DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Правду ли говорят духи?

Уиджи. Проклятие доски дьявола / Ouija: Origin of Evil

США, 2016

Жанр: ужасы, триллер, драма

Режиссер: Майк Флэнеган

Сценарий: Майк Флэнеган, Джефф Ховард

В ролях: Анналиса Бассо, Элизабет Ризер, Лулу Уилсон, Генри Томас, Паркер Мак, Холли Чарлтон, Алексис Дж. Зэлл, Даг Джонс, Кейт Сигел, Сэм Андерсон

Похожие фильмы:

Уиджи. Проклятие доски дьявола

Майк Флэнеган в этом году уже успел продемонстрировать, что может снимать не только хорроры для широкой аудитории, да и вообще способен воплотить в рамках одной картины сразу несколько жанров. Это и местами пробирающая буквально до костей смесь хоррора и драмы в «Сомнии», и элементы вирда и артхауса, привнесенные в классический, казалось бы, ужастик про маньяка, как это было в «Тишине». В основе его третьей за этот год работы лежит предмет, не раз и не два заявивший о себе в рамках темного кино.

Доска уиджа (от франц. oui – да и нем. ja – да) – это, пожалуй, самый доступный инструмент для желающих пообщаться с обитателями потустороннего мира: будучи предельно простой в использовании, она массово выпускается еще с конца позапрошлого века и сегодня воспринимается многими на том же уровне, что и настольные игры. Не мудрено, что этот инструмент снискал особую популярность у хоррормейкеров, поскольку герои большинства сюжетов – как раз простые обыватели, не стремящиеся углубляться в дебри мистических ритуалов, а просто желающие получить ответы на некоторые вопросы.

У многих зрителей уже успел сложиться стереотип, что духи обязательно говорят правду, если общаться с ними через спиритическую доску. С другой стороны, немного удивляет, что до сих пор никто не задумался, почему эти разумные сущности оказались лишены способности лгать. Забегая вперед, именно этот момент является одной из изюминок новой работы Флэнегана.

Впрочем, начало фильма как будто стремится развенчать саму идею существования потустороннего мира в целом и жизни после смерти в частности. Главная героиня – мать-одиночка, пережившая гибель мужа, – занимается откровенным шарлатанством, разыгрывая при поддержке дочерей псевдо-спиритические сеансы для желающих пообщаться с умершими родственниками, чем и зарабатывает на жизнь. Разумеется, ни о каких «игрушечных» досках здесь речь не идет, а сам процесс общения с духами порой напоминает настоящую черную мессу. Но однажды такая доска все-таки попадает в дом и – о, чудо! – она действительно работает. Теперь Элис и ее семья не только могут перестать обманывать клиентов, но и получают надежду на связь с безвременно почившим мужем и отцом.

Уиджи. Проклятие доски дьявола

Примерно 60% хронометража на экране натуральная драма: Элис разрывается между воспитанием девочек и необходимостью погашать долги, да и у ее дочерей хватает проблем как на личном фронте, так и с учебой. Сами же потусторонние силы до поры до времени кажутся не то, что безобидными, а откровенно помогают семейству, давая понять, что любящий муж и отец не оставит своих близких в беде даже после смерти…

Ну а потом тьма заявляет о себе в полный голос. События развиваются стремительно, неожиданно раскрывая как страшные тайны дома, где поселились герои, так и происхождение самих духов. Переход происходит действительно очень резко, что может шокировать неподготовленного зрителя и порадовать ценителя жанра. Хоррорная составляющая сюжета в буквальном смысле закручивает вокруг несчастного семейства смертоносный водоворот. Венчает фильм трагический и жесткий финал, выполняющий функцию вишенки на новом торте работы Флэнегана.

Еще одна важная составляющая успеха картины – ретро-эстетика. Особенно это проявляется в первой, драматической части ленты, когда можно, не отвлекаясь на скримеры, наслаждаться созерцанием воссозданной эпохи. При этом ретро по Флэнегану – это не только старые машины, ламповые телевизоры и отсутствие мобильников. Тут и слегка зернистая картинка, и иногда проскакивающие черные точки, характерные для цветных кинофильмов середины прошлого века, но все эти элементы заявляют о себе настолько, чтобы еще не резать глаз современному зрителю, но уже пробудить ностальгию. Разумеется, ни о какой дрожащей камере и речи нет.

Также к ретро-составляющей можно отнести и эпизод с появлением черного демона, лицо которого больше ассоциируется со «злодеем» из фильмов-сказок советского периода. Но и этот момент не идет во вред собственно хоррорной составляющей, потому что, во-первых, длится он всего несколько секунд, а во-вторых, он такой один.

Уиджи. Проклятие доски дьявола

Что касается тех приемов, с помощью которых создается эффект, разумеется, не обошлось без современной компьютерной графики, но к чести создателей фильма с ней, во-первых, не стали перебарщивать, а во-вторых, отрисованная составляющая смотрится очень естественно и не нарушает атмосферу ретро.

В остальном же здесь бал правят нагнетание и эффект внезапности. Да, новым словом в хорроре ни то, ни другое не является, но это работало, работает и будет работать всегда. Особенно если создано за счет правильно подобранного звукового фона и безупречной операторской работы.

Что касается игры актеров, то, хотя что-то запредельное в ней увидеть трудно, нельзя не отметить игру детей. В частности, 11-летняя Лулу Уилсон, которой была доверена роль маленькой Дорис Зандер, отлично вошла в образ девочки не от мира сего – идеального проводника между мирами людей и духов. Кстати, несмотря на юный возраст, Лулу уже успела засветиться в целом ряде картин, среди которых хоррор «Избави нас от лукавого». Что же касается старшей дочери, Лины, то 17-летней Анналисе Бассо также удался образ девочки-подростка с ее романтическими переживаниями.

Подводя итог, приходится признать, что фильм удался на 100%. При этом, основной изюминкой является сюжет, драматическая составляющая которого увлекает настолько, что когда приходит очередь хоррора, ощущения становятся в разы сильнее, чем при просмотре банального ужастика. Ну а ретро-атмосфера наверняка порадует эстетов и олдфагов, поскольку и здесь все сделано практически безупречно. И, похоже, 2016 год в темном кинематографе можно с полным правом считать годом Майка Флэнегана, поскольку «Уиджи. Проклятие доски дьявола» – уже вторая его работа, всерьез претендующая на звание фильма года.

Уиджи. Проклятие доски дьявола


Редакция выражает благодарность компании «Universal Pictures International» за приглашение на пресс-показ картины.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)