DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Размер – не главное

Человек под лестницей / Munnen under trappan (роман)

Автор: Мари Хермансон

Жанр: мистика

Издательство: Центрполиграф

Серия: Шведский детектив

Год: 2011

Похожие произведения: Скрылись с места происшествия.

Какие тайны может скрывать старый дом? Двухэтажный коттедж в городке Кунгсвик был пределом мечтаний семьи Фредрика Веннеуса. Пока он не обнаружил, что в каморке под лестницей обитает маленький человек неприятной наружности…

Человек под лестницей. Обложка

В замечательном советском детстве была такая удивительная книга – «Сказки Франции». (К сожалению, не упомню, были ли изданы сказки других стран мира, но сейчас это не суть важно.) Книга эта – замечательный образчик народного фольклора: мистического, с примесью дьявольщины и тотемизма, но в то же время… безобидная. Черти и ведьмы карикатурные, хоть и причиняют немалый вред людям; проблемы в сказках тоже всамделишные, но это же сказки, господа! Все они заканчиваются счастливо, а значит читать можно в свое удовольствие и не сомневаясь – добро обязательно победит. Не словом, так вилами.

К чему это вступление? Хотя бы к тому, что первая половина романа Хермансон «Человек под лестницей» воспринимается в схожем ключе. Мирная шведская семья, перебравшаяся жить из большого города в глубинку, потихоньку обустраивает свое гнездышко. Жена занимается искусством, пишет картины, участвует в выставках, а муж в это время преспокойно работает, заколачивая деньги на все ее причуды и содержание семьи в целом. И по ходу произведения автор ясно дает понять, что отец – не главный в этой семье. Если угодно, у него гибкий позвоночник, который легко погнуть в нужную сторону, чем жена в свое удовольствие и занимается. Не то чтобы она вила из него веревки, но последнее слово, если вдруг что, останется вовсе не за мужем.

Итак, повествование ведется от имени главного героя, Фредерика Веннеуса. И хотя события в книге действительно идут по нарастающей, читать ее откровенно скучно.

Глава семейства, к вящему своему удивлению, обнаруживает в доме признаки присутствия какого-то незнакомца (незнакомцев?). Впрочем, присутствие выглядит достаточно мирным – кто-то аккуратно приклеил отвалившийся кусок керамической ванны. Такая пустяковина ставит в замешательство Фредерика Веннеуса, и парой дней позже он, слыша, что подтекавший кран прекратил шалить, обнаруживает Квода – маленького волосато-бородатого человечка, эдакого гнома-торопыгу, который чинит испортившиеся вещи и при этом ничего не просит взамен – лишь бы коморку под лестницей оставили в его распоряжении. На справедливый вопрос Фредерика, какого лешего Квод делает в чужом доме, тот отвечает без обиняков, что живет, причем давно, и у него была договоренность с предыдущими жильцами. Несмотря на все уговоры и угрозы, маленький человечек отказывается покидать жилище и скрывается в своей коморке.

С этого момента начинается довольно насыщенная, но непродолжительная история о том, как глава семейства Веннеусов пытается выжить Квода из дома.

И вновь мы возвращаемся к сказкам Франции. Поначалу отношения между главным героем и Кводом складываются вполне в их духе: в ход идет не грубая сила, а хитрость и смекалка. С кулаками никто ни на кого не бросается, не угрожает. Квод предстает эдаким стеснительным скромнягой, сиротинушкой, которому много не надо – жить бы оставили… Он тщательно скрывается от посторонних взглядов, но все-таки оставляет некоторые следы своего присутствия. Фредерик упирается рогом и начинает все сильнее давить на непрошенного квартиранта «идеологически», ставя перед ним все более невыполнимые условия к проживанию.

И вот тогда-то разворачивается настоящее противостояние. Коротышка перестает быть эдаким хорошим малым, превращаясь в низкорослого вредителя и гаденыша, не дающего спокойной жизни Фредерику. Стоит сказать, что остальные члены семьи (жена и сын с дочерью) относятся к человеку под лестницей абсолютно терпимо – и это злит Фредерика еще сильнее, заставляя принимать все более жесткие меры.

Дальнейшие события развиваются довольно лихо, и финал истории накатывает незамедлительно, искупая все слабости книги. Да, стоит признать, в конце автору удается удивить читателя неожиданной развязкой, что является очень ценным качеством в наши дни, когда финалы книг представляют из себя, скорее, не выстрел из револьвера, а долгие и нудные субтитры, подводящие общий итог.

И финал этот вовсе не смахивает на безобидные чудачества Квода и Фредерика в первых двух третях книги. Так что не будем портить вам впечатления, и ни словом не обмолвимся о дальнейшем сюжете.

Автор поработала на славу, хоть книга и представляет из себя чисто женский текст, где Чувство главенствует над Холодным Разумом, а поцелуи всегда страстны и горячи. Не побоимся об этом заявить: книге не хватает твердой руки, которая захватила бы ваше внимание и не отпускала до конца. Она несколько мягкотела и ветрена, и вы вполне можете ее забросить, если не дождетесь финальной сотни страниц. Однако поступать так я категорически не рекомендую, и еще раз подчеркну – финал однозначно удался.

За чтением книги можно хорошенько отдохнуть – как физически, так и морально: мозги напрягать практически не приходится, разве что самую капельку. Но прочитать «Человека под лестницей» советую все-таки всем, без возрастных и гендерных ограничений. В конце концов, когда еще можно узнать историю о бородатом карлике, поливающем розы в саду из своего огромного мужского достоинства, и довольного этим по уши? Секрет садовода, однако.

Читаем все.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)