DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Подземный гром: хроника вселенной «Дрожь земли»

Картина «Дрожь земли 5: Кровное родство» ворвалась в Сеть, словно шаровая молния, не только удивив своим появлением поклонников серии, но и дав повод лишний раз пересмотреть предыдущие части. Тем более, что в этом году отмечается круглая дата — 25 лет франшизе о грабоидах. А значит, всем нам не помешает вернутсья в прошлое и, с опасокй заглядывая под каждый камешек, пройтись по «грабоидной вселенной» вместе с её создателями и Бертом Гаммером. Только тссс Берт не любит всяких зевак, а значит — сидим молча. И, главное, — не боимся.

Идея

Однажды сценарист и создатель франшизы С.С. Уилсон отдыхал в Калифорнии. После утомительного дня он решил прилечь и отдохнуть, забравшись на камень. В это время — забавы ради — Уилсон представил, как бы он спустился с камня, если бы под землёй обитали некие существа, которых он условно назвал «landshark» — «земляная акула». Чуть позже акула превратилась в грабоида, а идея переросла в сценарий, к созданию которого был привлечён его давний друг и коллега, Брент Мэддок. Когда сценаристы пришли на студию «Universal», тогдашние боссы не слишком впечатлились историей. Тем более, что создание земляных монстров, по их мнению, требовало серьёзных затрат.

И тогда сценарий попал в руки Гэйл Энн Хёрд, продюсеру тогдашних лент Джеймса Кэмерона «Терминатор» (1984), «Чужие» (1986) и «Бездна» (1989), а сегодня наиболее известной по работе над сериалом «Ходячие мертвецы».

Хёрд убедила студийных боссов, что на проект не нужно тратить десятки миллионов, потому что существа обитают под землёй, а значит обильные спецэффекты не понадобятся. Студия, хоть и без особого энтузиазма, выделила 11 миллионов. Проекту дали зелёный свет. 

Побег из склепа 

В вымирающем городке под броским названием Совершенство, с населением в 14 жителей, жизнь протекает медленно и не спеша. Шахта закрылась, в городе разруха, а последние обитатели доживают счастливый век в сухой и жаркой местности. Абориген и милитарист Берт Гаммер (Майкл Гросс) со своей женой Хизер (Риба МакИнтайр), взбалмошный паренёк Мелвин (Роберт Джэйн), торговец и потомок китайских эмигрантов Чанг (Виктор Вонг), бедная мать Нэнси (Шарлотт Стюарт) с дочерью Минди (Ариана Ричардс), фермер Мигель (Тони Дженарос) и другие второстепенные персонажи, которые ещё не знают, что их повседневная жизнь вскоре будет нарушена.

Но история начинается не здесь, а вдали от построек. Когда, проснувшись утром, ещё одни местные жители и неугомонные разнорабочие, братья Валентайн «Вэл» МакКи (Кевин Бейкон) и Эрл Бассет (Фред Уорд) решаются на отчаянный шаг — покинуть долину Совершенство, оставив после себя приятные воспоминания и клубы пыли. В это же время студентка и будущий сейсмолог Ронда (Финн Картер) прибывает в городок, чтобы исследовать местность. Два этих никак не связанных события дают развитию истории толчок — в самом прямом смысле этого слова. 

В округе начинают бесследно пропадать люди, иногда мёртвые тела находят в нехарактерных для смерти местах. Через некоторое время жители понимают, что виновником всех бед стал неизвестный науке червь — грабоид, который реагирует на шум и терроризирует долину мерзкими, слизкими щупальцами и неутомимым голодным нравом.

 

Дебютная картина Рона Андервуда по сценарию С.С. Уилсона и Брэнда Мэддока — они же выступили и продюсерами в содружестве с Гэйл Энн Хёрд — признана лучшей из всей пенталогии. Фильм номинировался на 4 премии «Сатурн»: «лучший научно-фантастический фильм», «лучшая актриса второго плана» (Финн Картер и Риба МакИнтайр), «лучшие спецэффекты» (Том Вудрафф, Алек Гиллис). Но, проиграл во всех номинациях уступив место ленте «Вспомнить всё» (1990), актрисе Вупи Голдберг за фильм «Привидение» (1990) и спецэффектам из «Назад в будущее 2» (1989). Вдобавок фильм выдвигали на премию «Young Artist Award» в номинации «лучшая молодая актриса» (Ариана Ричардс). Но жюри предпочло Кристину Риччи из «Русалок» (1990).

