DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Пробуждение Дьявола

Кровь на когтях Сатаны / The Blood on Satan's Claw

Великобритания, 1971

Жанр: мистика, ужасы

Режиссер: Пирс Хаггард

Сценарий: Роберт Уинни-Симмонс, Пирс Хаггард

В ролях: Патрик Уаймарк, Линда Хейден, Барри Эндрюс, Мишель Дотрис, Венди Пэдбери

Похожие фильмы:

  • «Адский дождь» (1975)

Пирс Хаггард — не слишком известный, но крепкий английский профессионал. Как многие мастеровитые западные постановщики второго эшелона, он работал в основном на телевидении, но иногда делал вылазки и на большие экраны, для которых ставил ленты самых разных жанров. Дебютировал он драмой «Брачная ночь» (1969) и чаще всего в своей карьере обращался именно к этому жанру, чередуя его с мелодрамой. Однако наибольшую известность в среде киноманов Пирс Хаггард приобрел благодаря двум триллерам — «Кровь на когтях Сатаны» и «Змеиный яд». Их разделяет целое десятилетие плодотворной работы постановщика на ТВ, а также упорных трудов по профсоюзной лини: Хаггард в 1976 году возглавлял Ассоциацию режиссеров и продюсеров, а также основал Гильдию режиссеров Великобритании и Общество защиты прав режиссеров и продюсеров.

В общем, постановщик никогда не сидел без дела, много работая как по творческой, так и по административной части. Тем не менее среди многообразных результатов его трудов выделяются «Кровь на когтях Сатаны» и «Змеиный яд». Ленты противоположны — одна историческая, вторая основана на современном материале; в одной упор сделан на таинственную атмосферу, в другой — на саспенс; в одной — мистика и колдовство, в другой — криминальное развитие событий.

«Кровь на когтях Сатаны» появилась не только под влиянием «Ребенка Розмари» (1968), как можно подумать. Скорее это шедевр Романа Полански родился в атмосфере контркультурного десятилетия, когда молодежь, стремясь отринуть душный мир взрослых, полный ханжеских запретов, кинулась, как в омут, в свободную любовь, психоделику и экзотические религиозные практики. Радикальные переосмысления морали коснулись Англии в меньшей степени, чем США, в силу более устойчивых социально-общественных связей.

Однако и в Великобритании были свои молодежные бунты. Здесь родились эстетика «рассерженных молодых людей» и комедия абсурда, противопоставившие себя классическому английскому киноискусству, основанному на художественных принципах и строгой морали литературы викторианской эпохи. Наконец, именно в Англии родилась рок-музыка, быстро завоевав преданных поклонников, в основном среди молодежи, во многих странах мира. В хорроре в 1960-е — 1970-е, под влиянием общих социокультурных процессов, возник и окреп интерес к оккультизму и разным магическим практикам. Вся первая половина 1970-х прошла «под солнцем сатаны», так что нет ничего удивительного в том, что лента Пирса Хаггарда посвящена колдовству.

Действие фильма отнесено в XVII – XVIII вв., когда судебные процессы над ведьмами уже ушли в прошлое и набирали популярность идеи просвещения, однако в народе еще жил подсознательный страх перед колдовством. Именно в это время фермер из небольшого поселения нашел в поле останки странного существа, после чего в городе стали происходить странные и страшные вещи. Некоторым снились кошмары, почти сны наяву, а местная девушка Энджел Блэк стала одержим и сколотила вокруг себя целую секту.

Режиссер, не прибегая к ночным съемкам, умело воссоздает таинственную атмосферу. Среди горожан начинается паника, они готовы обвинять друг друга в колдовстве и почти возродить инквизиторские методы следствия, однако наступающее время рационализма вступает в противоречие с иррациональными страхами.

«Кровь на когтях Сатаны» — не столько сатанинский хоррор вроде культового американского «Адского дождя» (1975), сколько триллер о том, как быстро люди готовы поддаться панике и в каждом человеке видеть колдуна. Адские силы из фильма Хаггарда — умелые манипуляторы. Они сводят с ума жителей города, так что членов секты становится все больше и больше. Особенно сатанинским идеям подвержены тинейджеры, для которых в силу возраста естественно протестовать против идеалов родителей.

Пирс Хаггард на колдовском материале иносказательно рассматривает как тему влияния деструктивных идей на умы молодежи, так и подверженность народа массовому психозу. Неслучайно судья в колоритном исполнении Патрика Уаймарка (он умер до премьеры фильма в возрасте 50 лет), в отличие от инквизиторов прошлого, не верит в байки про колдовство и, даже столкнувшись с необъяснимыми событиями, стремится мыслить рационально, логически. По мысли режиссера, опасность сектантства более всего свойственна «темным» людям, тем, кто не привык самостоятельно мыслить и все страшные события тут же списывает на действие «злых сил». В секту попадают прежде всего те, кому проще жить, повинуясь кому-то, нежели думать и решать самому. Это же свойственно и подросткам, которые, отвергнув авторитет родителей, ищут образцы для подражания, тех, кто поймет их мятежный дух. Порой это приводит к плачевным результатам — подростки слишком легко перенимают деструктивный опыт, противопоставляя его ценностям отцов.

Пирс Хаггард в этом фильме проявил себя умеренным консерватором и умелым постановщиком. Ему удалось удерживать внимание зрителя, почти не используя сцены со спецэффектами, лишь за счет атмосферы паранойи, выстраивая действие по принципу детектива, когда противостоящие секте герои постепенно узнают все больше и больше информации, а сюжет становится все более непредсказуемым.

Сатанизм в случае работы Пирса Хаггарда — лишь ширма, за которой скрыт совершенно другой конфликт: то самое столкновение между разумом и слепой верой, идеалами просвещения и темным Средневековьем, уже уходящим в прошлое. И воплотившийся уродливый демон — словно символ затхлого отсталого мира, тянущего человечество в адские бездны.

«Кровь на когтях Сатаны» — интересный образец мистического триллера, который, вопреки своему грайндхаусному названию, тоньше и умнее, чем может показаться на первый взгляд. Как и «Ребенок Розмари», этот фильм — тоже дитя эпохи, рожденный, надо думать, беспокойством режиссера из-за нарастания мистических, иррациональных настроений в контркультурном мире и некритического восприятия этих идей молодежью, усваивающей не столько идеалы гуманизма и пацифизма, сколько увлечение наркотиками и оккультными практиками, часто опасными для психического здоровья.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)