DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Пост-блэк-метал: топ-3 альбомов

Post black metal — что он за зверь и с чем его едят? Само название недвусмысленно намекает, что здесь должна быть какая-то связь с блэк-металом, но так ли это на самом деле? И да, и нет. Разбирается эксперт в экстремальной музыке Дмитрий Маслов.

Кажется логичным, что «постная» музыка предполагает некое базирование на второй составляющей названия или развитие идей направления, на котором «постится». Изначально так и было, например с пост-панком и пост-металом, но сейчас львиная доля относящихся к ним альбомов не тянет ни на эволюцию стилей, ни на музыкальное поле экспериментов. Современная post-музыка — это набор клише, подчас настолько узких, что порой невозможно отличить одну группу от другой. Конечно, то же самое можно сказать и про любой жанр: типа, сплошь самоповторы и подражание ветеранам сцены. Но у стилей с приставкой «post» есть оправдание — пик их популярности (не время зарождения!) во многом пришелся на век постмодерна, что идеально отражает самую суть такой музыки. Хотя здесь порой встречаются очень интересные команды, ломающие шаблоны. Послушайте, например, группу intouchwithrobots, устраивающую оригинальный замес из стилей, один из которых — пост-поп.

Вернемся к блэку. Часто пост-блэком называют тот «зефир», который протащили в массы команды типа An Autumn for Crippled Children, Les Discrets, Deafheaven, распиарив тем самым стиль blackgaze — смесь шугейза с некоторыми компонентами черного метала или просто «темной гармонией». Негласными отцами этого направления считается французская группа Alcest, хотя их творчество до сих пор активно клеймят пост-блэком. В целом так делать можно, если не забывать добавлять к нему тэг «shoegaze», ибо банда являет собой один из хороших примеров «постничества». Почему? Все просто. Группа начинала с классического блэка, причем весьма годного, отголоски которого еще слышны в миньоне «Le Secret» 2005 года, ставшего тем мостом, по которому банда из леса ушла в Дримленд. То есть для парней из Alcest блэк-метал стал фундаментом и отправной точкой.

А вот норвежцы «Сатирикон» не просто начали с чернухи, но все дальнейшее творчество строили на ней, таким образом развивая каноны и раздвигая границы, но не теряя саму идею и суть. Что, к слову, сделали over 9 000 других групп. Это не хорошо и не плохо — просто такой подход. Ну а тем, кто плюется в сторону позднего творчества Сатира и Фроста, стоит вспомнить, что северяне очень близки к истокам черного метала, который на заре его существования общественность и признавать-то даже не желала. В общем, Satyricon — это «отцы», которые «нарастили мясо на скелет» и продолжают развивать стиль. Но о них подробно поговорим чуть позже.

Harakiri for the Sky — «Arson» (2018)

У этой австрийской банды сложно выделить какую-то одну работу, поскольку все они будто бы об одном и примерно в одной форме. Тем, кто любит надрывную и болезненную музыку, очень советуем ознакомиться с этим сопливым (не оскорбление, а по факту) блэк-металом, имеющим привкус то ли скримо, то ли олдскульного эмокора. Восторг обеспечен, как и эмоциональные качели, когда болтаешься между надеждой и петлей, между небом и землей, где вырыта могила.

В принципе, какой бы альбом группы слушатель ни включил, он уже выиграл. HFTS используют что-то вроде универсальной музыкальной формулы, и сильным разнообразием их материал, прямо скажем, не блещет. Но с первого и до последнего релиза у музыкантов что-то постоянно болит — потому все их работы звучат очень искренне и живо. Оттого порой кажется, что на струнах души слушателя они играют не медиатором, а лезвием. Кстати, есть люди, которые делят свой плейлист по сезонам или по погоде. Творчество австрийской банды прошло проверку круглогодичным прослушиванием, и лучше всего прочувствовать его удастся весной или осенью, когда солнце чуть пригревает, но на улице все же прохладно. А еще эта музыка похожа на дерево сакуры, с которого облетает листва.

