Исполнитель: Михаил Елизаров
Название альбома: Рагнарек
Жанр: acoustic/bard
Издатель: self-released
Дата выхода: 2015
Кто из нас не писал в детстве матерных стишков. К сожалению, даже если удавалось добиться признания друзей и одноклассников, а навыков игры на гитаре хватало для того, чтобы положить все это на какую-никакую музыку, вряд ли у кого-то повернется язык назвать это искусством. Впрочем, как и изо всех правил, из этого есть исключения: одно из них — Михаил Елизаров. Долгое время он был известен исключительно как перспективный молодой писатель, чья книга «Библиотекарь» удостоилась в 2008 году премии «Русский Букер», но примерно с начала 10-х годов нынешнего века он известен не только как писатель буквами, но и как певец ртом песен собственного сочинения, благо окончил в свое время музыкальную школу по классу оперного вокала.
Надо сказать, что тексты песен Михаила Юрьевича не имеют почти ничего общего с метафорическим сюрреализмом, которым пропитаны его книги. Во время прослушивания складывается впечатление, что тексты сообща пишут 10-14-летний двоечник-матерщинник и 18-25-летний сумрачный гений, к которым иногда присоединяется 25-35-летний лузер, типичный представитель офисного планктона. В результате, несмотря на то, что сам автор 1973 года рождения, его песни одинаково близки поколению 80-х и 90-х годов, а тематика весьма злободневна. При этом, несмотря на задорный матерок, а порой и откровенную порнографию, большинство сюжетов на редкость трагичны, хотя это и не сразу бросается в глаза.
Новый альбом «Рагнарек» не случайно имеет такое название, поскольку тема конца раскрывается на нем наиболее полно и многогранно. Что касается заглавного трека, то образы из скандинавской мифологии проскальзывают в творчестве Елизарова не впервые, но здесь автор проводит параллель между событиями, которые должны стать началом нового мира новых людей и богов, и личным депресняком лирического героя, обстебывая тем самым как бегущих от реальности нытиков, так и позеров-неоязычников, а сам текст можно легко растащить на цитаты.
Не отстают и другие композиции. Вот, например, «Апокалиптическая» — откровенная политика на злобу дня — это уже камень в огород любителей покричать, что все пропало и дальше будет только хуже.
При этом во время прослушивания становится понятно, что автору не так уж и безразлично то, что происходит, поскольку в текстах проскальзывают прямые оскорбления конкретных персонажей или групп. Впрочем, перебора с политикой на альбоме не наблюдается. В остальном же, как и на предыдущих альбомах, сюжеты у Елизарова очень земные и человеческие. Текст «Школьной», например, только поначалу кажется откровенным детским садом – уверен, финальные строки «Звенит звонок, уходим мы: Прощай, прощай, родная школа!» многих проберут до глубины души. Или вот «Дембельская», где желание солдата поскорее откинуться и как следует оторваться, ставится куда выше пафосного стремления защищать родину от нашествия бэтменов и прочих боингов:
Боинг, ты себе лети,
А я пойду на дембель!..
Так или иначе, эти треки связаны с окончанием важных периодов в жизни многих людей и способны пробить на ностальгию, вызвав воспоминания.
Есть на альбоме и лирические песни – например, «Похороны» или «Андрей июльских дней». Последняя вещь, наиболее ярко демонстрирует талант Елизарова как поэта, поскольку там он особенно жжет рифмой и слогом:
Я ваш Андрей июльских дней,
Пришел из тех краев утех,
Где гарантирует контракт
Любовный акт
И грех…
…
Я ваш Андрей июльских дней,
Я Лицифер амурных сфер,
Герой фривольных сценок.
А это мой сертификат,
Нотариальный дубликат.
Все честно, без наценок.
Я ваш Андрей беспечных снов
Моя умелая любовь —
Она не будет в тягость!
И я готов поклясться в том,
Что я исчезну как фантом
Когда наступит август.
Идея, что все когда-нибудь заканчивается, красной лентой проходит и через лирические сюжеты.
Что касается музыкальной составляющей, то если на первых пластинках Елизаров просто брал популярные мотивы, на которые клал свои стихи, то теперь невооруженным глазом видно, что и музыка стала более сложной, а главное, своей. До виртуозной игры Сергея Калугина Михаилу Юрьевичу по-прежнему далеко, а вот гитарный неофолк, а-ля какой-нибудь Changes, его музыка порой очень напоминает, усиливая трагические нотки.
В принципе, я мог бы и дальше углубляться в тематику и приводить цитаты из альбома, но вместо этого я просто рекомендую его послушать, благо все музыкальное творчество Михаила Елизарова имеется в свободном доступе. Для любителей стеба, черного юмора и ненормативной лексики эта пластинка станет настоящей находкой.
Комментариев: 0 RSS