DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

После конца света

Пять / Five

США, 1951

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Арч Оболер

Сценарий: Арч Оболер

В ролях: Уильям Фиппс, Сьюзэн Дуглас Рубес, Джеймс Андерсон, Чарльз Лампкин, Эрл Ли

Похожие фильмы:

  • «Нити» (1984)
  • «Письма мертвого человека» (1986)

После того как США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, наступила другая эра не только в политике, но и в кино. Успехи в области ядерной физики быстро привели к созданию страшнейшего оружия массового поражения — атомной бомбы. За запрет ядерного оружия выступали многие, в том числе и великий физик Альберт Эйнштейн, особенно потрясенный тем, как легко американские военные в войне с Японией уничтожили тысячи мирных жителей.

Кинематограф не мог остаться в стороне. Так в итоге и появился жанр постапокалипсиса. Фильм Арча Оболера «Пять» — один из ранних его примеров. Он был снят еще до «Годзиллы», самого известного киносимвола ядерных испытаний, и представляет собой экранизацию произведения Джеймса Уэлдона Джонсона. Режиссер Арч Оболер много работал на радио, где вполне мог познакомиться с пьесами Джонсона, так как его работы там частенько читались. Оболер даже пригласил на одну из ролей актера Чарльза Лампкина, который участвовал в радиоверсиях произведений Джонсона.

Название фильма не обманывает. Действительно, речь идет о пяти героях, выживших после ядерной катастрофы. Привычный мир исчез, уступив место суровой постапокалиптической реальности. Конечно, работа Арча Оболера не очень достоверна, поскольку практически не затрагивает тему радиационного заражения. Люди просто погибли, а окружающая реальность выглядит примерно так, как в сериале «Жизнь после людей»: та же природа, только нет человечества.

«Пять» — это, скорее, драма, чем фильм-катастрофа, так что поклонникам спецэффектов будет скучно следить за взаимоотношениями персонажей. Режиссер на первый план выводит известную еще по «Робинзону Крузо» тему влияния одиночества на сознание человека. Пять выживших, с разными характерами и судьбами, волею случая оказываются в одном доме.

Между ними неизбежно вспыхивают конфликты, ведь тут как на подбор диаметрально противоположные типажи: банкир, чернокожий охранник, нацист (!), беременная женщина. Никто из них не верит, что они теперь одни на целом свете, и планирует искать выживших. Главная героиня также убеждена, что жив ее муж, поэтому всячески пресекает ухаживания одного из персонажей, который не столько влюблен в нее, сколько хочет стать отцом нового человечества, как ветхозаветный Адам.

Арч Оболер, как многие до него и еще больше после него, исследует поведение людей в экстремальной ситуации. Ни для кого не секрет, что, только лишившись привычного комфорта, люди обнажают свои истинные лица. Так и тут. Далеко не все герои так просты, как кажутся поначалу, и строгого разделения на добро и зло нет, как нет этого и в жизни. Прежде всего, сталкиваются мировоззрения, поскольку у персонажей разные представления о жизни и о том, что им самим делать в сложившейся ситуации.

Фильм Арча Оболера далеко не так пугает ужасами постапокалипсиса, как более поздние «Нити» и «Письма мертвого человека». Режиссер создал привычную для себя еще со времен работы на радио камерную пьесу, полную условностей. Этот уже древний фильм может современному зрителю показаться наивным, но он еще раз доказывает, что при наличии хорошо прорисованных героев сюжет будет держать у экрана даже при отсутствии спецэффектов и внешней занимательности. Увы, сейчас об этом часто забывают.

Интересно, что Арч Оболер в будущем станет снимать более массовую фантастику, такие фильмы как «Твонки» и «Фантастическое вторжение на планету Земля», где в полной мере отдаст дань современным на тот момент спецэффектам, чего не было в фильме «Пять», возможно, самом оригинальном творении далеко не самого известного представителя «золотого» Голливуда.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)