DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Press X to Win

25 ноября в кинотеатрах России вышла новая экранизация серии интерактивных хорроров на выживание Resident Evil под названием «Обитель зла: Раккун-Сити». А тема декабрьского номера DARKER — «Игры». Казалось бы, это два никак не связанных между собой события, но теории заговоров, воля иллюминатов и голоса в голове не позволяют обойти вниманием сей факт. Ведь, как мог бы сказать Владимир Ильич Ленин, если бы дожил и мы его спросили: «Из всех искусств для нас важнейшими являются кино и видеоигры». А если видеоигры экранизируют, то это вообще искусство в квадрате (дисклеймер: это гнусная и мерзкая ирония).

Поэтому сегодня мы поговорим об экранизациях видеоигр в жанре ужасов. Откиньте ваши кресла и надежды, переведите телефон в режим «Полет», пристегнитесь и помолитесь — мы отправляемся в краткий экскурс по экранизациям.

Гиганты и мастодонты

Говоря о переносе видеоигр на кино- и телеэкраны, никак нельзя обойти стороной едва ли не самую популярную серию в этом плане. Resident Evil, серия survival horror’ов от японской компании Capcom, является без преувеличения самой экранизируемой игровой франшизой, о чем даже имеется соответствующая запись в «Книге рекордов Гиннеса». «Обитель зла» может похвастаться шестью полнометражными фильмами с Миллой Йовович, свежим перезапуском на основе первых двух игр, тремя полнометражными мультфильмами, анимационным сериалом «Бесконечная тьма» и грядущим игровым сериалом от Netflix, который уже пугает фанатов кастовыми решениями.

Но поподробнее: одним только Полом У. С. Андерсоном спродюсировано и срежиссировано шесть фильмов, в каждом из которых его жена исполнила роль Элис, специально написанного для фильмов персонажа. Лишь первые две картины опирались на игровой сюжет — чем дальше Андерсон забирался, тем самостоятельнее (и, признаем честно, бредовее) становилась история. Впрочем, такой подход доказал свою состоятельность — «Обитель зла» с Йовович стала единственной экранизацией видеоигр, которая от серии к серии увеличивала кассовые сборы, за исключением в лице «Возмездия», полностью перекрытым успехами «Последней главы».

Андерсон доказал, что подобные фильмы могут быть прибыльными. Также его индивидуальное видение оказало определенное влияние на игровую серию: отдельные эпизоды в дальнейшем перекочевали уже из кино в игры, а внешний вид некоторых монстров вдохновил дизайнера Синдзи Миками, автора оригинальных Resident Evil, на создание похожих монстров в своем творении The Evil Within. В общем, несмотря на определенные вольности при обращении с первоисточником, Андерсону удалось ухватить дух и местами знатно его дополнить.

Увы, остальные поделки киношников этим похвастаться не могут. Анимационные адаптации («Проклятие», «Вырождение», «Вендетта») по большей части паразитируют на знакомых образах, расширяя историю выдуманной вселенной, но фактически не привнося в нее ничего нового. Даже вышедший в конце ноября 2021 года в прокат перезапуск «Обитель зла: Раккун-Сити» не принес своим дотошным следованием игровому сюжету ничего нового, кроме инклюзивного каста. Режиссер при этом не стеснялся разливаться соловьем о важности тщательного следования духу первоисточника — вплоть до воссоздания кадров точь-в-точь как в игре. Справедливые упреки в мискасте и несоответствии актеров типажам стыдливо игнорировались. Логично предположить, что и сериал из восьми эпизодов от Netflix, премьера которого запланирована на 2022 год, тоже не порадует как минимум в этом плане.

Помимо «Обители зла» и Раккун-Сити игроков и зрителей доводил до нервного тика и седых волос еще одни вымышленный городок. Сайлент-Хилл, Тихий Холм, квинтэссенция сумрачного японского гения по части омерзительно-странного дизайна и общей абсурдности происходящего. Город, чье имя стало нарицательным. А началось все в конце прошлого тысячелетия, когда на консоли Sony PlayStation вышла первая игра серии с лаконичным названием Silent Hill.

