DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Путешествие в ад

Исполнитель: raison d'être

Название альбома: Mise en Abyme

Жанр: dark ambient

Страна: Швеция

Издатель: Transgredient Records (Германия)

Дата выхода: 2014

raison d'être - Mise en Abyme

За более чем двадцатилетнее существование, шведский пост-индустриальный акт raison d'être успел стать иконой темного эмбиента, во многом определившей современное звучание жанра, взлететь до недосягаемых высот и стремительно превратиться в еще один пример недолговечности таланта и символ человеческой жизни, с годами обреченной на увядание и падение в небытие.

Raison d'être - французское выражение, означающее причину существования, рациональный базис, взятое основателем проекта Питером Андерссоном из высказывания Карла Густава Юнга «Индивидуация есть raison d'être Я». Согласно Юнгу, индивидуация - это процесс обретения гармонии между нашей внешней, сформированной воспитанием и влиянием окружающего мира самостью и скрытым внутренним эго, без которой невозможна полная самореализация личности. И для Андерссона творчество - это не только самовыражение, но и инструмент познания своей внутренней сущности.

Классическое звучание raison d'être строится на смешении гулких дронов, индустриальных шумов, григорианских хоралов, искаженных колоколов, лязга метала от самых массивных звуков до легкого перезвона, как будто издаваемого цепями поднявшихся из могил призраков, и электронных ритмов, порой вызывающих неприятные ассоциации с, прости господи, нью-эйджем или чем-то подобным. Вершиной творческого пути Андерссона принято считать диск 2000-го года «The Empty Hollow Unfolds», наполненную возвышенным трагизмом картину одиночества и опустошения. Цивилизация лежит в руинах, проносящийся над покинутой землей ветер раскачивает ржавеющие металлические конструкции, ангельские хоралы оплакивают жребий человека - этот альбом стал одним из лучших релизов за все время существования темного эмбиента.

Уже следующий «Requiem for Abandoned Souls» для многих оказался неожиданно скучным и безыдейным, заговорили о том, что Андерссон исписался и можно забыть о некогда великом музыканте. Отчасти это справедливо - любую из поздних работ проекта по масштабу трудно сравнить с его же классикой. Они не произвели никаких революций в жанре, получив самые смешанные отзывы. Да и в рамках raison d'être Андерссон по сегодняшний день предпочитает больше заниматься выпуском переизданий, сборников, концертных записей и подобных релизов для коллекционеров и самых преданных поклонников, чем писать новый материал. Может, и к лучшему.

В этом году вышел новый альбом проекта «Mise en Abyme». Что же ждать слушателю от этой работы? Прежде всего, в связи с закрытием родного для Андерссона лейбла Cold Meat Industry, диск был издан немецким Transgredient Records, детищем культовых Maeror Tri/Troum. Тематически «Mise en Abyme» (Ввергнутый в бездну) базируется на «Божественной комедии» Данте и сходных мифологических сюжетах о сошествии в ад. Причем, верный изначально выбранной концепции, Андерссон не затрагивает религиозных или этических вопросов, его интересует путешествие внутрь себя, исследование скрытых пространств души и поиск очищающего перерождения.

Первый из четырех треков «Abyssos» (Глубины). Истерзанная жизнью душа в ожидании своего пути в пропасть. Тихий гул, медленное развитие музыки, обволакивающей приглушенными стуками и лязгами. Скорбь по оставляемому в прошлом и страх перед будущим. Это raison d'être времен «Реквиема».

Второй трек «Infernos» (Ад). Над головой смыкается земной свод, оставляя в тишине и непроглядном мраке, приходит успокоение и спуск вниз начинается. Но по мере движения в глубины инферно, тревога нарастает, мы приближаемся к сердцу адской кузницы, гигантскому заводу, где под перестук молотов и блуждающий машинный вой созидается мертвая материя, лишенная духа. Нечеловеческий, пугающий трек в духе нойзовых фрагментов с «Metamorphyses».

Третий трек «Katharos» (Чистота). Огонь исцеляет душу, сжигая груз земной греховности. В музыку Андерссона возвращаются григорианские хоралы, в ее настроение - трагизм и светлая, не утратившая надежды печаль. Это очевидный реверанс в сторону классических альбомов raison d'être. Четвертый трек «Agraphos» (Неписанный). Перерождение, возвращение на землю к ее будничной суете. Вместо торжественности и гимна обретенной чистоты я слышу здесь некоторое недоумение и разочарование человека, пробудившегося от красивого сна в обыденной реальности. Григорианские хоралы, колокольный перезвон, стуки непонятного происхождения - raison d'être продолжает играть на ностальгии по своему прошлому, но мне не удалось пережить катарсис. На мой взгляд, трек звучит слишком неубедительно и вяло.

Таким образом, новый raison d'être, будучи в целом выдержан в стилистике предыдущих работ, предлагает вспомнить и классические релизы проекта. Если попытаться оценить альбом, можно сказать, что он не лишен достоинств. Его может быть интересно расслушать и проникнуться заложенными внутри звука образами. Питер Андерссон все еще способен создавать музыку, хоть чем-то выделяющуюся на фоне множества безликих релизов, заполонивших сцену темного эмбиента. Но чуда не произошло, «Mise en Abyme» не явился откровением и вряд ли чем-то лучше «Metamorphyses» 2006-го года или «The Stains Of The Embodied Sacrifice» 2009-го. Если вы относитесь лояльно к позднему raison d'être, то не вижу причин не рекомендовать вам «Mise en Abyme». Я же вряд ли стану часто переслушивать этот альбом.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)