DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Посредники между авторами и читателями в новое время

Продолжаем разговор о новых формах взаимоотношений авторов, читателей и тех, кто выполняет посреднические функции между авторами и читателями. Напомню, что начали мы эту беседу с того, что констатировали факт затяжного глубокого кризиса в книгоиздании (и книготорговле) - см. колонку "Смерть книгоиздания". Далее, мы начали говорить о складывающихся новых условиях и о том, как меняются роли в этих условиях - см. колонку "Автор - посредник - читатель". Тема большая, сложная и интересная далеко не для всех. Я пишу это сразу после второго выпуска колонки, так что могу только гадать, много ли останется у меня читателей к тому моменту, как будет опубликована эта, третья часть. И, тем не менее, продолжим...

Я постарался показать, что взаимоотношения "автор-издатель-читатель" представляют собой (с точки зрения производственно-торговых отношений) бизнес-схему "производитель-посредник-потребитель". И в конце предыдущей колонки сделал вывод, что "роль посредников трансформируется, они начинают выполнять несколько иные функции или же один посредник может взять на себя все то, для чего ранее требовалось несколько посредников".

Пример этого - магазины э-книг. Здесь магазин становится и издателем, и доставкой, и магазином. Резко снижаются затраты и резко снижаются риски посредника.

Магазины э-книг - это одна из существующих форм новых взаимоотношений в схеме "производитель-посредник-потребитель".

Другая форма - пиратские онлайн-библиотеки. Да, именно так, здесь тоже мы видим ту же самую бизнес-схему. Существует еще третья форма - сетературные сайты.

Вот как примерно это все выглядит:

  • магазин э-книг - продает читателю файлы, выплачивает автору какой-то процент с продаж;
  • пират - отдает читателю файлы бесплатно, ничего не платит автору;
  • сетературный сайт - дает автору возможность отдать читателю файлы бесплатно.

Как видно, и магазин, и пират, и сетературный сайт - все они посредники. Переведем расписанное на язык "посредников, производителей и потребителей":

  • посредник-магазин - реализует потребителю продукт, выплачивая производителю продукта процент с продаж;
  • посредник-пират - отдает даром потребителю продукт, который берет у производителя без его ведома;
  • посредник-сетературный - отдает даром потребителю тот продукт, который предоставляет производитель по собственному желанию.

Я думаю, многие из вас ранее готовы были оспорить то, что онлайн-библиотеки и сетературные сайты занимаются бизнесом. Но, как мы видим, они идеально встраиваются в ту бизнес-схему, которую мы обрисовали, причем встраиваются именно на место посредника - т.е. того, кто и делает основной бизнес, основные деньги в этой схеме в реале. Нюанс в том, что в онлайн-библиотеках и сетературных сайтах продукт (текст, текстовый файл) перестает быть товаром. Он НЕ продается.

Получается, казалось бы, парадокс - бизнес-схема, при которой производитель не продает и посредник не продает, а потребитель - не покупает.

Я не буду касаться вопросов морали и закона, речь мы ведем не о пиратстве как таковом - мы говорим о новых формах взаимоотношений "производитель-посредник-потребитель", а пиратство - лишь одна из таких форм.

Зафиксируем, что сейчас три эти формы получили наибольшее распространение. Но существуют и другие. Одна из них - наш DARKER. DARKER выступает посредником. Посредник-DARKER - отдает даром потребителю продукт и выплачивает производителю определенное вознаграждение. Я специально сейчас акцентирую на этом внимание, потому что это очень важно для понимания сути процессов. Смотрите, какое изменение претерпевает бизнес-схема в сравнении с пиратами и сетературными сайтами: производитель продает, посредник не продает, а потребитель - не покупает.

Еще больший парадокс получается, ибо теперь продукт (текст) для автора (производитель) является товаром на продажу (в DARKER), а для посредника и читателя - товаром уже НЕ является.

То, что мы пока платим нашим авторам сущие копейки - сути дела не меняет. А суть заключается в том, что где-то в процессе реализации схемы продукт из товара превращается в что-то иное, что, тем не менее, позволяет посреднику получать средства для покупки продукта как товара - не от последующей (пере)продажи этого товара.