Однако создатели не расстроились, поскольку фильм окупился с лихвой и занял почётное место на полке коллекционеров кинофантастики. А всё потому, что авторы привлекли зрителей новаторством, незамысловатым и в то же время оригинальным сюжетом. И интригой: создатели намеренно не рассказывали о происхождении существ, а местные жители на протяжении всех частей высказывали лишь догадки, теории и гипотезы.

События в фильме происходят днём, что не характерно для подобного рода постановок, а это значит, что жуткие грабоиды демонстрируют все прелести поедания человечины и во всех подробностях обнажают мёртвое и гадкое нутро. Актёрский талант и яркий сценарий раскрывает человеческую смекалку, а чёрный юмор заставляет улыбнуться в самый неподходящий момент. В этой картине — как ни странно звучит — грабоиды выглядят слишком глупыми и отличаются скромностью и тактом. Здесь они, скорее, не цель, а средство для рассказа истории. Поэтому дебютная серия удалась и пришлась по вкусу как любителям острых ощущений, так и рядовому зрителю.

Весь этот результат стал приятной неожиданностью и для актёров. Большая часть денег из запланированного бюджета пошла на постройку декораций и макетов существ, поэтому на участие знаменитостей никто не рассчитывал и в фильм привлекли голливудских неудачников — Фрэда Уорда и Кевина Бейкона. Уорд на тот момент погряз во второсортных и третьесортных ролях, и хотя сыграть центрального персонажа истории для него было подарком судьбы, особых надежд он не питал. Бейкон тоже переживал провал за провалом и также не ждал от картины «о странных подземных червяках» оглушительного успеха, полагая, что она — последний гвоздь в крышку гроба его карьеры. На тот момент его жена и актриса Кира Седжвик, известная по сериалу «Ищейка» (2005–2012), ждала ребёнка и Кевину срочно нужны были деньги. Роль жены Берта согласилась исполнить фолк-певица Риба Макинтайр, для которой эта роль стала дебютом в кино и новым опытом. На остальные роли были взяты актёры из телешоу и разного рода второсортных картин.

Хотя действие «Дрожи земли» происходит в Неваде, на поездку в этот штат не было средств. Поэтому снимали в родной для киношников Калифорнии, где и была придумана франшиза. Интересный факт: городок Совершенство, где разворачиваются события, два месяца строили с нуля, а в итоге создателям фильма пригодились только две декорации — лавка китайского эмигранта и подвал Берта. Подавляющее большинство сцен сняли за пределами возведённых строений, на свежем воздухе.

Когда дело дошло до пост-продакшена, выяснилось, что композитор Эрнест Труст написал слишком вялый для экшн-хоррора саундтрек с уклоном в кантри. Студия срочно наняла Роберта Фолка, попросив добавить ударных композиций. В итоге Фолк в кратчайшие сроки переделал музыку, а создатели «в благодарность» забыли упомянуть его в титрах. После просмотра фильма продюсеры заметили, что в кадре не так уж много насилия и крови, зато герои постоянно ругаются как сапожники. Поэтому при монтаже большую часть нехороших слов выкинули, что позволило убрать ограничение и получить прокатный рейтинг PG-13. В дальнейшем все картины серии (за исключением третьей) выходили с этим же рейтингом. 

Фильм вышел 19 января 1990 года, поэтому даты создания и выпуска разнятся. Отчего сложилась небольшая путаница на интернет-ресурсах, где иногда указывают, то 1989-й, то 1990 год выпуска. Картина заработала 17 миллионов долларов, чему помогли лестные отзывы в прессе и благосклонные комментарии критиков. А после выпуска видеокассет фильм обрёл культовый статус и добавил в карман продюсеров ещё 31,5 миллиона долларов. И, конечно, он реабилитировал Кевина Бейкона в глазах зрителей и продюсеров. После «Дрожи» тот попал под крыло Оливера Стоуна и снялся в картине «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991). А Фред Уорд получил статуэтку на Венецианском кинофестивале за фильм «Короткий монтаж» (1993). Риба Макинтайр сделала удачную карьеру певицы и иногда появляется во второстепенных ролях в кино. Неожиданный экранный дуэт Уорд/Бейкон стал одновременно и культовым, и знаковым в истории кино.

После такого неожиданного и оглушительного успеха создатели не могли не заняться продолжением, а значит — мы идём дальше.

