DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Покаяние длиною в вечность

Космические вампиры / The Space Vampires (роман)

Автор: Колин Уилсон         

Жанр: научная фантастика, ужасы

Издательство: Мир и семья, Орис

Год издания: 1994 (в оригинале — 1976)

Серия: SFинкс

Перевод: А. Шабрин

Похожие произведения:

  • Кларк Эштон Смит «Уббо-Сатла» (рассказ)
  • Говард Филлипс Лавкрафт «Шепчущий во тьме» (повесть)

Во второй половине двадцатого века цивилизованный мир жил космической мечтой. Маленький шаг человека по лунной поверхности, по словам Нила Армстронга, становился огромным скачком для человечества. Сверхдержавы (если вспомнить фривольную метафору Виктора Пелевина) то и дело кончали спутниками в черную пустоту космоса. Открытие новых горизонтов вызывало одновременно надежду и страх. Оптимистическая вера в яблони, которые непременно расцветут на Марсе, сочеталась со вполне обоснованными опасениями — не таится ли на безграничных просторах мироздания нечто гораздо более страшное, чем стремительно летящий к Земле астероид. Британский писатель Колин Уилсон в романе «Космические вампиры» сплетает причудливый узор из надежд и фобий, не забывая при этом напомнить, что психика человека скрывает не меньше тайн, чем глубины космоса.

Повествование начинается в духе типичной научной фантастики. Экипаж космического корабля «Гермес» обнаруживает таинственный объект размером с астероид. Проникнув внутрь, астронавты находят там человекоподобных существ, спящих непробудным сном в прозрачных саркофагах. Экспедиция доставляет три тела на Землю, но изучить пришельцев никто не успевает — инопланетяне сбегают из лаборатории. Детали исчезновения дают понять, что пришельцы могут переселяться в другие тела и высасывать из людей жизненную энергию. Поимка беглецов кажется практически невыполнимой задачей, но бравый капитан Олаф Карлсен, доставивший инопланетян на Землю, и создатель смелой теории о вампиризме Ганс Фаллада трудностей не боятся.

Поскольку цепочка фактов, улик и рациональных умозаключений оборвана, приходится искать обходные пути. Раз таинственные существа питаются жизненной энергией, значит, для их поимки необходимо проникнуть в суть вампиризма. За каждым найденным ответом обнаруживаются новые вопросы, а сделанные открытия обнажают реальность, по сравнению с которой собственная жизнь кажется пустяком. «Обычный преступник может покаяться и вернуться в лоно доброты и человеколюбия. Эти же существа содеяли столько, что на покаяние ушла бы вечность» — при столкновении с таким грандиозным злом встает вопрос не столько о победе над ним, сколько о возможности хотя бы сохранить рассудок и самому остаться человеком.

Если начало скорее обещает бодрый фантастический триллер с погонями, загадками и приключениями, то финал оборачивается ужасами, философией и масштабами лавкрафтианского размаха. История могущественной космической расы, часть представителей которой по воле рока стала пожирателями жизненной энергии и разрушителями миров, сразу же вызывает ассоциации с мифами Ктулху. Колин Уилсон не скрывает, что воспользовался излюбленными идеями Говарда Филлипса Лавкрафта, а некоторые названия позаимствовал у Кларка Эштона Смита. Зарубежные критики предлагают рассматривать «Космических вампиров» как часть мифов Ктулху. Такая точка зрения имеет право на существование, но полностью согласиться с ней было бы слишком опрометчиво. Бесспорно, отдельные лавкрафтианские идеи в «Космических вампирах» прослеживаются, но вот сходства в эстетике, стиле изложения, смысловом наполнении не наблюдается.

Уилсон не раз обращался к наследию Лавкрафта, но при этом он не выступает в качестве эпигона или последователя. Здесь автор решается на рискованный эксперимент — устроить сочетание несочетаемого, прочертить сюжетную линию от прочно укоренившихся в фольклоре и массовой культуре вампиров до окопавшихся в фантастическом гетто мифов Ктулху. Казалось бы, между двумя концепциями сложно найти точки соприкосновения — даже самым могущественным кровососам вроде Дракулы недоступны астрономические масштабы лавкрафтианского пантеона. Уилсон выбирает в качестве общего знаменателя идею энергетического вампиризма. Она не только органично вписывается в оба случая, но и придает им новизны: затасканный массовой культурой вампиризм снова становится страшным и неизведанным, а лавкрафтианские мотивы обогащаются несвойственной им сексуальностью.

Сочетание несочетаемого в романе Уилсона разбросано практически по каждой странице. Чтобы максимально полно реализовать идею космических вампиров, ему приходится объединить высокие технологии и магические ритуалы, дремучее прошлое и отдаленное будущее, потаенные уголки Земли и бескрайние просторы космоса. Сейчас подобную мешанину можно встретить практически в каждой «научно-популярной» передаче на ряде сомнительных телеканалов, но в семидесятые коктейль контрастов явно удивлял свежестью и новизной.

Уилсону тесно в жанровых рамках научной фантастики. Он стремится не просто создавать миры, но и осмысливать их природу, а также место человека в ней. Как низко может пасть высокоорганизованный разум в экстремальных условиях? Может ли убийство, совершенное ради выживания, доставлять удовольствие? Допустимо ли даровать свободу существам, вознамерившимся уничтожить мир? Насколько суровым окажется приговор, вынесенный самому себе? Философские рассуждения плотно окутывают концовку романа, создавая интересный контраст с завязкой, где господствует стремительное развитие действия.

Неизвестно, помышлял ли Колин Уилсон о возможной экранизации, но роман «Космические вампиры» получился очень кинематографичным. Полные драматизма диалоги, впечатляющие локации — от интерьеров инопланетного корабля до роскошных видов шведской природы, открывающие широкий простор для демонстрации женской красоты эротические сцены способны украсить любой блокбастер. Спустя восемь лет после публикации книги по ней был снят фильм «Жизненная сила». Режиссер Тоуб Хупер, некогда прославившийся легендарным слэшером «Техасская резня бензопилой», в угоду модным веяниям далеко отошел от первоисточника, но его новое творение стало лишь проходным фантастическим триллером.

Как и любое научно-фантастическое произведение, не содержащее сбывшихся глобальных прогнозов, по прошествии десятков лет «Космические вампиры» кажутся слегка наивными и устаревшими. Приземленное представление о технологиях будущего, провисающая середина с многословными диалогами, разочаровывающее избавление от нависшей угрозы не идут на пользу «Космическим вампирам», но глубина мысли и нетривиальность идей явно стоят того, чтобы потратить на роман Колина Уилсона немного времени и жизненной силы.  

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)