За прошедшее время франшиза успела обрасти немалым количеством продолжений, ответвлений и даже переосмыслений, после чего, подобно собственным персонажам, сгинула в аду, но не потустороннем, а производственном. По мотивам вселенной выходили книги и комиксы, а в 2006 году канадец Кристоф Ган выпустил одноименную экранизацию. Бытует мнение, что его «Сайлент Хилл» является наиболее аутентичным, качественным и попросту лучшим переносом интерактивного развлечения в формат кино. И это даже несмотря на смену пола главного героя — Ган пошел на этот шаг не ради толерантности, а чтобы увязать сюжет с потенциальным продолжением в единую логичную схему.

Увы, любовь и уважение фанатов не помогли — картину ждали относительно скромные сборы. Но продюсеры все равно дали добро на съемки сиквела, рассчитывая по-быстрому срубить деньжат на худо-бедно раскрученном бренде. Сюжет базировался на третьей части, являющейся прямым продолжением оригинала — равно как сиквел продолжал фильм Кристофа Гана. По соотношению потраченного бюджета и сборов сиквел не уступил первой части, но и критики, и простые зрители восприняли его резко негативно. С тех пор участь туманного городка для большого экрана оказалась такой же туманной. Впрочем, для Тихого Холма ситуация сложилась немногим лучше и в игровой индустрии. И это несмотря на личную заинтересованность Гильермо дель Торо и Нормана Ридуса.

Товары широкого потребления

Не стоит думать, что кинематографисты интересуются играми исключительно как источником вдохновения для создания леденящих кровь ужасов и кладезем нетривиальных сеттингов и антуража. Иногда взоры «фабрики грез» обращаются и на более приземленные жанры вроде спинномозговых экшенов, файтингов или шутеров.

В далеком 1995 году вышеупомянутый Пол У. С. Андерсон снял первую свою культовую экранизацию игры. Речь идет о «Смертельной битве», фантастическом боевике по мотивам популярной серии файтингов Mortal Kombat. Картина не просто обыгрывала сказочный сюжет о древнем турнире лучших бойцов двух миров, но делала это мастерски. Атлетические бойцы, харизматичные актеры, неплохие спецэффекты, бодрый электронный саундтрек и флер романтики из еще пользующихся спросом боевиков о восточных единоборствах — все это удачно сплелось в руках талантливого постановщика. Наивность сценария пафосные реплики не портили, а даже, наоборот, подчеркивали китчевость всего происходящего, а идея череды мордобоев сама просилась на экран в качестве боевика.

До появления «Сайлент Хилла» «Смертельную битву» смело можно было считать лучшей экранизацией игры. Увы, развить успех всерьез у франшизы не получилось: вторая часть без режиссера с чувством меры вышла похожей на цирк шапито — весело, бодро, какие-то ряженые клоуны развлекают, но все это максимально по-детски. Потом были и мультсериалы, и телесериалы, и веб-сериалы, и комиксы — вселенная ширилась и множилась, успешно поживая по сей день.

Весной 2021 года свет увидела повторная экранизация-перезапуск — «Мортал Комбат» Саймона Маккуойда. Картина с относительно небольшим бюджетом хоть и была принята неоднозначно, но все-таки снискала успех у зрителя, тем более в ковидную эпоху. Даже совершенно новый персонаж, написанный специально для фильма, не стал помехой зрительской любви. Причастные к созданию фантазируют на тему продолжения, благо авторы оставили зачин для сиквела, а актеры подписались сразу на несколько частей.

Главным достоинством перезапуска по сравнению с предыдущими версиями стал полноценный взрослый рейтинг R, что развязало постановщику руки в плане жестокости и кровопролития. Наконец-то фирменные добивания-фаталити, которые когда-то и стали причиной создания возрастного рейтинга, в полной мере были представлены в кино. И представлены, надо сказать, весьма неплохо — фанаты в большинстве своем остались довольны. Остается надеяться, что продолжение рано или поздно запустят в производство с еще большим бюджетом и еще большим уровнем жестокости.

А вот кому меньше повезло с достойным воплощением на киноэкране, так это легендарному шутеру Doom. В 2005 году мир увидела первая попытка перенести игру в новый формат — экшен Doom с молодым Дуэйном «Скалой» Джонсоном и Карлом Урбаном поставил режиссер Анджей Бартковяк. Но, видимо, когда поляки берутся за шутеры, получается плохо в любой индустрии. Создатели весьма вольно обошлись с предысторией: действие по большей части происходит на научно-исследовательской базе на Марсе, но никакими адскими демонами тут и не пахнет. Отряду морпехов приходится отстреливать жутких мутантов, порожденных экспериментами ученых.

