DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Предания старины глубокой

Предания / Lore

США, 2017 год

Жанр: ужасы, история, документальный

Режиссеры: Дарнелл Мартин, Томас Дж. Райт, Ник Копус и др.

Сценаристы: Аарон Манке, Дэвид Чи, Дэвид Коггшолл, Джефф Экерл и др.

В ролях: Аарон Манке, Колм Фиор, Роберт Патрик, Кэмпбелл Скотт, Адам Голдберг

Похожие сериалы:

  • «Американская история преступлений» (2016)
  • «Хранители» (2017)

Предания 

В марте 2015 года уроженец штата Иллинойс Аарон Манке выложил в сеть первый выпуск своего подкаста Lore – сборника страшных историй, основанных на мифах и верованиях западной цивилизации. Несмотря на первоначальный статус «маркетингового эксперимента», его творение завоевало приз за лучший подкаст 2015 года в iTunes (и, повторно, в 2016-м). Манке занял пустующую нишу на стыке «страшилок у костра» и серьезных исторических исследований: он пытался докопаться до сути, до истории зарождения того или иного мифа, проследить его эволюцию с течением лет и влияние на массовую культуру. Популярность подкаста привлекла внимание продюсеров и стримингового сервиса Amazon, который как раз находился в поисках качественного контента. Так родились «Предания» – поразительный сериал, который одновременно не хочется ругать и абсолютно не хочется смотреть.

Подача сериала получилась оригинальной: в каждом из шести коротких (чуть больше получаса) эпизодов зрителей ждет оригинальный микс из архивных фотографий и пленок, мультипликации и «реконструкций» с участием живых актеров. Обычно каждая серия начинается с мультфильма или слайд-шоу, в котором Манке, в своей излюбленной монотонно-гипнотической манере рассказывает «страшную сказку», оканчивающуюся открывающими титрами «Преданий». Затем страшилку начинают «препарировать» – искать ее истоки, доказательства, версии случившегося, что плавно перетекает в основную часть эпизода, где историю разыгрывают два-три знакомых лица в качественных декорациях. На последних минутах следует вывод, объясняющий, в каком виде та или иная легенда дошла до наших дней и как она повлияла на современную массовую культуру.

Предания 

Упрекнуть «Предания» в недостатке талантов сложно. Продюсером выступила небезызвестная Гейл Энн Хёрд, успевшая побыть женой Джеймса Кэмерона и ассистентом Роджера Кормана. На ее совести такие знакомые каждому хоррор-фану фильмы, как «Терминатор», «Чужие», «Дрожь земли» и многие другие (а также сериал «Walking Dead»). Шоу-раннером назначили Глена Моргана – а ему мы можем сказать спасибо за «Секретные материалы», франшизу «Пункт назначения» и преступно недооцененные сериалы «Тысячелетие» и «Космос: далекие уголки». За камерой посидели их общие протеже, также приложившие руку целому ряду знаковых работ.

И в «живой» части сериала недостатка знакомых лиц не наблюдается. Роберт Патрик в представлении не нуждается, а Адам Голдберг, Кэмпбелл Скотт и всегда шикарный Колм Фиор (в роли энтузиаста лоботомии) уж точно пройдут по категории «знакомое лицо, но забыл, как зовут». Особенно приятно снова увидеть Кирстен Клоук (все из тех же «Космоса», «Пункта назначения» и «Секретных материалов» – эх, девушка, как ты была горяча в 90-х!)

Отдельной благодарности достоит сам Аарон Манке. С учетом сложного предмета, и подкасту, и сериалу легко было скатиться на уровень газеты «Шок», каналов «Рен-ТВ» и «Настоящий мистический» или передач вроде «Настоящих охотников за привидениями в английских замках» (ну, это те, где кучка любителей шатается с камерами по старым домам, а каждый блик на пленке и пук на диктофоне выдается за доказательство существования потустороннего). Манке же подошел к каждой истории осторожно, с должным пиететом. Будь то оборотни, дома с привидениями, погребение заживо или «синдром подменыша», каждая история получает заслуженное раскрытие. Скользкие темы вроде душевного здоровья Манке рассматривает с уважительно-отстраненным интересом. В общем, ничего удивительного для людей, «подсевших» на его подкасты – Аарон отлично разбирается в теме, и слушать его интересно.

Предания 

–Эй, – может удивиться внимательный читатель. – Если все так хорошо, то почему же сериал не хочется смотреть?

Ответ насколько прост, настолько и парадоксален: сериал банально скучен. Удивительно, но факт – из настолько вкусных ингредиентов группа талантливых создателей умудрилась сделать вызывающе унылый финальный продукт. Каждый из элементов, роскошный отдельно, в теории, на бумаге – в итоге оказывается в разы менее эффектным.

Голос Манке, настолько месмерический в формате радиопередачи, на экране, в компании жутковатых образов, становится излишне монотонным, сухим и унылым. Плюс некоторые итоговые выводы (особенно в первой серии) кажутся основательно притянутыми за уши.

Даже очень качественные актеры, появляясь в каждом эпизоде минут на 20, не могут вызвать каких-либо эмоций, за исключением вялого интереса (хотя, казалось бы, история отца, готового пойти на невероятные жертвы, чтобы спасти сына от чахотки, должна добиться душевного отклика у зрителя, но нет). По сути, те же Патрик и Скотт здесь особо даже и не нужны: на их место можно было взять неизвестных статистов, и разница была бы минимальной.

Главная ахиллесова пята сериала – хронометраж. 30 минут – с одной стороны, это слишком мало для того, чтобы по-настоящему зацепить зрителя, а с другой слишком много, чтобы он не начал зевать к концу эпизода. «Предания» требуют особого настроения и внимания. У каждой серии есть серьезные проблемы с ритмом повествования: после вступительной «страшилки» мы не успеваем привыкнуть ни к закадровому повествованию, ни к игре актеров. Такое ощущение, что документальная и художественная части «перебивают» друг друга вместо того, чтобы вместе рассказать интересную историю. Необходимо быть чертовски заинтересованным в рассказываемых легендах, чтобы высидеть до финальных титров.

Предания 

Сложно сказать, что нужно сделать, чтобы «починить» «Предания» в том виде, в котором они вышли на Амазоне. Простейший вариант – сократить хронометраж до минут, эдак, 20 и значительно подрезать часть с живыми актерами. Возможно, добавить еще одного ведущего, который смог бы удержать внимание зрителя. Возможно, поработать над подачей материала. На данную минуту, первый сезон «Lore» – это сугубо нишевый продукт, неспособный привлечь широкую аудиторию. Из шести имеющихся серий в действительно удачные можно записать только вторую (про истоки коммерческой лоботомии). Начиная с четвертого эпизода, «Предания» чуть набирают темп, но вряд ли сторонний зритель до них дотерпит.

Между тем, проекты, подобные «Преданиям», очень важны: мало кто способен спокойно, без излишних театральных эффектов рассматривать страшные городские легенды и «предания старины глубокой», а также их истоки (из недавнего на ум приходит, разве что, роскошная книга Колина Дики (Colin Dickey) Ghostland, которая подает американские «страшилки» о призраках в качестве флешбэков в забытые участки истории США – если знаете английский, то томик настоятельно рекомендуется к прочтению). Однако в формате телесериала-антологии, даже с учетом талантливости создателей и уникальности проекта, пока таким начинаниям закрепиться сложно. Возможно, лучше будет послушать оригинальный подкаст или почитать книжку.

Предания 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)