Один с напарником в поле не воин

Прошло два года. Эрл Басаед (Фрэд Уорд) поселился вдали от цивилизации и ведёт уединённый образ жизни, разводя страусов. Ему удалось заработать немного денег и побыть в центре внимания общества и прессы. Младший брат Вэл (Кевин Бейкон) женился на красотке Ронде, поэтому его персонаж в фильме лишь упоминается. Отсутствие актёра обусловлено тем фактом, что он был занят на съемках оскароносной картины Рона Ховарда «Аполлон 13» с Томом Хэнксом в главной роли, где Бейкон сыграл реально существующего астронавта Джона Леонарда Суигерта-младшего. Поэтому роль главного заводилы осталась одному Фрэду Уорду. Фильм продолжает популярные традиции Голливуда, заложенные с незапамятных времён: дуэт «старого и опытного» и «молодого и горячего». Собственно, для этого и появляется персонаж Грэйди Гувер (Кристофер Гартин).

Грэйди — взбалмошный и не потрёпанный жизнью водитель, который выказывает уважение к Эрлу. Он набивается к нему в напарники после того, как представитель мексиканской нефтяной компании просит Эрла о помощи и сулит 50 тысяч за каждого убитого грабоида. Вместе они отправляются в Мексику на поиск кровожадных тварей. По прибытии всё складывается удачно: знакомство с очаровательным геологом Кейт (Хелен Шейвер), новая дружба, новые впечатления, охота сродни сафари, отстрел хитрых червей и сотни тысяч в кармане. Но вскоре экстремальную идиллию нарушает слишком большой наплыв грабоидов, и на помощь приходит небезызвестный «солдат удачи» — Берт Гаммер — переживающий тяжкое расставание с женой.

Берту приятно выбраться из дома в долине Совершенство и отвлечься от тяжких и гложущих мыслей. Прихватив с собой грузовик боеприпасов, он срывается с места, и охота принимает новый оборот, как, впрочем, и сюжет. Ведь грабоидам свойственно перерождаться и на арену выходит новый вид существ — Шрайкер, он же Крикун. Существо, которое бегает по земле на двух лапах, видит жертву при помощи тепловизора и рождается посредством съедания основного сосуда — грабоида. С этого момента в их среде каннибализм развивается в полной мере, так что разорванные грабоиды заполоняют мексиканскую долину.

За семь лет, прошедших после выхода первой части, режиссёр Рон Андервуд снял ленту «Городские пижоны» (1991), которая выдвигалась на премии «Оскар», «Сатурн» и премию канала MTV, картину «Сердце и души» (1993), где в главной роли снялся Роберт Дауни-младший, а к сценарию приложили руку коллеги по «Дрожи земли». Но несмотря на карьерный рост, создатели решили вернуться к истокам. Они разработали усовершенствованную концепцию и выдали новую историю. На сей раз режиссёрское кресло фильма «Дрожь земли 2: Повторный удар» (1996) занял создатель грабоидов и сценарист первой части С. С. Уилсон. Он снова написал сценарий и спродюсировал картину вместе с Брентом Мэддоком, а Рон Андервуд занял почётное место исполнительного продюсера. Фильм миновал кинотеатры, выйдя сразу на DVD. Сразу на DVD выходили и все последующие части.

Хотя бюджет фильма составил всего 4 миллиона долларов, дух и атмосфера «повторного удара» соответствуют первой серии. Для картины были созданы уникальные макеты шрайкеров, которых оживили при помощи компьютерных технологий. Для достижения инфракрасного вида в нескольких сценах актёры носили специальные костюмы, а камера снимала в специальном режиме на 35-мм пленку, чтобы добавить дополнительный эффект зернистости.

Чёрный юмор и игра актёров снова радуют изысканностью, а расширенная роль Берта Гаммера привносит радикальные методы борьбы и зашкаливающий тестостерон. Перерождение существ пошло на пользу: они стали умней и интересней, топорность сошла на нет, и теперь героям придётся попотеть, чтобы убить маленьких паршивцев. Как ни странно, в этой части получилось заметно меньше смертей, и это при том, что монстров здесь гораздо больше. Зато связанная с ними проблема решается крайне быстро и не очень гуманно.

Фильм не имел такого оглушительного успеха, как первая картина, но снискал популярность у любителей домашнего просмотра. За что и был номинирован на премию «Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA Awards» как лучший фильм, выпущенный на DVD, но проиграл.

Это интересно. Часть 1

После выпуска второй части создатели объявили о выходе сериала из шести эпизодов, в который планировали вернуть Кевина Бейкона, Фрэда Уорда и Майкла Гросса. История должна была строиться вокруг тайной лаборатории, расположенной в долине Совершенство и вещества под названием «микс-мастер», из-за которого (и/или благодаря которому) на свет появились некие существа. По задумке сценаристов, бравая тройка, действуя то в команде, то тандемом, уничтожает неугодных монстров как в долине, так и за её пределами, без участия грабоидов и шрайкеров.

