DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Про отечественные романы ужасов

Уже не раз за последнее время встречаю комментарии, авторы которых сетуют на то, что, мол, в основном современный русский хоррор - это антологии, сборники рассказов, а вот романов, крупной формы - очень мало, не хватает.

Это так, да. Но если прежде основная проблема была, собственно, в наличии подходящих для издания романов, то сегодня ситуация иная. Так уж получилось (никто специально так не задумывал), что "главная" хоррор-серия всея Руси, наша всеми любимая и уважаемая #СамаяСтрашнаяКнига, заявила о себе именно антологиями. Идея была в том, чтобы читатели узнали много-много новых имен, много авторов, выделили для себя наиболее интересных, за творчеством которых можно и нужно следить отдельно. И тогда - как я предполагал - можно будет пробовать в этой серии издавать авторские сольники, как сборники, так и романы.

И, в принципе, по этому пути мы и шли. Однако спустя какое-то время стало ясно, что конкретно в серии ССК лучше продаются именно сборники рассказов.

Лучше всего - ежегодники "Самая страшная книга 20..", тут тиражи со стартовых 2000 дошли до 4000, и даже эксперимент в виде переиздания в мягкой обложке одной из таких антологий (2019-й - не самой сильной, кстати говоря), себя, в общем-то, оправдал (а общий тираж этой книги таким образом достиг 6000 экз.). Исключительно из-за пандемии тираж ССК-2021 составил 4 тысячи, а не 5, а тираж ССК-2022 скорее всего будет уже 5 тысяч.

Неплохо, плюс-минус, продаются и тематические антологии. Здесь были как большие успехи ("13 ведьм" в свое время разлетелись что в твердой обложке, что в мягкой, удачно выступили и "13 маньяков"), и средние (антологии "Хеллоуин", "13 монстров" - тиражи по 3000 - расходились довольно долго), но в целом тираж в 2500-3000 у таких антологий как правило, продается без проблем. Даже пандемия сказалась на продажах не очень сильно - "Колдовство" (тираж 2000) разошлось, "13 привидений" (тираж 3000, причем "повезло" выйти прям перед началом карантинов и проч.) не без проблем, но все-таки тоже уже близки к тому, чтобы разойтись полностью.

Мы понимали, что авторские сольники могут выступить хуже (все-таки это книги отдельных авторов, а звезд больших с "продающими" именами у нас в жанре еще не было, когда мы за сольники брались). Но и тут в общем и целом именно сборники рассказов и повестей одного автора - выступали лучше, чем романы.

Сборник Владислава Женевского "Запах", мой сборник "Зона ужаса", "Чертовы пальцы" Дмитрия Тихонова, "Призраки" Максима Кабира, "Ночной взгляд" Дарьи Бобылевой - тиражи в 2-2,5 тысячи экземпляров разошлись. У "Чертовых пальцев" плохо пошло переиздание в мягкой обложке, а вот покетбук "Зона ужасов" распродан. И сейчас мы видим, что сборники "Зверинец" Олега Кожина, "Восхищение" Александра Матюхина - продаются неплохо. Тиражи в обоих случаях составили 2000 экз. (издатель осторожничает из-за пандемии), но, в принципе, уже ясно, что можно было смело выпускать 2500.

А вот с романами все оказалось сложнее. Первым пошел "Фаталист" Виктора Глебова - и это был провал в продажах. Думаю, виной тому комплекс причин ("незасвеченность" автора в ССК-серии, чересчур смелая обложка, вызывающий сомнения мэшап), хотя лично у меня нет сомнений в том, что это качественный развлекательный роман с сильным элементом хоррора-триллера. Да и отзывы читателей на эту книгу вполне себе позитивные за очень редким исключением. "Скелеты" Максима Кабира выступили лучше, но продавались в твердой обложке долго, а переиздание в мягкой обложке - совсем плохонько продается.

Мы попробовали экспериментировать с новеллизациями. "Рассвет" (автор Олег Кожин, тираж 3000) вышел к премьере одноименного фильма (в надежде, что рекламная кампания оного поможет в продажах книги), но тираж до сих пор еще не весь распродан (пускай на складах издательства уже и не так много осталось). Интересный опыт с "Пиковой дамой" (два романа по двум фильмам под одной обложкой) был чуть удачнее, но это во многом связано с тем, что тираж книги составил всего 2 тысячи. То есть работа с новеллизациями нам не помогла решить проблему посредственных или просто откровенно слабых продаж крупной формы в серии ССК.

Единственным исключением из наметившегося правила "романы в ССК-серии продаются хуже всего" оказались "Вьюрки" Дарьи Бобылевой. Но это выглядит именно как исключение. Во-первых, книга была отмечена известными критиками (весомый вклад в ее успех - поддержка со стороны таких популярных за пределами жанра людей как Яна Вагнер и, в особенности, Галина Юзефович) и премиями. Во-вторых, "Вьюрки" это так называемый "мозаичный" роман, то есть что-то наподобие все тех же "сборников рассказов", объединенных сквозными персонажами, локациями и сюжетом. В-третьих, это довольно лайтовая с точки зрения хоррора книга, которую часть "прошаренной" аудитории вообще к хоррору не всегда относит, зато внежанровую аудиторию былички Бобылевой прямо-таки покорили, что особенно заметно было по громадному вниманию публики в Инстаграм (преимущественно - женской публики, а многие из этих читательниц откровенно воротят нос от вещей более жестких). Как бы там ни было, а "Вьюрки" не только два или три раза были допечатаны в ССК, но еще и стартовали потом отдельную "именную" серию Дарьи, а общий тираж книги составляет уже 8 тысяч экземпляров. Плюс - проданы права на экранизацию. И уже чуть ли не на английском будут изданы. В общем, большой успех. Но даже в отдельной сольной серии Дарьи другие книги продаются слабее, что лишь подчеркивает исключительность "Вьюрков" - прекрасно, что книга оказалась настолько удачной, но она выходит из ряда и не показательна для другой жанровой крупной формы.

