даже если речь идет о бесплотных духах. Заигравшись с доской уиджа, героиня Китэйн сама не заметила, как пробудила к жизни силы, не подчиняющиеся физическим законам. Помимо всего прочего, фильм характерен яркими кровавыми сценами, в которых особенно проявляется операторское искусство, поскольку три десятка лет назад кинематографисты еще не имели возможности использовать те спецэффекты, которые сплошь и рядом применяют сегодня.

Кроме того, стоит отметить, что львиная доля смертей происходит при свете дня, да и вообще в картинке на экране преобладают светлые тона. Благодаря этому зритель на протяжении всего фильма будет испытывать мини-разрывы шаблона, что усилит эффект от просмотра.

 

«Другие»

Следующий наш посетитель — британский актер Эрик Сайкс. Умерший в возрасте 89 лет 4 июля 2012 года, большую часть карьеры он был известен как комик. За одиннадцать лет до смерти ему выпал шанс проявить себя в фильме совсем иного жанра.

Изюминка мистического триллера «Другие» состоит в том, что зрителю дается возможность взглянуть на общение с духами, что называется, с той стороны. В центре сюжета история семьи Стюарт, которую не обошла стороной Вторая мировая война. Отец семейства уже два года как пропал без вести, а мать, Грейс Стюарт, — властная религиозная дама с зачатками садизма, жестко и порой жестоко прессующая детей, Николаса и Энн.

В роли Грейс в этом фильме блеснула неподражаемая Николь Кидман, чей образ властной мамаши постепенно разбивается о рифы действительности, являя зрителю страдающую женщину, совершившую непоправимое…

Нашему же гостю была отведена пусть и второстепенная роль садовника Эдмунда Таттла, но образ этого чуть полноватого пожилого мужчины также вышел весьма колоритным и по-своему сильным, вместив в себя покорность судьбе и какую-то умудренную грусть, причина которой раскроется по ходу сюжета.

Крайне яркими вышли и остальные персонажи, среди которых особенно хочется отметить детские образы. Трусливый маменькин сынок Николас и упрямая бунтарка Энн в исполнении Джеймса Бентли и Алакины Манн, соответственно, смотрятся не менее живо и выразительно, чем их мать Грейс.

Фильм «Другие» действительно во многом необычен, а сюжет построен таким образом, чтобы зритель не терял интерес по ходу просмотра.

 

«Призрак дома на холме»

Следующий наш посетитель — женщина. Американская писательница Шерли Джексон большую часть произведений написала в жанре темного фэнтези, а фильм «Призрак дома на холме» 1963 года стал одной из наиболее значимых экранизаций ее произведений.

На первый взгляд, это классическая история дома с привидениями, но и здесь интересен тот канал, по которому духи наиболее активно связываются с людьми. О сверхъестественных способностях девственниц знали еще древние — неслучайно большинство жриц старинных культов принимали обет целомудрия. В свете этого неслучайно и то, что выбор потусторонних сил пал на вчерашнюю затворницу Элеонор, приглашенную в числе прочих в рамках смелого эксперимента доктора Джона Марвея.

Фильм режиссера Роберта Уайза — это гремучая смесь мистики и болезненных внутренних переживаний героини, которую блестяще сыграла уже довольно известная на тот момент Джули Харрис. Характерно, что и режиссер, и исполнительница главной роли к настоящему моменту уже составили компанию нашей гостье в потустороннем мире… как знать, может быть, они тоже где-то рядом.

Как и большинство других хорроров своего времени, «Призрак дома на холме» — фильм во многом атмосферный, чему в немалой степени способствует выбор декораций. Местом для съемок послужила готическая усадьба Эттингтон-холл, воплотившая в себе обособленность и мрачную самодостаточность английских замков позднего периода.

Финал картины не столько жесток, сколько по-своему трагичен, да и по ходу просмотра не стоит ожидать литров крови — все-таки, картина эта атмосферно-психологическая.

 

«Незваные»

Так-так, кто же пожаловал к нам на этот раз? Кажется, это дух американского актера Дона Синклера Дэвиса. Играя преимущественно военных, он был ярким примером так называемых характерных актеров.

Фильм «Незваные» 2009 года стал одним из его последних появлений на экране — более того, сам Дэвис не дожил до выхода картины в прокат, скончавшись 29 июня 2008 года от обширного инфаркта. В этой картине он довольствовался скромной эпизодической ролью, а на переднем плане оказались персонажи Эмили Браунинг, Ариэль Кеббел и Элизабет Бэнкс.

Перед нами иллюстрация того, как воспаленное подсознание может в обход сознания вызывать образы из мира умерших. Иногда мы настолько не хотим во что-то верить, что готовы обманывать сами себя, искренне веря в собственную ложь.