Посредственный сюжет, бездарно слитая атмосфера, убогие диалоги и практически полное отсутствие захватывающего экшена (сцену от первого лица, так и быть, запишем в плюс) — совокупность всего этого привела к разгромной критике и финансовому провалу. Сборы не смогли даже превзойти производственный бюджет, не говоря уже о том, чтобы принести прибыль. Фанаты до сих пор считают картинку одной из худших экранизаций игр с прицелом на блокбастерность. Впрочем, даже среди экранизаций Doom похождения Скалы и Урбана не являются самыми плохими.

1 октября 2019 года сразу на видео отправился фильм «Doom: Аннигиляция» — вторая попытка родить легенду. Вакансию постановщика занял Тони Джильо, режиссер категории Б, чья карьера не в состоянии похвастаться ничем выдающимся. Под стать оказались и задействованные актеры — сплошь как один звезды второго, а то и третьего эшелона, имен которых, не погуглив, и не вспомнишь. Создатели «Аннигиляции» попытались сделать упор на атмосферу ужаса а-ля «зомби в космосе», а также сохранили в неприкосновенности Ад как источник внешней угрозы. В целом, как и подавляющее большинство лент категории direct-to-video, новый Doom выглядит крайне бледно, блекло и бюджетно. Но ради любопытства одним глазком глянуть можно, благо рейтингом R нынче не каждое кино балует.

Дешево и сердито

Но если предыдущие примеры выходили в прокат, то существует немало схожих с последним случаем — дешевые второ- а то и третьесортные поделки, призванные выехать на громком имени и заполонить витрины магазинов. Как правило, такое кино смотреть ради эстетического удовольствия противопоказано — только из академического интереса. Увы, в силу низкой стоимости производства и обилия франшиз, права на которые может купить кто угодно, подобного товара в суммарном соотношении оказывается слишком много.

Наиболее масштабный и монументальный след в истории экранизаций оставил немецкий режиссер Уве Болл. Качество его поделок по мотивам игр настолько ужасно, что само имя герра Болла стало нарицательным и обозначает крайнюю степень плохого кино, а он сам может посоревноваться с Эдом Вудом за титул «худшего режиссера». К сожалению, мастер низкобюджетного треша оказался на редкость продуктивным — под его чутким руководством свет увидело немало фильмов, среди которых «Дом мертвецов», «Один в темноте», «Бладрейн» и «Фар Край». И это только то, что относится к жанру ужасов, пусть даже косвенно. Впрочем, существует альтернативное мнение: герр Болл таким образом просто отмывает деньги, а постановщик из него весьма толковый — при условии, что он снимает артхаус. Однако добровольцев, решивших проверить постулат на практике, не так уж много.

Но не «увеболлом» единым богат кинематограф. В США, к примеру, выпустили дилогию «Восставшие мертвецы» по мотивам экшена в открытом мире Dead Rising от компании Capcom. Как и большинство лент на тематику зомби-апокалипсиса, дилогия посвящена выживанию группы людей в городе, полном кровожадных плотоядных мертвецов. Если первоисточник мог похвастаться более-менее бодрым геймплеем, включающим не только толпы озверевших людоедов, но и гонки со временем, а также обилие холодного оружия из подручного хлама, то переход на большой экран лишился прелестей интерактивности. История по-прежнему вертится вокруг журналиста Чейза Картера, ради отличного репортажа отправившегося в эпицентр заражения, но по всем статьям кино уступает более именитым «28 дней спустя» или «Рассвету мертвецов» Зака Снайдера.

Говоря о дешевых поделках по мотивам японских survival horror’ов, нельзя не упомянуть «Границу пустоты» 2014 года. Картина Мари Асато является переложением не самой известной на Западе, но тем не менее в меру популярной серии интерактивных ужастиков Fatal Frame. Геймплей игр строится на том, что японские «девушки бледные со взором горящим» блуждают ночами по всяким-разным старинным особнякам, где норовят сфотографировать призраков. Собственно, объектив камеры является единственным оружием беззащитных героинь против агрессивной нежити: попав на фото, привидения на некоторое время отступают. В фильме тема фотоаппаратов раскрыта менее явно, скорее на уровне «пасхалки» для знатоков, а сама история больше похожа на классический самостоятельный ужастик.