В списке неугодных монстров фигурировали: осьминог-мутант, живущий на дереве в лесу; йети, косящий под привидение; тостер-убийца, созданный маньяком-психопатом; вампир-затворник; существо, напоминавшее белку, и одноглазый внеземной летающий монстр, похожий на грабоида. Наработки с одноглазым монстром вошли в будущий телесериал «Дрожь» (2003), где он действительно стал редким видом грабоида, а остальное кануло в небытие.

В Интернете фигурирует предположительное описание этих серий и арт-рисунки будущих существ. Сам материал значится, как «Tremors: The Lost Episode» (1997). 

Выжившие

Прошло одиннадцать лет с тех пор, как были ликвидированы последние грабоиды и шрайкеры. Но пусть время изменилось, Берт Гаммер остался таким же неумолимым параноиком и милитаристом. Городок Совершенство продолжает жить своей жизнью, но уже по другим, мирным правилам. Выжившие из первой картины и новые герои превращают долину в туристический парк. В магазине китайского эмигранта, которым теперь владеет его племянница Джуди (Сьюзан Чонг) полно сувениров и прочей ерунды, связенной с грабоидами и шракерами. Джек Сойер (Шон Кристиан), новый житель городка, устраивает с другом сафари для туристов и создаёт имитацию присутствия существ, попутно делая деньги на простых обывателях.

Берт Гаммер продолжает укреплять жилище: готовясь к повторному нападению существ и ядерной войне, перемещает свой дом под землю. Жители насмехаются над ним, предлагая забыть о прошлом и жить нормальной жизнью. Но опасения Берта подтверждаются, и неожиданная атака грабоидов приводит обитателей Совершенства в панику, заставляя снова пересмотреть жизненные ценности и вспомнить былой ужас.

«Дрожь земли 3» (если перпеводить оригинал дословно, то «Дрожь земли 3: Возвращение в Совершенство») получилась ухудшенной копией первых двух с добавлением в уже известный материал новых линий повествования. Сюжет скачет от грабоидов и шрайкеров к альбиносу Эль-Бланко и новым видам существ с оригинальным названием «ракетозад» (в оригинале «ass-blaster»). Существо выглядит как мини-дракон и летает при помощи газовыделений из пищеварительной системы. А полюбившиеся остроты главных героев стали скомканными и высосанными из пальца.

Приятный плюс в просевшем сюжете это, безусловно, возвращение пяти героев (!) из первого фильма к своим ролям. Некоторых даже не узнать, если не заглянуть одним глазком в титры. Но всё это блекнет на фоне жуткой постановки, которая напоминает скорее телеадаптацию, нежели полноценный фильм. И если покопаться в материалах по франшизе, то оказывается, что третья часть предполагалась как пилотный выпуск телесериала (!), но по каким-то причинам стала фильмом. Но даже увеличение бюджета с четырёх до шести миллионов его не спасает.

Одновременный наплыв тварей выглядит слишком нелепо в открытой местности и средь бела дня. Проделанная рокировка не пошла картине на пользу: Брент Мэддок — сценарист из предыдущих частей, — заняв режиссёрское кресло, попросту не справился с поставленной перед ним задачей. С.С. Уилсон в этот раз отвёл себе место сценариста, поделив эту должность с Джоном Уэлплеем и продюсером Нэнси Робертс. Фильм не оправдал ожидания многих, но был номинирован сразу на две премии «Video Premiere Award» — «лучшие визуальные эффекты» и «лучший актёр». В первой номинации картина проиграла, а вот Маклу Гроссу удалось заполучить долгожданную награду. Фильм также стал номинантом на премию «Golden Reel Award» («лучший фильм выпущенный на DVD»), но проиграл. Картина получила беспрецедентный рейтинг PG, который никогда не присваивается лентам в жанре хоррор или триллер и стала первой в своей серии с таким рейтингом.

 

Последствия 

Как говорилось ранее, в 90-е годы планировался телесериал о борьбе Берта Гаммера и братьев Эрла и Вэла против странных мутантов, вырвавшихся из лаборатории, который так и не был снят. В начале нулевых была снова предпринята попытка создать сериал, но на выходе получилась третья часть. И вот наконец с помощью телеканала Sci-Fi новая команда при содействии оригинальных авторов разработала сценарий, в котором грабоиды и лаборатория с загадочным веществом «микс-мастер» стали частью связующей истории. Причём они сделали не ремейк и не расширенную и дополненную версию предыдущих событий, а продолжили историю, закончившуюся в третьем фильме. Поэтому сериал «Дрожь» (2003) не смотрится как отдельное произведение и рекомендуется к просмотру людям, которые уже знакомы с предыдущими картинами.

