Особь (роман)
Автор: Александр Варго
Жанр: хоррор
Издательство: Эксмо
Серия: MYST. Черная книга 18+
Год издания: 2011
Похожие произведения:
-
Джеймс Герберт «Крысы» (роман)
-
Ричард Льюис «Пауки-убийцы» (роман)
В Центральный зоопарк прибывает странного рода экспонат: Rattus Pushtunus — или «афганская крыса» — неведомое современной науке животное, единственное малодостоверное упоминание о коем датируется началом XIX века. Существо, естественно, подвергают исследованиям, однако не доводят их до конца: грызун, будучи чрезвычайно умной и хитрой тварью, сбегает из зоопарка. Вскоре горожане начинают сходить с ума — ни с того ни с сего они вдруг срываются и убивают друг друга всеми возможными способами. Власти вводят карантин.
«Особь» Александра Варго более всего напоминает типичный брак: яркий медовый месяц с последующим безынтересным прозябанием. Причина этого заключается в том, что автор хорошо сыграл на малом поле, но оказался совершенно беспомощным на большом. Так, ему удались маленькие истории, служащие зачином и могущие при одном взмахе пера стать самостоятельными рассказами: это классическая и легко визуализирующаяся сцена с охранником в лаборатории, а также совершенно замечательная новелла про милую бабушку, что устраивает бойню в продуктовом супермаркете. Вышло пусть не оригинально, зато колоритно и с драйвом.
Кто знает, продолжи Варго в таком же духе (то есть создай он роман в рассказах, как это сделал Герберт с «Крысами»), тогда, может, книга получилась бы ровнее и увлекательнее. Вместо этого писатель, желая создать монументальный эпос, растянул время действия, подтянул массовку и неожиданно для читателя поплелся в сторону постапокалиптики. На смену героям, локациям и деталям, которые известны всем обычным русским горожанам (например, упомянутый выше супермаркет) и потому особенно интересны, пришли порядком надоевшие картины сталкериады: остовы сгоревших автомобилей, продажные военные и вездесущие черные рынки. В какой-то момент начинаешь думать, что лучше бы ты поиграл в оригинального «Сталкера», чем читал эту даже не пародию, а псевдопародию на постапокалипсис.
Усугубляется ситуация еще и бесконечными авторскими «мол»:
...мол, примите меры предосторожности...
...мол, изобретено противоядие против укусов афганских крыс...
...мол, в случае укуса Rattus Pushtunus жертве следует не дожидаться окончания инкубационного периода...
...мол, в случае укуса Rattus Pushtunus не надо впадать в панику...
Подобным образом обычно не романы пишут, а передают нехитрые сплетни.
Ну и, конечно, раз уж это русский хоррор, то как обойтись без социально-психологических терзаний и раздумий? По сути, ничего плохо в этом нет, но уж больно неуместно выглядят высокодуховные измышления о чести, совести и добродетели в простой книжке, не претендующей ни на что, кроме как развлечения.
Варго в «Особи» так и не решил окончательно, что именно он хочет показать: ряд зарисовок о крысах-убийцах или цельное эпичное полотно о людях, выживающих в замкнутом пространстве. В результате — роман повис между небом и землей. Почитать его (хотя бы ради начальных сцен) стоит в том случае, если он случайно попадет вам в руки. Коли этого не произойдет, то и потеря будет невелика.
Комментариев: 0 RSS