Именно так сложилась история девушки Анны, загремевшей в психушку после гибели матери во время пожара. Преодолеть психологическую травму ей помогает родная сестра Алекс. А вот роман отца с бывшей сиделкой ее покойной матери отнюдь не способствует выздоровлению Анны, которую в начале фильма отпускают домой.

По ходу сюжета Анну ждет водоворот кошмаров и галлюцинаций, в котором сама героиня перестанет различать свои и чужие поступки. Точно также потеряется и зритель, которому даже в концовке все откроется лишь в общих чертах.

В этом фильме набивший многим оскомину бу-эффект проявляется, что называется, редко, но метко. Первая скрипка же отведена недосказанности и элементу детектива.

 

«Перебежчик»

Но настало время следующего гостя. Кажется, призрак предпочитает изъясняться на голландском — не мудрено, ведь перед нами дух нидерландского оператора Джона Кокийона. Всю свою карьеру он специализировался на драмах и триллерах, но именно «Перебежчик» стал его бенефисом.

Перед нами не просто история «нехорошего» дома. Главному герою, учителю музыки Джону Расселу, по большому счету, нечего терять. Лишившись супруги и дочери, он пытается сконцентрироваться на своей явно любимой работе, но дом не дает сделать это в полной мере.

Характерно, что перед нами отнюдь не убитый горем мужчина на пороге старости — напротив, герой Джорджа Кэмпбелла Скотта сохраняет интерес к жизни и здоровое любопытство, во многом благодаря которому мы и становимся свидетелями тех событий, что разыграются на экране.

В этом фильме мы наблюдаем один из наиболее редких вариантов общения с духами, когда ответы рисует на белом листе рука вошедшего в транс медиума. Там же мы увидим кажущиеся многим выдумкой сеансы с откровенным телекинезом. В данном случае представитель потустороннего мира предстает не в образе преследователя или в менее популярной ипостаси покровителя, а просит главного героя о помощи…

Вместе с Джоном Расселом зрителям предстоит провести увлекательное расследование гибели мальчика, а наш нынешний гость принял самое активное участие в том, чтобы удержать нас у экрана, выбирая безупречные ракурсы, дабы все сцены выглядели максимально эффектно и сочно. Джон Кокийон получил за этот фильм премию «Джини» в номинации «лучшая операторская работа».

 

«Экстрасенс»

Когда на контакт выходит следующий дух, с первых его фраз понятно, что он очень недоволен. Американский кинокритик Роджер Эберт последние десять лет жизни страдал от рака. За два года до смерти, которая наступила 4 апреля 2013 года, он дал низкую оценку фильму «Экстрасенс» с Ребеккой Холл, упрекнув свежую на тот момент картину в поверхностности и стандартности.

Вообще говоря, истории скептиков-материалистов, сталкивающихся с по-настоящему сверхъестественными явлениями, были востребованы в хорроре не раз и не два. Однако главная героиня не просто ученый-технарь — перед нами профессиональная разоблачительница псевдомедиумов и подобных им шарлатанов.

Дело, за которое Флоренс Каркарт берется в начале фильма, тоже поначалу кажется тривиальным, но постепенно раскрываются все новые и новые подробности, которым крайне проблематично найти рациональное объяснение. В данном случае спиритическая активность сопровождается вполне реальными смертями мальчиков из школы-интерната. Перед нами типично английский хоррор. Все персонажи смотрятся строго и чопорно, да и место действия характерно для туманного Альбиона.

Тот настрой, с которым героиня идет на контакт с призраками, вряд ли понравится даже самым толерантным и понимающим представителям загробного мира. Поначалу это больше напоминает охоту, но постепенно и Флоренс, и зрители теряют грань, отделяющую сверхъестественные проявления от детских розыгрышей. А может быть, одновременно имеет место и то, и другое?

Сюжетная линия выстроена с тем расчетом, чтобы страшные тайны главных героев раскрылись лишь ближе к финалу. Ключевые напряженные моменты отсняты очень качественно, пусть и основаны на таких вечных ценностях кинематографа, как музыкальный фон и операторская работа.

Тем не менее, на нашего гостя фильм впечатления не произвел, и есть все основания полагать, что если вы окажетесь иного мнения, это навлечет на вас проклятие…

 

И вот мы вновь предвкушаем появление очередного гостя, но что это!? Постепенно движения стрелки становятся более хаотичными, а буквы, на которые она указывает, уже нельзя сложить во что-то более-менее связное. Кажется, сегодня духи рассказали нам все, что посчитали нужным, но вы даже не представляете, какая ответственность лежит теперь на вас. Ведь каждый рассказ был своего рода освобождением, и теперь эти истории придется рассказывать вам всю жизнь — и после смерти тоже. И от того, как вы будете с этим справляться, напрямую зависит ваша судьба в загробном мире…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)