Герои остались верны себе и продолжают жить на территории кишащей монстрами. Теперь Совершенство — это заповедник, в котором обитает редкий вид белого грабоида по имени Эль-Бланко. Грабоид охраняется государство, и его убийство карается законом, а посему местные жители разработали свои методы борьбы, дабы обезопасить себя и не навредить существу. Герои пьют грабочино (капучино) и следят за мониторами, обсуждая житейские дела. Попутно влезают в неприятности, которые сами же и находят. В городе снова появляются новые персонажи и разбавляют уже сложившийся уклад.

Красавица Розалита Санчез (Глэдис Хименес), не смыслящая ничего в фермерском деле; бывший автогонщик Тайлер Рид (Виктор Браун), пришедший на смену Джеку (Шон Кристиан); агент Твитчел (Дин Норис, в дальнейшем участник телесериалов «Во все тяжкие» и «Под куполом»). Отличительной чертой сериала стало участие будущих и настоящих звёзд и ярких эпизодников. Среди них Майкл Рукер (Мэрл Диксон из «Ходячих мертвецов»), Кристовер Ллойд (Доктор Браун из трилогии «Назад будущее») Вивика Фокс (Вернита Грин из дилогии «Убить Билла»), Джим Бивер (Бобби из сериала «Сверхъестественное») Сара Рафферти (Донна из сериала «Форс-Мажоры»). Не забыли и о Майкле Гроссе: он снова вернулся к своей роли Берта Гаммера, который теперь занят выпуском школы выживания на видео.

Персонажи Талера и Джека похожи как две капли воды. Отсутствие последнего в фильме вызвано несовместимостью съёмочных графиков. Шарлотте Стюарт (Нэнси), игравшая маму Минди в предыдущих картинах, не удалось вернуться к своей роли из-за подписания контракта, в котором говорилось, что ей запрещается работать в других проектах. Поэтому любовная линия между ней и Бертом Гамером убрана из сценария. Зато персонаж, сыгранный другой актрисой (Маршей Стрэссмен), присутствует. Роберт Джейн (Мелвин) снова вернулся к своей роли, и это стало его третьей работой во вселенной грабоидов.

Создатели повели сериал в другом направлении. Поэтому серии можно условно разделить на две части. Первая — «микс-мастер» и секретная лаборатория, где нет даже упоминания о грабоидах. Вторая — грабоиды. Героям предстоит сразиться с цветами-мутантами, собакой-единорогом, кислотным дымом, а иногда и вовсе с обыкновенными преступниками и/или людьми. Грабоиды, шрайкеры, ракетозады будут проявлять агрессию к людям в долине и за её пределами. Иногда события будут развиваться далеко от долины Совершенство. В общем, сериал непредсказуем: до конца не знаешь, чем тебя удивят на этот раз. Долина кишит колоритными монстрами и персонажами, а юмор по-прежнему продолжает радовать и заставляет улыбаться, особенно после провальной третьей части.

К сожалению, эти детали никак не повлияли на решение телеканала Sci-Fi закрыть сериал после 13-ти эпизодов. Хотя у него были высокие рейтинги, руководство канала осталось недовольно качеством материала и отменило дополнительные шесть эпизодов, которые разрабатывались раннее и планировались как 14—19 серии соответственно. Известно, что четырнадцатая серия рассказывала бы об осьминоге, живущем на дереве. В ней участвовал бы новый персонаж — муж Нэнси. В будущем предполагалось раскрыть истинное лицо Розалиты (Глэдис Хименес) и выставить её самозванкой, скрывающейся от бандитов. Достоверно неизвестно, вернулся бы в сериал Кевин Бейкон. А вот Фрэд Уорд планировал своё участие в сериале и в 4-й части саги о подземных червях, но из-за подписания контракта на фильм «10.5» (2004) отказался от роли.

Если проследить все события, связанные с сериалом, начиная с 90-х, то у него была трудная судьба как в плане реализацией, так и в отношении оригинального актёрского состава. Когда его всё же сняли, то в момент трансляции премьерная серия была выведена из строя, а в вечернее время по непонятным причинам была показана сразу шестая, а через неделю седьмая. Поскольку сюжет условно разбит на две линии, дальнейшие серии вышли в хаотичном порядке, подвергаясь повторному монтажу и редактированию, чтобы зритель ничего не заметил. При выпуске на DVD в 2010 году в сериале восстановили изначальную нумерацию и показали отредактированную версию эпизода «Проект 4-12» с альтернативными начальным и конечным кадром.

Монтаж в телеэфире получился практически образцовым, но если хотите ознакомиться с оригинальной задумкой, то стоит обратиться за описанием хронологии к Википедии.