Однако, если очень постараться, один альбом на общем фоне выделить можно — это полноформат 2018 года. В нем убойно сочетаются материал и звук — плотный и крепко сбитый. Очень мелодичный и немного брутальный получился релиз. Само собой, страданиям здесь нашлось много места. Правда, коктейль этот вдохновляет не поплакать, глядя на дождь сквозь мутное стекло, а скорее проораться и разбить кому-нибудь лицо. Но мы настоятельно рекомендуем этого не делать. Выражайте эмоции конструктивно, как музыканты из Harakiri for the Sky.

Satyricon — «Satyricon» (2013)

Это образец пост-блэка, камень преткновения для любителей черного метала и просто предмет жарких споров, где меряются «труЪёвостью». Именно музыка Фроста и Сатира в первую очередь должна называться пост-блэком, поскольку это шаг в развитии классического блэка, его закономерное развитие.

Для лучшего понимания еще раз сравним группу с французами Alcest. И у тех, и у других в качестве основополагающей базы используется классический черный метал. Французы в какой-то момент то ли обслушались шугейзинга, то ли просто решили, что заигрывать с Сатаной слишком скучно, взяли инструменты и начали делать что-то новое. Поначалу в этом новом еще были слышны отголоски первоначального стиля, но потом полностью выветрились. Разве что тремоло-гитары остались, но они в целом характерны для пост-рока и пост-метала. Норвежцы же как делали свой суровый нордический svart, так и делают, не теряя авторского почерка. Они мешают блэк с другими компонентами, разбавляют его и трансформируют, но не замещают и не вытесняют.

На обложке — скульптура сатира/фавна, которая то ли вырезана из корней дерева, то ли «вырастает» из них путем той самой трансформации, о которой сказано выше. Неплохая аллюзия, да? И музыка, и обложка дают слушателю понять, что своих корней группа не забыла и продолжает расти над собой. В песнях это ощущается просто на «ура»: здесь есть место и блэк-металлической составляющей, и кое-чему новому. Один «Феникс» чего стоит.

Исполненный чистым голосом, трек привлек к группе внимание и новых слушателей, собрав уйму положительных отзывов. За микрофонную стойку группа пригласила Сиверта Хёма, вокалиста коллектива Madrugada. До этого сам Сатир лишь изредка отказывался от экстрим-вокала — лишь в отдельных строках «K.I.N.G.» и «Mother North».

В общем, об этом альбоме можно смело сказать: пост-блэк как он есть. Здорово, что корифеи норвежского BM не замкнулись в узких рамках. Сатир с Фростом выросли — выросла и их музыка.

Alcest — «Kodama» (2016)

Группа, которая открыла врата в Дримленд и из-за которой пост-блэк стали называть «зефиром». «Кодама» интересен тем, что Alcest впервые отошли от темы погружения в своего внутреннего ребенка и написали концептуальной альбом на основе чего-то из мира внешнего. Тот самый Дримленд, к слову, — это страна, где живет внутренний ребенок; лидер группы говорил об этом в одном из интервью.

В случае с «Кодамой» источником вдохновения послужило аниме «Принцесса Мононоке» от Хаяо Миядзаки, и тексты песен во многом пересказывают события мультфильма. Но если кто-то смотрел «Мононоке», то без проблем поймет, что за эпизод описывается в той или иной песне.

Музыкально альбом отражает восприятие музыкантами творения Миядзаки и стал альтернативным саундтреком к нему — вайб «Принцессы» французы передают идеально. Например, чувство обреченности и боль оттого, что ничего нельзя изменить. Как говорят японцы, «仕様が文無 (shou ga nai)». В русском языке эквивалентом будет «ничего не поделаешь», во французском — «c’est la vie», то есть смысл связан с лишением или неполучением чего-либо.

Очень похоже, что музыкантам удалось ухватить и передать частичку японского менталитета. Жителям Японских островов ведь не свойственно ярко выражать свои чувства, поэтому всегда есть некая недосказанность в общении с ними, порой вызывающая то болезненное чувство обреченности, когда переживаешь сильно, до искр из глаз, а показать это не получается. В этот момент и приходит ощущение тоски, будто ты остался один на один с Вечностью, а покоя внутри нет. Вот этим чувством, словно эфирными нитями, и сшито тело альбома «Kodama».

Кодама, кстати, — это лесные духи, которые живут в деревьях. Чем больше кодама в лесу, тем он чище и здоровее.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 25-03-2023 19:35

    Интересная статья и занимательные размышления, спасибо!

    Учитываю...