DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Предчувствие беды

Письма мертвого человека

СССР, 1986

Жанр: триллер, фантастика, притча

Режиссер: Константин Лопушанский

Сценарий: Константин Лопушанский, Вячеслав Рыбаков, Борис Стругацкий, Алексей Герман

В ролях: Ролан Быков, Иосиф Рыклин, Александр Сабинин, Нора Грякалова, Вера Майорова

Похожие фильмы:

  • «На следующий день» (1983)
  • «Нити» (1984)

«Письма мертвого человека» — режиссерский дебют известного мастера артхаусного кино Константина Лопушанского. Как и Алексей Герман — старший, принимавший тут участие в качестве автора писем профессора Ларсена, режиссер снимал очень редко, долго работал над фильмами и никогда не имел дел с коммерческим кино. Быть независимым художником — осознанный выбор постановщика.

По первому образованию Лопушанский — классический музыкант. Он окончил Казанскую консерваторию по классу скрипки, защитил диссертацию по русской музыке XIX века и какое-то время преподавал историю этого искусства. Но затем он решил резко сменить область исследований и поступил учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Во время учебы он познакомился с Андреем Тарковским, был его ассистентом на съемках «Сталкера» (1979) и неоднократно называл Тарковского своим учителем. Также Лопушанский полюбил и западных кумиров Тарковского Робера Брессона и Ингмара Бергмана. С такими эстетическими ориентирами режиссер просто не мог встроиться в советское кино, так что его деятельность развернулась лишь в эпоху перестройки.

Первый же фильм явился грозным предупреждением людям о возможном конце света, что совпало с аналогичными работами западных режиссеров («На следующий день» [1983], «Нити» [1984]) и с аварией в Чернобыле. Картина Лопушанского вышла в свет только в сентябре 1986-го, но работа над ней велась достаточно долго. Постановщик не стал привязывать события к уже свершившейся трагедии — его дебют гораздо шире единичного случая утечки радиации и повествует о конце света, который люди сотворили сами для себя. Лопушанский осмысливает с нравственных позиций роль науки в обществе и анализирует неистребимую тягу людей воевать друг с другом. Все открытия так или иначе становятся на службу армии, оттого ряд ученых, причастных к созданию ядерного арсенала, например Альберт Эйнштейн, выступали за немедленный отказ человечества от использования атома в военных целях. У нас в стране таким ученым был Андрей Сахаров. Именно эта фигура, нравственный ориентир интеллигенции в эпоху перестройки, вдохновила Лопушанского на создание своего профессора, который живет под землей в бункере и пишет письма сыну, чья судьба так и останется неизвестной.

«Письма мертвого человека» отличаются необычной формой. Это неуютное клаустрофобное кино, депрессивная атмосфера которого настолько сильна, что воздействует на чувства зрителя даже при отсутствии внешних ужасов. Никаких сцен действия в работе Лопушанского нет и близко, а центробежной силой является хроника беспросветного бытия человечества под землей и редкие вылазки на поверхность. Никакого света в конце тоннеля нет, так что уже с самого начала понятно, что перед нами хроника постепенного умирания человечества, только растянутая на года или, быть может, десятилетия.

Визуальный ряд фильма также неуютен. Ленту отличает монохромное изображение, как во вдохновившем Лопушанского «Сталкере», а съемка произведена с использованием цветофильтров. Сцены в бункере окрашены в тусклый желтый цвет и напоминают сепию, как на фотографиях XIX века, а эпизоды на поверхности и вовсе сняты с использованием кислотной синей гаммы. Постановщик избегает крупных планов, делая героев частью интерьера. В конечном счете это работает на его мысль о духовной гибели человечества, ибо назвать такое существование жизнью нельзя. Профессор — один из немногих, кто старается не только думать о хлебе насущном, но и сохранить остатки человечности. Хотя и он понимает, что это конец.

«Письма мертвого человека» — яркое антивоенное высказывание, показывающее рукотворный апокалипсис. Ядерная война совершенно бессмысленна со всех точек зрения, однако есть и те, кто готов рискнуть человечеством ради того, чтобы разгромить противника. По Лопушанскому, применение ядерного оружия — это нравственный тупик, форма коллективного самоубийства. Режиссер во многом воспроизводит взгляды Сахарова: политика, лишенная нравственного стержня, в конечном счете погубит всех нас. В войне нет победителей. Это духовная смерть.

Дебютный фильм Лопушанского, заслуженно ставший культовым, пугает на психологическом уровне, вполне реалистично изображая, к чему может привести агрессивная политика и гонка вооружений. И то, что по странному стечению обстоятельств создание этого шедевра совпало с чернобыльской катастрофой, только свидетельствует в пользу прозорливости режиссера. Если из рядовой аварии руководство страны сумело сделать крупнейшую экологическую катастрофу, то что остановит этих людей от применения ядерного чемоданчика? Ведь они не думают о будущем, обо всех нас и живут инстинктами, как звери. И это по-настоящему страшно.

Отдельно стоит сказать о гениальном актере Ролане Быкове (1929–1998), который мог сыграть что угодно, но особенно убедительно смотрелся в ролях интеллигентов, наделяя эти типажи особой культурой и внутренним достоинством. Вот и профессор Ларсен воспринимается не просто персонажем, а своеобразным символом порядочности, островком нравственности посреди унылого пейзажа выжженной земли и деградировавшего человечества. Его письма сыну словно послания всем нам из параллельной реальности, где случилось непоправимое, и это то, что люди допустили сами, доверившись милитаризму политиков и их глашатаев-пропагандистов.

«Письма мертвого человека» стали первым фильмом трилогии Константина Лопушанского о разных вариантах конца света, и эта лента, безусловно, лучшая в их ряду. Способна она посоревноваться по части образов отчаяния и с другим перестроечным шедевром «Иди и смотри». Эти два фильма также выстраиваются в своеобразную хронологическую цепочку, ведя зрителя от ужасов нацизма до всеобщего помешательства, результатом чего явилась ядерная война, финальный аккорд в симфонии о власти. Задумаемся ли мы, что станет с нами на следующий день, когда порвутся невидимые нити, а письма из бункера перестанут приходить?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)