DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Преисподняя на заднем дворе

Врата / The Gate

Канада, США, 1986

Жанр: ужасы, мистика

Режиссер: Тибор Такач

Сценарий: Майкл Нанкин

В ролях: Стивен Дорфф, Криста Дентон, Луис Трип, Келли Роуэн, Дженнифер Ирвин, Дебора Гровер, Скот Дентон

Подобные фильмы:

  • «Врата в 3D» (2009)
  • «Секреты на чердаке» (1992)
  • «Дом страха» (2001)

Во время грозы завалилось старое дерево на заднем дворе дома, где жил Глен, совсем как в его кошмарном сне, который он увидел в ту ночь. Когда пень выкорчевали, после него осталась глубокая яма, из которой струился дым. Закопать яму оказалось сложным делом: наутро она снова оказывалась разрытой, при этом становясь глубже и шире. А когда родители уехали на три дня, оставив Глена с другом на попечении старшей сестры, умер их старый пес. Не зная, что приятель сестры, которого она попросила похоронить пса, просто зарыл его в этой яме, мальчики решили проверить действие заклинания, которое они нашли на вкладке грампластинки группы рокеров-сатанистов. Яма приняла жертву, распахнув портал в преисподнюю, из которой в дом полезла всякая нечисть, а в самом доме из стены вдруг вышел зомби – строитель, которого замуровали туда много лет назад. И начал охоту на ребят. Открыть врата в ад оказалось легко. А вот как его закрыть, если гости оттуда лезут все крупнее, сильнее и настойчивее, стремясь утащить в яму обитателей дома? Ведь разверзшимся вратам нужны еще жертвы.

В графе жанра фильм обозначен как семейный, хотя монстры и пугающие моменты в нем не уступают хоррорам того времени. Но главные герои «Врат» – дети и подростки. Взрослых в доме нет, они уехали, оставив ребят наедине с их страхами, фантазиями, тягой к мистическим страшилкам по ночам и извечным детским любопытством, которое, как известно, сгубило кошку. Именно детское любопытство побудило Глена и его закадычного друга Терри расколоть странное яйцо, найденное на краю ямы. Оно-то и оказалось грозовым яйцом из обряда открытия портала, о котором ребята узнали из вкладки к альбому «Жертвоприношение», сразу после выхода которого участники рок-группы погибли в автокатастрофе. Так, по крайней мере, утверждал Терри. Режиссер Тибор Такач мастерски построил свою картину именно на детской психологии понимания и восприятии страха, взяв за основу боязнь темноты, в которой прячутся страшные монстры. Он показал и этих монстров, и сами страхи на экране в концентрированном виде.

Кого из нас в детстве не пугали сны, где нас куда-то звал странный приглушенный голоса? Помните ужас, когда вдруг просыпаешься ночью и видишь стоящего в комнате у своей кровати монстра, а в окно стучатся и скребутся и завывают другие чудовища? Побежать в спальню родителей или включить свет страшно, потому что из-под кровати страшная рука схватит за лодыжку и утащит к себе, или из шкафа выскочит бука и загрызет. И пусть с рассветом монстр оказывался лишь стулом с висящей на нем одеждой, чудища за окном – веткой дерева и ветром, а под кроватью и в шкафу вообще никого нет, но ведь ночью они были! И были действительно опасны – ни один ребенок в этом никогда не сомневается!

Все эти страхи и показал во «Вратах» Тибор Такач, гиперболизировав их до предела. Если у детского воображения и фантазий вообще есть пределы. И пусть монстры резиновые, но атмосфера ужаса постоянно нарастает: от призрачных ночных кошмаров до вполне реальных зомби, зубастых шустрых демонят, лезущих из всех щелей и их огромного, ростом в два этажа, повелителя. Эта атмосфера создает ощущение безысходности и неотвратимой смертельной опасности. И тревожная, стонущая музыка, звучащая посреди всего этого разверзнувшегося ада, заставляет закусить губу. Странные кровавые символы, появляющиеся на стенах, обрушивающиеся под ногами лестницы и проваливающиеся бездной полы, леденящие душу завывания ветра под вспышки молнии и грохот грома, падающая мебель и мечущийся среди всего этого апокалипсиса мальчик лет 10-12, с вдруг открывшимся на его ладони глазом – это ли не квинтэссенция всех детских ночных кошмаров? И детская же вера, что стоит дожить, дотянуть до рассвета, и все это исчезнет, рассеется в утреннем тумане под первыми лучами солнца. Что все погибшие и пропавшие вернутся, дом опять будет цел, а весь этот ужас останется лишь смутным воспоминанием о приснившемся грозовой ночью кошмаре. Который больше никогда не повторится.

К большим плюсам фильма следует отнести и хорошую игру маленьких актеров. Они вполне естественны в своих эмоциях и реакциях и действуют без натужной фальшивости и переигрывания. В роли Глена снялся совсем еще юный тогда, но хорошо известный сегодня актер Стивен Дорфф. Помните его злодея Фроста в «Блейде»? Его друга-очкарика Терри, склонного ко всему мистическому и таинственному, прекрасно сыграл Луис Трип. Вместе с Кристой Дентон, исполнившей роль Александры, эти трое детей-актеров прекрасно несут на себе всю драматическую нагрузку фильма, нигде ни разу не сфальшивив ни одной эмоцией, что и взрослым-то актерам не всегда удается. Зато зрителю, поверившему в игру юных исполнителей, легче эмоционально ассоциировать с их приключениями свои детские воспоминания и ощущения и снова пережить самые жуткие детские фантазии.

Выйдя на экраны в 1986 году, этот фильм быстро обрел успех, который повторил и у нас в пору расцвета видеосалонов. В 2009 году Джо Данте снял ремейк этой картины «Врата в 3D», но не смог повторить успех оригинала. Возможно, актерам не хватило детской искренности и непосредственности, а компьютерные эффекты не так трогали зрителя, как забавные резиновые монстрики, такие живые и знакомые с детства.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Джек 20-08-2018 15:52

    Вообще-то фильм Данте не ремейк, даже оригинальное название другое.

    Учитываю...
    • 2 Ирина Белова 23-08-2018 13:55

      Джек, Вообщее-то это не единственный и не первый случай, когда римейк и оригинал имеют разные названия, чтобы не выкупать права у автора оригинала. Но имея при этом очень схожий сюжет. Например, "Криптозоиды" ДеКокто и "Гибрид" Олена Рэя.

      Учитываю...