А мы идём дальше.

Столетний червь

После оглушительного провала картины «Дикий, дикий Запад» (1999) с Уилом Смитом в главной роли, которая удостоилась пяти премий «Золотая малина» и к которой были причастны сценарные руки С.С. Уилсона и Брэнта Мэдока, они решили использовать свой горький опыт и продолжить исследовать земельные недра на Диком западе. Для чего переместили повествование ровно на сто лет назад, когда местные жители впервые столкнулись с грабоидами.

Прерывая незаконченную идиллию прошлых фильмов, мы переносимся в эру ковбоев, где третьесортное пойло, револьвер и винтовка ценились куда выше человеческой жизни. В те далёкие времена, когда ещё не ездили машины, а железные дороги только прокладывали тернистый путь, Хайрем Гаммер (Майкл Гросс), интеллектуал и светский человек, который ни разу не держал в руках оружие и лопату, приобретает рудник в городке под названием Реджекшн (будущее Совершенство), где загадочным образом погибают семнадцать шахтёров. Местные жители напуганы этими событиями и спешно покидают город в надежде найти место поспокойнее. Но находятся и те, кому судьба города небезразлична, и появление мистера Гаммера вселяет в них надежду.

Хозяйка отеля Кристин Лорд (Сараи Ботсфорт), открывший магазин китайский эмигрант со своей семьёй, шахтёр, индеец и другие готовы действовать, но им нужен лидер. Хайрему ещё далеко до лидерства, а посему он нанимает профессионального стрелка Келли Чёрная Рука (Билли Драго), дабы уничтожить обнаруженного в шахте неизвестного врага. Это земляной дракон — первая стадия существ, из которых впоследствии выходит грабоид, после — шрайкер, а завершает эволюцию — ракетозад, который выполняет функцию расселения, чтобы увеличить ареал.

«Дрожь земли 4: Легенда начинается» возвращает нас в привычную атмосферу первых двух лент с остроумным юмором, яркими персонажами и неповторимой оранжевой картинкой. Возвращение в режиссёрское кресло С.С. Уилсона, который придерживался канонов первой части, вселило надежду на реинкарнацию франшизы. Однако бюджет был урезан: на ленту выделили 5 миллионов по причине отсутствия спецэффектов. Большая часть средств пошла на костюмы и восссоздание той эпохи.

Режиссёр третьей части взялся за написание сценария в содружестве с режиссёром и Нэнси Робертс, которая по традиции выступила продюсером. Создатели придумали монстру новый навык и дали новое имя, но так и не открыли секрет происхождения существа.

Смена обстановки и временного пояса помещает «избитый сюжет» в новую обёртку и погружает в умопомрачительный вестерн с червями, но никак не оправдывает красочный подзаголовок «Легенда начинается». Герои находчивы и проворны, они действуют интуитивно, переступая через принципы и страхи. Убойный арсенал сменяется тем, что есть под рукой, а предку Берта только предстоит стать настоящим мужиком. Актёр Майкл Гросс, единственный из старой гвардии, появился в картине. Новый образ, Хайрем, раскрывает его с неизвестной зрителю стороны. Персонаж полон изысканного шарма, он статен и импозантен. В нём присутствует чистоплюйство, но он готов на решительные действия.

Фильм делался в одно время с телесериалом и стал первой картиной в серии, премьера которой состоялась на телевизионном канале. Сара Ботсфорд была номинирована на премию «DVD Exclusive Awards» как лучшая актриса второго плана, но проиграла.

Это интересно. Часть 2

После четвёртой части создатели франшизы надолго исчезли из поля зрения и не давали знать о грабоидах около пяти лет. Но в 2009 году появилась информация о попытке возвращеня к корням и работе над очередным сиквелом под рабочим названием «Tremors: The Thunder from Down Under». Планировалось снова собрать в одну обойму Фреда Уорда, Кевина Бейкона и Майкла Гросса (сколько можно?). Фильм должен был стать прямым продолжением сериала, и связать историю с четвёртой картиной. Майкл Гросс и Фред Уорд согласились повторить свои роли, а Кевин Бейкон лишь выразил желание исполнить роль Вэла.

Режиссёром значился С.С. Уилсон, а продюсерами Рон Андервуд и Брэнт Мэдок. Также эта троица приложила руку к сценарию, который, по слухам, был написан еще в 2004 году. Фильм по традиции планировался к выпуску сразу на DVD, а история должна была перенести нас в Австралию. Также по слухам к главным героям должен был примкнуть актёр Пол Хоган, известный ролью «Крокодила Данди» в одноимённой трилогии — возможно, в той же ипостаси. Но в 2010 году бюрократические проволочки и политика Голливуда привели к закрытию проекта, о чём объявили сами создатели.

