DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Психоз

Американский психопат / American Psycho

США, Канада 2000

Жанр: черная комедия

Режиссер: Мэри Хэррон

Сценарий: Мэри Хэррон, Гвиневер Тернер, Брет Истон Эллис

В ролях: Кристиан Бэйл, Уиллем Дефо, Джош Лукас, Риз Уизерспун, Кэра Сеймур, Джастин Теру, Джаред Лето, Хлоя Севиньи, Саманта Мэтис, Мэтт Росс

Похожие фильмы:

  • «Преступление и наказание» (1969)
  • «Талантливый мистер Рипли» (1999)
  • «Из ада» (2001)

Казалось бы, перед нами суперпопулярная картина на основе не менее популярной книги, с участием звезд первой величины, да еще и породившая самый настоящий культ не только среди фанатов кино, но и среди представителей интернет-субкультуры (по сабжу даже мюзикл существует). Да только в фильме этом все настолько неоднозначно, что трудно понять наверняка, что точно автор пытался донести до зрителей. Это предостережение? Или социальный комментарий? Можно сказать точно, что «Американский психопат» далеко не жанровый хоррор, хотя и психологическим триллером его не назовешь, так как история демонстрируется через призму восприятия Патрика Бейтмана, яркого представителя золотой молодежи Уолл-Стрит, по совместительству маньяка, а соответственно, и переживать-то зрителю вовсе не за кого. Вполне можно охарактеризовать ленту как сатирическую притчу, да только жанр этот зверь настолько редкий, что и сравнить-то фильм особо не с чем (хотя, разумеется, вполне очевидные параллели с произведениями Достоевского тут есть, но конкретно сатиры там не прямо пруд пруди).

Несерьезная, порой даже комичная подача материала сильно контрастирует с жестким социальным мэсседжем про локальную катастрофу в мире победившего капитализма. Одинаковые внешне и внутренне яппи, бесконечно крутящиеся как волчки в своей ярмарке тщеславия — их досуг состоит целиком и полностью из обсуждения интрижек своих не менее малоинтересных окружающих и посещения элитных ресторанов, толкающих надменным богачам де флопе и крутоны. Их жизни так тоскливы и одиноки, а работа настолько однообразна и скучна, что они развлекаются, самоутверждаясь за счет своих визиток, мол, у моей-то гравировка посимпатичнее будет. В конце концов, неудивительно, что Патрик Бейтман устает от столь праздного образа жизни и, поддавшись своим собственным внутренним порокам, находит увеселение в методичном убийстве людей.

Следует обратить внимание на то, кто попадает под нож, а иногда под дуло пистолета и даже пильную цепь главного героя. Во-первых, он убил, как минимум, пять-шесть уличных проституток, которых он подбирал в ночных переулках дешевых районов. Избавляясь от ночных бабочек, наверное, он отдавал своеобразную дань почтения Джеку-потрошителю, на чьем счету, как мы помним, также, по версии Фредерика Абберлайна, инспектора полиции Лондона, как минимум пять жертв (до сих пор доподлинно неизвестно точное количество убитых) — все проститутки из трущоб. Убийство с помощью бензопилы несчастной женщины, решившей во второй раз посетить обитель Бейтмана — явная отсылка к оригинальной «Техасской резне бензопилой», под звуки которой главный герой с таким удовольствием тренировался. Но, конечно, самая известная сцена фильма — момент убийства Пола Аллена, сопровожденный треком Huey Lewis and the News под названием «Hip To Be Square». Тут мотивация кроется уже в элементарной зависти, мол, как это так, какой-то расфуфыренный смазливый богатей может себе позволить самую красивую визитку и столик в популярном ресторане Dorsia, а я — нет? Разве не я тут самый добропорядочный?

Но ближе к финалу Патрик несколько раз терпит сокрушительные фиаско. Он не может убить ни навязчивого приятеля Луиса, ни свою собственную секретаршу Джин — чисто потому, что для них он вовсе не пустое место, коим стал он сам не только для абсолютного большинства, но и для самого себя. Он не какой-то там Маркус Альберстрэм, за которого его принял треклятый Пол Аллен. И тут-то Вавилонская башня, которую с завидным энтузиазмом строил наш герой на протяжении всего фильма, рушится. И вот, уже не Патрик Бейтман руководит своим ненасытным внутренним демоном, а внутренний демон руководит Патриком Бейтманом. Страх быть раскрытым, предвосхищение неминуемого наказания вынуждают загнанного в угол убийцу устроить самую настоящую резню — от его рук умирают и случайные прохожие, и работники гостиницы, и даже вооруженные полицейские.

И вот, приняв свою фатальную судьбу и даже сочтя ее долгожданной возможностью наконец-то поделиться своей болью и одиночеством со всем миром, герой с ужасом осознает, что он застрял в этом порочном круге навечно. Протагонисту не спастись от самого себя, ведь в этом социуме его статус подразумевает безнаказанность, а безнаказанность, в свою очередь, порождает вседозволенность. Слезливые раскаяния Патрика Бейтмана попросту никем не воспринимаются всерьез. А безнаказанность, в свою очередь, оказывается для него, что иронично, хуже любого наказания. Одиночество Бейтмана достигает космических масштабов, так как он сам в конце концов перестает понимать, что было на самом деле, а что является плодом его больного воображения. Тем интереснее, что в самом конце коллега твердит в лицо Бейтману, что он буквально на днях видел ненавистного им Пола Аллена, спустя определенное время после его «убийства».

Вполне справедливо замечает кинокритик Сергей Кудрявцев, что происходящее в развязке обретает характер коллективного психоза — не один лишь «Американский психопат», а всеобщий «Американский психоз» (все-таки слово «psycho» в английском языке можно трактовать по-разному)! Быть может, главный герой действительно никого не убивал, а, быть может, восставший из могилы Пол Аллен — такой же прохиндей, как и Бейтман, прикрывающийся личиной другого человека. Кто ж разберется в таком переплете? Вот и нам остается гадать, а был ли мальчик…

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Strashnaya zvezda 22-11-2022 23:14

    Я думаю, Патрик убийца Шрёдингера. В книге он не только убивал у себя дома проституток, а ещё в час пик колотил зонтом по витринам, вопя, как баньши. Срезал ножом всё мясо с собственного лица, пока на месте головы не остался голый череп. И ещё после этого встречался с друзьями и ездил на такси. Таким образом, он соврешенно деконструировал собственную личность и стал образом.

    Учитываю...
  • 2 Александр Поляков 22-11-2022 10:38

    На глубинном уровне Патрик Бейтман вызывает симпатию. Он обаятелен, состоятелен, успешен в обществе, популярен у девушек, несколько неловок. Он может позволить себе то, о чем люди мечтают, но не могут воплотить в силу морально-этических норм (а не от любви к ближнему, которой нет). Патрик Бейтман - олицетворение тайных желаний обывателя, как светлых, так и тёмных. За это его помнят и любят. Это надо принять.

    А психоз в переводе на английский - psychosis. Игра слов здесь в слове psycho, верно? Переводится и как "психопат", и как "псих"?

    Учитываю...