И вот что мы имеем в итоге. В серии ССК лучше всего продаются антологии-ежегодники, успешны также тематические антологии, неплохо продаются "одиночные" авторские сборники, а вот с продажами романов пока все очень туго. Это факт, с которым трудно спорить и уж конечно мы не считаем возможным его игнорировать.

Я понимаю, что от успехов и неудач наших серий во многом зависит судьба русского хоррора в принципе. Я также понимаю, что даже лучшие наши авторы пока еще не вышли на тот уровень, когда их крупная форма гарантировано вызывает большой интерес, да и, конечно, не все мастера малой прозы и не всегда - готовы выдавать действительно сильные романы.

В том числе с учетом этого мною продумывался концепт серии HorrorZone и некая наша "политика" в отношении серии ССК.

Серия HorrorZone - в первую очередь предназначена для издания НЕБОЛЬШИХ романов. Причем романов легких - не в смысле "лайтовых", как те же "Вьюрки", градус хоррора у нас здесь достаточно высок (и это понятно уже по "Голосам из подвала"), а легких для чтения. Хоррор-романы, которые не только пугают, но и развлекают, читаются за 1-2 дня. При этом цена этих книг ниже чем в среднем по рынку (в сравнении с серией ССК - дешевле примерно рублей на 100 в среднем, а то и больше), так что читатели не рискуют разориться и будут (по моей мысли) с меньшей опаской покупать такие книги в том числе "на пробу". Самим авторам - а у нас в основном все-таки ребята писали рассказы и повести, так что не всем легко перейти сразу на крупную форму - тоже должно быть легче, так как романы в серию нужны действительно не очень большие.

В серии же ССК мы выпускаем большие авторские сборники, чтобы авторы этими книгами заявляли о себе. В случае успеха - уже можно думать о втором сольном сборнике и о выходе в ССК большого хоррор-романа (если такой, конечно, вообще есть у автора).

На данный момент у нас уже есть приличное количество романов для издания как в HorrorZone (тут побольше), так и в ССК (тут поменьше). Но понятно, что во многом будущее этих гипотетических книг зависит от того, как пойдут продажи в обоих сериях авторских новинок.

"Голоса из подвала" как книжка-открывашка намерено выстроены хитрым образом (как все уже поняли) - тут и сразу два достаточно уже известных любителям хоррора наших автора, имена которых на слуху, и формат "сборника историй, которые встроены в единую структуру и могут восприниматься как единое целое" (каким они и являются - думаю, многие рассказы "Голосов из подвала" воспринимались бы хуже вне этой структуры, без комментариев со стороны тех самых "голосов" и сквозного сюжета с постепенно взрослеющим героем). И, судя по всему, эта хитрая концепция себя оправдала - тираж (2000) уже фактически разошелся со складов и даже есть надежда, что будет принято решение о допечатке (более конкретно об этом поговорим после праздников).

Далее - "Мухи" Кабира. Роман хороший, роман интересный, роман кинематографичный, со множеством жутких сцен. Уповаем на успех этой книги - тогда уже в обозримом будущем ждите официальных анонсов других новинок. В том числе, надеюсь, добью для HorrorZone и свою нетленку.

А параллельно смотрим на успехи "Зверинца" и "Восхищения", так как у их авторов (Олег Кожин, Александр Матюхин) имеются и материалы для новых сольных сборников рассказов, а также есть кое-что в крупной форме, причем что-то из этих романов может подойти для HorrorZone (т.е. это небольшие романы формата "развлекательные ужасы"), а что-то - для ССК (т.е. это вещи крупнее и более серьезные - но не значит "скучные").

И еще мы держим в уме возможность "обмена переизданиями" между двумя этими сериями, т.е. успешные ССК-книги могут со временем быть переизданы в серии HorrorZone и наоборот (хотя мы точно не планируем ставить такой "обмен" на поток, серии НЕ должны и НЕ будут дублировать одна другую).

И общий концепт сейчас вырисовывается такой:

- HZ это преимущественно небольшие, легкие для чтения романы и лишь изредка какие-то сборники, включая переиздания;

- ССК это преимущественно большие антологии и авторские сборники плюс изредка - крупная форма (то, что слишком велико или слишком "по-взрослому" серьезно для HorrorZone), включая отдельные переиздания (возможно, в формате "два-в-одном") успешных книг из HZ.

Но, повторюсь, все зависит от того, насколько успешны будут та и другая серии, то есть - зависит от вас, ценители ужасов и мистики. Если считаете, что мы вас не подводим в плане качества наших книг и серий - не подведите и вы нас smile

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Используйте, пожалуйста, нормальные имена и ники.
Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии не анонимно.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)