DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Просто о растениях

Руины / The Ruins (роман)

Автор: Скотт Смит

Жанр: ужасы

Издательство: Мир книги

Год издания: 2007 (в оригинале — 2006)

Перевод: А. Яшина

Похожие произведения:

  • «Руины» (фильм)

Западные авторы романов и сценариев приучили нас к тому, что если группа молодых людей отправляется на отдых, то их либо настигнет там ужасное зло, либо они сами прямо-таки нарвутся на него. Роман Скотта Смита «Руины», не претендуя на что-то революционное, смело идет по второму пути. И вот перед нами появляется группа молодых людей, которые отправились отдыхать, но в скором времени тяга к приключениям берет над ними верх. И что ничего хорошего из этого не получится, все и так уже поняли.

Рассказывать историю автор начинает сразу. Имена персонажей возникают одно за другим, а каких-то объяснений — кто все эти люди? — приходится немного подождать. Собственно, уже в начале видно, что Смит не претендует ни на высокую литературу, ни на оригинальный сюжет. Простота и невыразительность языка автора, «киношность» его героев, будто наштампованных, — все это указывает на незатейливость всего дальнейшего действа.

В самом деле, сюжет романа банальный. Все развивается в строгом соответствии с традициями, сиречь штампами и клише. Герои отправляются навстречу приключению, а сюжетная линия, которая должна объяснить их мотивацию, выглядит неубедительно. Подумайте только: четверо молодых людей бросились на помощь немцу, которого встретили во время поездки. Каким-то образом он стал им настолько близким другом за пару дней, что они практически не раздумывая бросились за ним неведомо куда. А потом еще во время пути в это «неведомо куда» героям несколько раз недвусмысленно намекают на то, что место, в которое они отправляются, — мягко говоря, плохое. Неважно, говорит об этом на ломаном английском таксист или языками жестов индеец — не понять мог только недалекий человек.

На этом заканчиваются слабые стороны произведения. И действительно, поначалу «Руины» кажутся именно такими. Роман похож на творчество графомана, но стоит «пережить» начало, привыкнуть к языку и прямолинейности автора, как вдруг все меняется.

Смит действительно не блещет высоколитературными приемами и даже не пытается этого делать. Роман от первого до последнего слова выдержан в едином стиле, написан ровно, простым языком. Из чего можно сделать вывод, что это не графомания при слабом писательском навыке, а авторская задумка. При этом и вся заштампованность сюжета является задумкой писателя, над которой он иногда посмеивается, а иногда нехотя ее оправдывает.

В «Руинах» вы не найдете каких-то скрытых смыслов и тонкой психологии. Автор пишет, не прибегая к метафорам и иносказаниям. Иногда — прямо в лоб. Смит рассказывает о героях, не скрывая своего отношения к каждому из них, которое в некоторых случаях разнится с мнением других персонажей. Сами же герои выглядят достаточно картонно. В том смысле, что их скорее представляешь как персонажей из фильма, а не людей из жизни. Характеры героев, а также их отношения между собой раскрываются как в сценах основного действия романа, так и посредством флэшбеков. Будьте уверены, вас ничего не поразит, ни в ком из них не живет вторая личность, которая сильно отличается от первой. Но в этом снова угадывается авторский замысел, а не писательский непрофессионализм. «Руины» построены так, что обвес психологией взаимоотношений и внутренних конфликтов сильно навредил бы динамичности, которая является одним из основных плюсов произведения.

Сюжет действительно развивается быстро и динамично. Долгие дороги и рассуждения о жизни — не про роман Смита. Сами руины герои находят довольно быстро, а долгий путь к ним описан не настолько подробно, чтобы он успел утомить читателя так же, как самих персонажей.

А уже на руинах начинается самое интересное. Несмотря на всю простоту языка, а, возможно, и благодаря ей, автор умело создает тяжелую атмосферу заточения вдали от цивилизации. О том, как стонет от боли покалеченный грек, который даже не может из-за языкового барьера ничего сказать; о том, как постепенно ломаются самые сильные, понимая обреченность положения и отчаянно предлагая все более безумные идеи; о том, как слабые истерично кричат, что их придут и спасут, — обо всем этом читать действительно тяжело, и невольно сочувствие прорывается из глубин души читателя.

В «Руинах» много жестокости и по-настоящему грязных моментов. Но роман не только жесткий, но и страшный. Жуткие сцены идут не одна за другой, а с перерывами, давая читателю время, чтобы перевести дух, расслабиться, а затем бьют с новой силой.

Отлично выписан главный злодей, которым в романе является... растение. И вы не сразу это поймете. Сначала это просто большой ядовитый сорняк, потом оказывается, что он умеет мыслить, а в конце — еще и говорить. И самые впечатлительные читатели будут с недоверием поглядывать в сторону цветущей на подоконнике герани, читая о том, как ужасный злодей-растение расправляется со своими жертвами.

Роман «Руины» отдаленно напоминает лучшие произведения Александра Варго. Все тот же простой, без изяществ, язык, наспех созданные персонажи, отправленные в кровавое месиво... «Руины» — в какой-то степени тоже сплаттерпанк, или, по крайней мере, используют множество его элементов. Подчеркнутая жестокость и мерзость — здесь этого навалом.

«Руины» Скотта Смита — яркий пример того, как из штампов можно сложить вполне симпатичную и интересную историю. Достаточно не предъявлять роману высокие требования и не ждать от него уровня классической литературы.

Можно долго разглагольствовать на тему того, что на самом деле это произведение о ничтожности человека перед дикой природой и неприспособленности изнеженных цивилизацией людей к выживанию в экстремальных условиях, что это роман о любви и отношениях в чрезвычайной ситуации. Но если смотреть правде в глаза, «Руины» — просто интересная и страшная история, которая не отнимет много времени и сил. Толпы фанатов не предвидится, но и не окажется много тех, кто будет гневно кричать о потраченном впустую драгоценном времени.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)