DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Поля смерти

Благоволительницы / Les Bienveillantes (роман)

Автор: Джонатан Литтелл

Жанр: военная проза, историческая проза, эпопея, реализм

Издательство: Ад Маргинем Пресс

Год издания: 2011 (оригинал — 2006)

Перевод: И.А. Мельникова

Похожие произведения:

  • Василий Гроссман «Жизнь и судьба» (роман)
  • Гюнтер Грасс «Жестяной барабан» (роман)
  • Лев Толстой «Война и мир» (роман)
  • Курт Воннегут «Мать тьма» (роман)
  • Каждую выдающуюся книгу сложно представить отдельно от личности ее автора. «Благоволительницы» — роман, безусловно, выдающийся, а писатель Джонатан Литтелл — личность как минимум неординарная. Настоящий интернационалист и космополит, потомок еврейских эмигрантов, выходцев из Российской империи и современной Беларуси (фамилия предков писателя — Лидские). Родившись в Америке, он прочно связал свою жизнь с Францией, а свою главную работу писал в течение полугода, находясь в Москве. До этого были долгие годы кропотливого и тщательного изучения материала и сбора информации. Литтелл прочел более двухсот книг на разных языках на тему Второй мировой и нацистской Германии, обобщил и систематизировал, что вылилось в титанический труд, возможно — одну из главных книг нового, двадцать первого века.

    Еще стоит сказать, что писатель помимо родного английского, что очевидно, свободно говорит на французском и вполне сносно на русском. По роду основной деятельности он журналист, освещавший события из горячих точек в Африке, на Ближнем Востоке и Кавказе. Тесно сотрудничает с гуманитарными организациями и «Врачами без границ». А во время очередной командировки в Чечню был легко ранен и едва не попал в плен. Вообще с русской культурой у писателя отношения особые. Во время Кавказской кампании вермахта герои его книги не раз упомянут Лермонтова, да и форма «Благоволительниц», масштабная многоголосная эпопея, как никогда хорошо удавалась именно русским авторам: Толстым, Льву и Алексею, Шолохову, Гроссману.

    Главный герой — Максимилиан Ауэ (или просто Макс), молодой и харизматичный офицер СС. Он симпатичный, образованный, начитанный, прекрасный собеседник, отлично разбирается в музыке и литературе. Но не питайте надежд: еще он агент нацистской тайной полиции, каратель и военный преступник. В самом начале книги читатель знакомится с ним — уже немолодым, вполне состоятельным и обеспеченным человеком. Он обзавелся семьей, живет под другим именем в другой стране и владеет небольшим, но прибыльным бизнесом по производству тканей. После войны он смог избежать Нюрнберга и скрыться от агентов КГБ, ЦРУ и Моссада. Но в один прекрасный день садится писать мемуары и вспоминает свою жизнь и молодость. Он вспомнит Украину, Кавказ, Сталинград, бомбардировки Берлина, расцвет и крах Третьего рейха.

    «Благоволительницы» — книга страшная. До жути. До дрожи в пальцах и рвотных рефлексов. Некоторые моменты ее содержания омерзительны настолько, что у неподготовленного читателя перелистывание очередной страницы может быть сопоставимо с настоящим подвигом, преодолением себя. Это самый чистый вид ужаса. Осознание того, что все это происходило на самом деле. Автор через своего героя подробно показывает и расписывает будни карательных органов нацистской Германии на оккупированных восточных территориях. Аресты, массовые казни, расстрельные рвы и «газенвагены». Процесс убийства людей поставлен палачами со всем тщанием и немецкой педантичностью. К примеру, эсэсовские офицеры строго отчитывают и даже грозят трибуналом солдатам из армейских частей, которые добровольно захотели поучаствовать в казни. А во время массовых расстрелов в Бабьем Яру прямые исполнители были очень возмущены, когда во время перерыва на обед им подали консервированную кровяную колбасу. Из таких кошмарных мелочей и состоит роман. Чудовищное противопоставляется человеческому. Сумасшедших фанатиков в книге предельно мало. Каратели и палачи в реальной и личной жизни могут быть прекрасными людьми, любящими мужьями и отцами, добрыми дедушками и верными друзьями. Сам главный герой Макс, как уже было сказано, тоже представляется не чудовищем, а вполне разумным, даже симпатичным и обаятельным человеком. Возможно, ему просто не повезло родиться именно в то время.

    В своих рассуждениях Максимилиан нередко ломает «четвертую стену», обращается напрямую к читателю. И большинство его наблюдений и рассуждений бьют в самую точку. Они одновременно циничны и правдивы:

    «Если вы родились в стране или в эпоху, когда никто не только не убивает вашу жену и детей, но и не требует от вас убивать чужих жен и детей, благословите Бога и ступайте с миром. Но уясните себе раз и навсегда: вам, вероятно, повезло больше, чем мне, но вы ничем не лучше».