Бертомания

После закрытия проекта поклонников не покидала надежда на воскрешениt безумных и вечно голодных червей. И вот, в марте 2014 года — как гром среди ясного неба — Майкл Гросс объявил о возвращении на экраны Берта Гаммера и создании очередной части саги. Радости не было предела, ведь с момента предыдущей картины прошло целых десять лет. Но ликовать было рано, поскольку переработанный сценарий, написанный Брэнтом Мэддоком и С.С Уилсоном, оказался не таким уж ярким и оригинальным, а сами создатели оригинала отказались участвовать в проекте из-за отсутствия творческого контроля над ним. Производство оказалось под наблюдением никому не известных продюсеров и изначально было пущен на самотёк.

Майкл Гросс постарел и стал похож на лидера группы «Зуви Му» Петра Мамонова. Последнее время он работал в телесериалах и с удовольствиме принял предложение вернуться к роли, которая сделала его известным. В напарники ему навязали Джейми Кеннеди, который снялся во втором и третьем «Крике» и провальной комедии «Сын Маски» (2005).

Сюжет пятой картины продолжает третью, игнорируя телесериал, и строится на том, что Берт Гаммер продолжает выпускать школу выживания, но теперь распространяет ролики через веб-сайт. В съёмках ему помогает молодой напарник и оператор, которому претит «вся эта грабоидная хрень». А в новые союзники набивается взбалмошный и неряшливый мотоциклист-экстремал — Трэвис (Джейми Кеннеди).

Этот персонаж полностью отличается от прежних миловидных юмористов-напарников Эрла и Берта. Он выглядит, как типичный герой боевиков второго плана, который задирает протагониста и тут же получает по лицу. События переносят нас в Африку и с долиной Совершенство мы прощаемся, отправляясь на короткое и местами увлекательное сафари, на встречу с найденной семьёй грабоидов улучшенного вида, с которыми Берт ещё не встречался. Компанию Берту и Трэвису составляют красавица Люсия (Натали Бекер) и несколько охотников. По совместительству Трэвис ведёт съёмку мини-фильма о том, как они с Бертом и компанией уничтожают существ на другом континенте.

К постановке можно предъявить немало претензий, под которые не попадала ни одна часть. Среди них: утрата былой атмосферы, мноржество клише, смещение жанра в другое русло и обездвиженный, неразвивающийся сюжет. Для полного комплекта не хватает только полуголых девиц (ханжа Берт не одобряет). Включив фильм, который теперь действительно выглядит экшн-хоррором, мы получаем: выпрыгивающих грабоидов, кровожадных шрайкеров и ракетозадов, погони на мотоциклах, взрывы, стрельбу и дерзких героев, палящих куда попало. Звучит круто, но на деле — скучно.

Из прошлых участников, причастных к саге, помимо Майкла Гросса, в состав затесался автор сценария третьей части — Джон Уэлплей. Втандеме с новичками-соавторами он выдал смехотворный сценарий, коих сотни.

В режиссёрское кресло сел Дон Майкл Пол, снимающий второсортные продолжения общеизвестных лент. В арсенале Дона значатся «Озеро страха 4» (ТВ, 2012), «Морпехи 2» (2014), «Снайпер: Наследие» (2014) и предстоящее продолжение картины «Детсадовский полицейский 2», где Арнольда Шварценнегера заменит другая звезда 90-х — Дольф Лунгрен. Также стоит отметить, что он один написал сценарий к культовой картине «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» (1991), но дальше стал специализироваться на кино для домашнего просмотра. Режиссёра упрекнуть не в чем: он выжал всё, что мог из предоставленного бюджета и халтурного сценария. Оператор также постарался: скрывать и показывать существ кусками, а иногда и в хаотичном темпе у него получилось на славу.

Напоследок хочется сказать, что создатели не стали даже заморачиваться с названием и позаимствовали его у фильма «Поворот не туда 5: Кровное родство», который вышел в 2012 году. Возможно, ленте нужно время, чтобы её приняли и стали ассоциировать с предыдущими частями. Но пока «Дрожь земли 5» хочется рассматривать как что-то отдельное, а никак не продолжение полюбившейся истории.