Повторюсь, это крайне важный и крайне интересный момент, который нам с вами надо обязательно сформулировать и зафиксировать. Посредник (DARKER, пираты или сетературные сайты) остается посредником. Производитель (автор) остается производителем. Потребитель (читатель) остается потребителем. При этом продукт перестает быть товаром, но посредник все равно получает некий доход.

Эта трансформация (когда продукт перестает быть товаром, но посредник все равно получает какие-то доходы) - возможна стала лишь сейчас, в новых условиях, когда могут формироваться альтернативные привычным формы взаимоотношений "автор-посредник-читатель". И вот этому вопросу - как авторы и посредники зарабатывают на продукте, не продавая его, а отдавая бесплатно потребителю? - нам надо уделить отдельное внимание и именно этой теме я посвящу целиком следующий выпуск колонки.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 R.A. 01-06-2012 11:51

    в начале - чистый энтузиазм и любовь к жанру.

    посредник целый день рубит дрова, на вырученные деньги ведет сайт, рассматривает новые работы производителей. с прибыли, полученной от рубки дров, платит авторам. позиция похвальная, но выматывающая посредника.

    проходит определенное время. посредник понимает, что сил поднимать топор у него уже нет. и тогда заработанные деньги он тратит на рекламу сайта. идеальная картина - ужасники начинают пользоваться успехом у наших читателей. в этом случае должен начаться пиар тех производителей, кто регулярно выдает более менее качественную продукцию. на страницах сайта появляются э-магазинчики качественных производителей. посредник подставляет ведерко и собирает капающий процент. в аналогичное ведерко капает процент и производителю товара.

    раскрученный автор может открыть и собственный э-магазинчик, но им нужно заниматься, включить туда вакансию редактора... и прочее. автору как правило этим заниматься либо лень, либо некогда, либо он ничего в этом не понимает. да и отредактировать собственный текст, с трудом и любовью выращенный равносильно самоистязанию.

    поэтому автор продает права посреднику, на страницах сайта которого есть уже налаженная сеть этих самых магазинчиков.

    Учитываю...
    • 2 Парфенов М. С. 01-06-2012 14:22

      Меня радует, что в целом то, о чем я пишу, понятно. Я всерьез боялся, что суть (автор=производитель и т.д.) передать не сумею.

      По поводу "рубки дров": по идее, тут не может быть ситуации:

      посредник понимает, что сил поднимать топор у него уже нет

      Т.е. она возможна, когда дров (работы) становится слишком много, но по сути это выливается в расширение бизнеса и/или его оптимизацию. Т.е. упрощенная схема будет не "много дров - устал рубить - бросил рубить", а "много дров - больше доходы - нанял сотрудника в помощь".

      Далее:

      идеальная картина - ужасники начинают пользоваться успехом у наших читателей

      это верно при условии, что доход сильно завязан на широкой популярности. Однако, если мы говорим об Интернете (а вектор разговора с моей стороны направлен именно в сторону Интернета), то тут это условие не будет всегда столь критично важно.

      Грубо говоря, как бы ни был популярен автор Х, посещаемость его сайта никогда не сравниться с Ютюбом.

      Плюс - лично мое мнение - в Интернет все-таки все так или иначе будет скатываться к бесплатности или предельной дешевизне. Особенно в рунете - у нас могут вводить кучи жестких законов, но пока не видно чтобы эти законы реально жестко охранялись. Отсюда - обилие пиратских ресурсов. Я расцениваю это как негативный фактор, но мы имеем то, что имеем, надо этот фактор учитывать.

      Про магазинчики - мысль интересная. Более того, я ее также в голове держу. Нечто подобное может быть одним из вариантов новых форм взаимоотношений "автор - посредник - читатель".

      Но что меня радует более всего - вы правильно поняли саму суть "посредничества". Автор работает с посредником потому, что

      автору как правило этим заниматься либо лень, либо некогда, либо он ничего в этом не понимает

      Т.е. посредник берет на себя те функции, в которых автор не компетентен (и не обязан быть компетентен в принципе) и/или не желает этими функциями заморачиваться.

      Суть текущих процессов, однако, в том, что функции посредника в Интернет менее трудоемки, менее финансово рискованны, что по идее должно вести к тому, что доходы должны перераспределяться в пользу авторов. Хотя посредники вроде ЛитРес (Эксмо) это, разумеется, не афишируют и не приветствуют.

      Учитываю...