DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Почти идеальный триллер

Черный ящик / Boîte noire

Франция, 2021

Жанр: технотриллер, детектив, драма

Режиссер: Ян Гозлан

Сценарий: Ян Гозлан и другие

В ролях: Пьер Нинэ, Лу де Лааж, Андре Дюссолье, Себастьен Пудеру

Похожие фильмы:

  • «Прокол» (1981)
  • «Разговор» (1974)
  • «Студия звукозаписи «Берберян» (2011)

Возрадуйтесь, скромные офисные труженики авиации! О вас наконец-то сняли фильм! Нет, ну правда же, авиационный триллер, главные роли в котором НЕ отданы пилотам? Это уже заявочка на оригинальность! Да и вообще, видеть на больших экранах фильм на тему, обычно освещаемую документальным сериалом «Расследования авиакатастроф», — достаточный повод, чтобы уделить «Черному ящику» два часа.

Завязка фильма проста, но при этом интригует: происходит авиакатастрофа. Черные ящики разбившегося самолета, включая CVR (который пишет переговоры пилотов), отправляют во французское Бюро по безопасности полетов, где работает молодой аналитик Матьё. Когда в разгар расшифровки бесследно исчезает главный следователь, нашему герою приходится возглавить расследование, в котором, как быстро выясняется, слишком много нестыковок.

Основная фишка «Черного ящика» (помимо незаезженной темы) — это центральный персонаж. Матьё — классический нестабильный гений, одаренный акустик, который на слух может определить поломку самолета. Именно поэтому он очень быстро начинает сомневаться в заявленной причине катастрофы и принимается за неофициальное расследование. Режиссер Ян Гозлан (он же — один из авторов сценария) и актер Пьер Нинэ максимально эффективно подходят к образу главного героя. В руках менее талантливых создателей Матьё легко мог оказаться одним из двух типов «ходячего клише» — либо неадаптированным к реальной жизни социофобом, либо пафосным гением в стиле BBC-шного Шерлока.

Вместо этого мы получаем вполне реалистичного и интересного персонажа, расшифровывать которого не менее интересно, чем титульный черный ящик. Мы постепенно узнаем подробности его прошлого, которые влияют на решения, которые он принимает в расследовании. Поэтому, когда Матьё начинает ломаться под давлением ответственности и собственной паранойи, это не выглядит просто обязательным элементом жанра, добавленным для галочки. Все его заскоки вполне логически объяснимы. Опять же: легко было бы сделать главного героя эдаким «святым» на общем фоне, однако чем дальше продолжается расследование, тем больше неоправданных и нелицеприятных поступков начинает совершать Матьё. То, что симпатии зрителей все равно остаются на его стороне, — несомненная заслуга режиссера, сценариста и актера.

Несмотря на ультрасовременный технический антураж, внутри «Черного ящика» бьется олдскульное сердце параноидальных триллеров 1970-1980-х годов из тех, что так хорошо снимали американцы (после убийства Кеннеди и Уотергейтского скандала) и итальянцы (с их «свинцовыми годами»). Этот конспирологический жанр регулярно строился вокруг конфликта одного принципиального героя с аморальной и жестокой системой. Как и в большинстве подобных картин, чем дальше копает Матьё, тем меньше людей ему верит и тем больше растут ставки. Если изначально для главного героя на кону лишь его профессиональное тщеславие (плюс обсессивно-компульсивное расстройство), то на исходе первого часа становится понятно, что под угрозой уже находится его карьера, а затем — жизнь. Не сказать, что сюжет оригинален (за аналогами далеко ходить не надо — свои версии триллеров о звуковиках, которые слишком много знают, делали и Коппола, и Де Пальма). Но на фоне стандартной штамповки выглядит он чуть ли не как глоток свежего воздуха, напоминая аксиому «все новое — хорошо забытое старое».

«Черный ящик» выстроен элегантно, позволяет втянуться в интригу как людям, далеким от авиационной тематики (он довольно успешно справляется с тем, чтобы объяснения для неофитов не выглядели неуклюжей экспозицией и, тем более, не начинались с фразы «Как вы все прекрасно знаете»), так и тем, чье сердце начнет биться быстрее просто от правильного использования термина «go-team». Понятное дело, что рассматривать фильм как идеально аутентичное описание работы специалистов по расследованию авиакатастроф нельзя, но и откровенных косяков по матчасти авторы не допускают.

Означает ли это, что у фильма нет минусов? Они есть, конечно. Сюда можно отнести довольно скучную «подтанцовку». «Черный ящик» настолько сконцентрирован на Матьё, что остальные персонажи, даже важные для сюжета, выглядят достаточно шаблонно. Несмотря на грамотно работающий механизм интриги, некоторые сюжетные нестыковки внимательный зритель все-таки обнаружит, да и отдельные сцены кажутся уж слишком штампованными (естественно, в какой-то момент нас ждет истерика персонажа, когда его погоня за правдой заходит в тупик).

Ну, и крайне субъективно авторы недокрутили моменты «Эврика!» — это когда какая-то незначительная на первый взгляд мелочь приводит к прорыву в расследовании, а зритель благодаря визуальному ряду, звуку и актерской игре видит/слышит/понимает, да что там — на своей шкуре чувствует, как вращаются шестеренки в голове героя. Это всегда шикарно делал Финчер (и поэтому, например, американская версия «Девушки с татуировкой дракона» на голову превосходит скандинавскую телеверсию), да и европейцам такой подход не чужд (привет, «Багровые реки»). Но вот Яну Гозлану добиться этой эйфории так и не удалось. Наконец, двух часов для истории, которую рассказывает фильм, все-таки многовато, а виновные определяются слишком быстро.

И все равно, «Черный ящик» — это однозначно событие, маленький триллер на незаезженную тему, который «смог»! Интрига в нем закручена по хичкоковским канонам, в центре сюжета — герой, которому сопереживаешь несмотря ни на что, а сценарий не является очередной европейской экранизацией Харлана Кобена. Уже за это его стоит посмотреть!

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Eucalypt 21-02-2022 21:05

    Звучит роскошно. Отметил себе на посмотреть.

    Учитываю...