Это интересно. Часть 3

Франшиза «Дрожь земли» — показательный пример неудачного вложения и яркий образец упорства, новаторства и желания творить. Ежегодное поддержание эйфории вокруг грабоидов и нежелание создателей завершать историю сделали серию поистине культовой. В 2002 году была даже предпринята попытка создать компьютерную игру с самостоятельным сюжетом «Tremors: The Game», но проект по-тихому закрыли без объяснения причин. Грабоиды не проползли мимо и других развлечений: конструктор LEGO с Бертом и Хезер Гамерами осел на детских полках, а коллекционные фигурки Грабоидов и Берта Гаммера гордо разместились на тумбочках у тех, кто постарше. Эти фигурки в малом количестве продаются и поныне за кругленькую сумму. В музее «Lone Pine Movie History» (США) стоит экспонат грабоида из оригинальной картины 1989 года и шрайкер из «Повторного удара». Наряду с другими киногероями на боковой уличной стенке того же музея красуется рисунок грабоида, вставленного в киноплёнку. 

Поскольку зимой серия отмечала юбилей, печатная продукция также не обошла её стороной и внесла лепту в популярязацию истории с червями. Обложку выпуска «HORROR HOUND» за январь-февраль украсил грабоид, а культовый американский хоррор-журнал «Famous Monsters» (издаётся с 1953 г.) выпустил мартовский номер с забавной и красочной обложкой, на которой рисованные Эрл и Вэл седлают вырвавшегося из земли грабоида. Журнал содержит статьи и интервью с актёрами Кевином Бейконом, Майклом Гроссом, Рибой МакИнтайр и другими знаковыми фигурами серии.

Также к юбилею франшизы писатель Джонатан Мелвилл выпустил книгу «Seeking Perfection: The Unofficial Guide to Tremors», которая вышла 23 июля 2015 года. Автор взял десятки интервью у актёров, художников, сценаристов, продюсеров, техникаов и операторов, участвовавших в создании вселенной «Tremors». Первое интервью он провёл с режиссёром, продюсером и сценаристом С.С Уилсоном, а последнее и эксклюзивное взял у Кевина Бейкона.

В интервью тот объяснил своё отсутствие в последующих картинах и поделился мыслями о фильме спустя 25 лет. Помимо интервью книга содержит редкие закулисные фото, концепт-арт, отрывки из раскадровок и прочие эксклюзивные материалы. Майкл Гросс написал предисловие к книге и участвовал в её промокомпании наряду с другими актёрами, режиссёрами и продюсерами из предыдущих частей.

За двадцать пять лет червям так или иначе удалось проникнуть во все сферы развлечений, обойдя разве что комиксы. Кроме того, на на протяжении всех частей фильму удалось создать «бренд в бренде», поскольку в самой картине фигурируют комиксы, фигурки и видео, созданные жителями Совершенства.

Фильмы саги неоднократно переиздавались и выпускались на DVD и Blu-Ray в коллекционном и обыкновенном издании. В 2000 году ограниченным тиражом вышел саундтрек к первой части фильма с дополнительными бонусами. Этот саундтрек считается раритетом даже на интернет-просторах. В честь персонажа Фреда Уорда создатели картины «Слизняк» (2006) назвали школу, а поклонники грабоидной серии создали форум, на котором говорят о серии и делятся любопытными материалами.

И наконец… Бытует миф, что грабоид берёт своё начало от монгольского существа Олгой-Хорхой. Сейчас этот миф будет развеян. На внешний вид грабоида создателей вдохновил монстр Шаи-Хулуд с планеты Арракис, созданный писателем Фрэнком Гербертом, для романа «Дюна» (1965). Дэвид Линч экранизировал его в 1984 году с актёром Кайлом Маклахленом в главной роли, а сам фильм стал менее успешным ответом на «Звёздные войны», в которых также было существо по имени Сарлакк, внешне напоминавшее Шаи-Хулуд. А сам автор романа считал, что образ червя отсылает к библейскому морскому чудищу Левиафану.

Подобные существа также встречаются в играх «Mass Effect» (2008) и «Overlord» (2007), так что ни о каких монгольских монстрах нет и речи. Хотя в старом мультсериале «Человек паук» (1994–1998), транслировавшемся по телеканалу «Jetix» (он же «Fox Kids»), в финальном пятом сезоне, в серии «Секретные воны», подземные существа похожи, скорее, на Олгой-Хорхой, нежели на Шаи-Хулуд.

Ну вот и всё!

Путешествие по двадцатипятилетней истории подошло к концу и сейчас с уверенностью можно сказать только одно: грабоиды, шрайкеры и ракетозады разделили почётные места с ксеноморфами, Хищниками, биорапторами, арахнидами и таинственным Нечто. Войдя в историю кинематографа как безжалостные и кровожадные, но такие яркие и запоминающиеся чудища. 

Примеечание. При написании данной статьи ни один грабоид не пострадал.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)