    Не последней по важности темой романа является также комплекс вины, коллективная ответственность немцев за Холокост и преступления против человечности на оккупированных территориях. Об этом много писал немецкий классик Гюнтер Грасс (сам в молодости военнослужащий СС и «Гитлерюгенда»). Соображения Макса по этому поводу более противоречивы и неутешительны. Он находит Нюрнбергский процесс спектаклем, глупой шуткой победителей. Почему на скамье подсудимых оказались только нацистская партийная верхушка и военное командование? А что с рядовыми исполнителями? Считается ли оправданием отговорка «Я просто выполнял приказ»? Виноваты ли те, кто пускал газ, так же, как и те, кто подписывал документы об «окончательном решении»? Виноваты ли химики, которые этот газ разрабатывали? Машинисты поездов, которые везли составы с заключенными в лагеря смерти? А дорожные рабочие, которые строили вагоны? А лесорубы, которые рубили деревья для изготовления шпал? И как вообще определить степень этой самой вины?

    «Нельзя зарекаться: "Я никогда не убью"», — гласит одна из основных мыслей романа, — «можно сказать лишь: "Я надеюсь не убить"».

    Еще «Благоволительницы» — это роман о зависимостях. Зависимости от системы. Ведь обычный офицер — это всего лишь маленький винтик, деталька в огромной машине тоталитарного государства. Когда слово партии — закон. Толпа подавляет личность, а вождь предстает едва ли не богом, сверхчеловеком. От этого еще сложнее представить сцену в бункере фюрера в последние дни осады Берлина, когда Гитлер предстает перед Максимилианом жалким, одиноким, сломленным стариком. С этим же связан весьма забавный эпизод в финале романа, но оставим будущего читателя в предвкушении и неведении. Того читателя, который доберется до финала.

    Не менее важна здесь тема зависимости человека от его собственных внутренних демонов. Главный герой никогда не знал своего отца, погибшего героя Первой мировой. Зато ненавидел отчима, слащавого француза, богатого дельца и нежно любил родную сестру. Эта любовь вылилась в патологическую страсть, сексуальное влечение. Настолько сильное, что в жизни Максимилиана не осталось места для других женщин. В итоге перед читателем предстает один из самых противоречивых образов в литературе за многие и многие годы. Холеный интеллектуал, палач и военный преступник, маньяк, гомосексуалист и извращенец. Настоящее порождение жестокого двадцатого века.

    Нельзя не отдать должное писательскому мастерству автора. Он настолько погружает читателя в атмосферу романа, что, кажется, некоторые эпизоды невозможно было написать, не видя того, о чем пишешь. Столько подробностей и мелких деталей, будто Литтелл то ли действительно сверял каждую строчку с историческими книгами и архивными документами, то ли принес это с собой из прошлой жизни, в которой был свидетелем того, о чем написал:

    «…красота незатейливой мелодии заворожила даже тех, кто только что с руганью отгонял его. От деревни по тропке гуськом спускались три толстые колхозницы, вязаные белые шерстяные платки закрывали лица, как треугольные маски. Аккордеонист загородил им дорогу, они, плавно покачиваясь, обходили его, как лодочки утес, а он, не прерывая песни, пританцовывал вокруг них».

    «Благоволительницы» Джонатана Литтелла со временем встанут на одну полку с великими книгами и эпопеями мировой литературы. «Войной и миром» Толстого, «Тихим Доном» Шолохова, «Унесенными ветром» Митчелл, «Жизнью и судьбой» Гроссмана. Будущая классика, уже ставшая классикой современной.

    Комментариев: 4 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Аноним 20-05-2019 12:40

      Не скучная. Отличная прививка от нацизма и конформизма.За рецензию спасибо.

      Учитываю...
    • 2 Eucalypt 20-05-2019 08:34

      Скучная она до жути )) Я читал всё, что у Лителла на русском издавалось. И везде так. При том, что его несомненный талант не отрицаю. Но занятно, что о Благоволительницах на даркере рассказали.

      Учитываю...
      • 3 Абрамович 20-05-2019 12:40

        happy_book_year, кому как. Я бы всю "скуку" романа назвал дотошностью, глубиной и проработкой

        Учитываю...
        • 4 Eucalypt 20-05-2019 14:29

          Абрамович, да, наверное. но учитывая, как Лителл, всё же, играется стилистикой и подачей от части к части, всё же, посчитаю, что некоторые "дотошные" части были специально написаны "дотошно".

          Учитываю...