Нарастающее развитие технологий обязательно должно было привести к росту популярности мобильных игр, а через это — к попыткам заработать на них еще и в кино. И если про «Злых птичек» слышали, кажется, все, то зомби-хоррор «Осечка» по мотивам мобильной Dead Trigger для iOS и Android прошла незамеченной. В этом, правда, нет ничего удивительного: несмотря на Дольфа Лундгрена в главной роли и первого русского чемпиона UFC Олега Тактарова, это малобюджетный ужастик для релиза сразу на видео. По сюжету, в 2021 году мир страдает от эпидемии зомби-вируса, а отряды для борьбы с зараженными, в силу специфики профессии, постоянно нуждаются в новых бойцах. Один из таких отрядов-новичков отправляют на поиски пропавшей команды ученых прямиком в центр зараженного города. Оригинальность так и прет.

Размер имеет значение

В тени полупрозрачных призраков и полуразвалившихся зомби киноделы как-то забывают о существовании других монстров. А ведь воспаленные разумы геймдизайнеров за несколько десятилетий создали немало удивительных существ, что отлично смотрелись бы на экране. Особенно на большом экране. Большие монстры на большом экране запросто могут привести к большим сборам — Годзилла не даст соврать.

Терзаемый подобными мыслями, режиссер Брэд Пейтон выпустил в 2018 году фильм «Рэмпейдж» с Дуэйном Джонсоном. Нет, рестлер Скала не был тем самым гигантским монстром, на котором выезжала рекламная кампания — ему в пару подобрали еще более здоровенное существо. Но так как среди людей обладателей подходящей комплекции не нашлось, пришлось задействовать гориллу и CGI-эффекты. По сюжету, из-за аварии на космической станции опасный мутаген попадает на Землю. Его воздействию подвергаются горилла, крокодил и волк — животные вырастают до гигантских размеров и идут выяснять отношения с «царем природы». И только навыки общения Скалы с гориллой-альбиносом могут помочь спасти ситуацию. В основу фильма легла одноименная игра Rampage 1986 года компании Midway Games, только в оригинальной версии никакого спасения не предусматривалось — игроки должны были громить человеческие города в обличии одного из трех гигантов.

Аккурат за полгода до выхода «Годзиллы против Конга», кроссовера, способного надолго закрыть тему гигантских чудовищ, появляется «Охотник на монстров». Это еще одна экранизация одноименной игровой франшизы от Capcom — в серии Monster Hunter игрокам приходилось выслеживать и охотиться на огромных зверей, у каждого из которых были свой ареал, свои привычки, слабые и сильные стороны. За съемки взялся не раз уже упоминаемый Пол У. С. Андерсон, по количеству игровых адаптаций способный переплюнуть самого Уве Болла (про качество даже заикаться не нужно). Главную роль опять исполнила его супруга Милла Йовович — она воплотила капитана армии США, которая попала в параллельный мир, где отчаянные смельчаки охотятся на ужасных тварей. Вместе с командой летающего корабля под руководством Рона Перлмана она открывает портал в свой мир, но вместе с ней переходят и драконы… Фильм в прокате не сумел отбить даже собственный бюджет, но есть мнение, что это вызвано не столько его качеством, сколько набравшей обороты пандемией коронавируса.

***

С каждым годом грань между игровым кино и кинематографичными играми становится все тоньше и тоньше. В фильмах появляется все больше графики, режиссерские версии наводят на мысли, что пора бы уже запустить непосредственно голосование за финал прямо в зале кинотеатра, благо опыт в лице спецэпизода «Черное зеркало» уже есть. Игры обзаводятся более реалистичной графикой, а отдельные жанры, вроде продукции студий Quantic Dream и Supermassive Games, и вовсе ближе к кинематографу, нежели к привычным экшенам, аркадам и квестам.

Хочется надеяться, что в будущем родство двух видов искусства приведет к чему-то единому, цельному, гармоничному и увлекательному. И, конечно же, обязательно страшному.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)