DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Режиссер Джим Ван Беббер: обзор фильмографии

Джим Ван Беббер – ныне режиссер, сценарист, актер и монтажер – родился 24 ноября 1964 года в Гриннвилле (штат Огайо) и получил образование в Государственном университете Райта. Первым опытом в качестве режиссера для Джима стал короткометражный экшен Into the Black (1983) – его можно считать подготовкой к первому полному метру, который Джим снял, еще не закончив обучение. Для этой цели он использовал деньги, которые взял в кредит на продолжение учебы. Фильм получил название «Резня на рассвете» (1988), и Ван Беббер сыграл в нем еще и главную роль. А сразу после «Резни» началась работа над второй полнометражной картиной – «Семья Мэнсона».

Создание «Семьи Мэнсона» заняло долгих 15 лет. За столь большой временной промежуток Джим Ван Беббер снимал клипы для групп Skinny Puppy, играющей в стиле post-industrial, и Pantera, а также сам снялся в короткометражках трешмейкереа Алекса Чендона «Плохая карма» (1991) и «Дрель» (1992).

Кроме того, в 1990 году он сделал фильм «Kata» – в нем мастер боевых искусств демонстрировал все основные приемы и техники карате на разной скорости, а в 1994 году выпустил три короткометражных фильма – два игровых и один документальный. Документальный фильм называется «Doper» и повествует о парне, который перманентно пребывает в укуренном состоянии. Съемочная группа проводит время, снимая героя на его оабочем месте, берет интервью у него и его коллег. Параллельно с этим Джим подрабатывал курьером и даже сдавал кровь, чтобы спонсировать съемки «Семьи».

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию обзор фильмографии этого незаурядного хоррормейкера.

Резня на рассвете / Deadbeat at Dawn

США, 1988

Жанр: криминальный боевик

Режиссер: Джим Ван Беббер

Сценарий: Джим Ван Беббер

В ролях: Джим Ван Беббер, Пол Харпер, Меган Мерфи, Рик Уолкер

Гус (Джим Ван Беббер) – лидер уличной банды «Вороны» – пытается завязать с преступностью и начать жизнь с чистого листа со своей девушкой. После стычки с лидером противоборствующей группировки «Пауки» Гус заявляет об уходе из банды. Лидер «Пауков» узнает о выходе Гуса из «Ворон» и, охваченный жаждой мести, посылает убийц в его дом.

Первый полнометражный фильм Джима Ван Беббера, съемки которого длились четыре года, может показаться обычным exploitation movie с литрами крови, тривиальным сюжетом и примитивной актерской игрой. Но стоит взглянуть повнимательнее, и перед зрителем открывается картина обыденной жизни в трущобах, которыми заправляют уличные банды, а обычным людям ничего не остается, кроме как заливаться алкоголем и сидеть на наркотиках, дабы не замечать окружающей их безысходности. Пространство, в которое помещены герои, соткано из насилия и безумия, до которого люди довели себя сами.

Режиссер затрагивает проблемы жизни в трущобах, но, по большей части, трущобы выступают фоном, на котором разворачивается весьма динамичное действие, подкрепленное соответствующим музыкальным сопровождением. Стоит отдать должное – фильм задает бодрый ритм с первого акта и держится до самого финала, не провисая. Монтаж с калейдоскопическими вставками, специфическое освещение в некоторых сценах (преимущественно красно-зеленое) рождают особую зловещую эстетику, что, безусловно, идет на пользу фильму.

Ван Беббер взял на себя функции режиссера, сценариста, монтажера и главного актера. Он хорошо справился с режиссурой и выжал максимум из монтажа, но с актерской частью у него вышло не столь гладко. В экшен-сценах Ван Беббер выкладывается на сто процентов, выполняя все трюки самостоятельно, за что ему отдельный респект, но сцены, где нужно демонстрировать эмоции, в его исполнении не столь хороши. В свете этого радует, что их совсем мало. Возможно, проблема в отсутствии химии между героем Ван Беббера и его девушкой, которую сыграла Меган Мерфи.

Но, как бы там ни было, главная звезда «Резни» – это безумно харизматичный персонаж Bone Crusher в исполнении Марка Питмана. Его герой дышит ненавистью к человечеству, это считывается буквально во всем – от его безумного взгляда до монолога, в котором он заявляет: «I just fucking hate people, man!». В остальном актеры подобраны под стать своим героям, так что их скромный опыт на этом поприще не слишком заметен.

Название фильма полностью соответствует его содержанию. Любая экшен-сцена выглядит брутально и жестоко, а последние 20 минут – это чистый адреналин, одна продолжительная погоня, перерастающая в масштабную драку, которая заканчивается пиршеством практических спецэффектов с откусыванием пальцев и вырыванием гортани….

Дебют вышел шикарным. За неимением бюджета взяв большую часть работы на себя, Ван Беббер сделал динамичный, жестокий, пропитанный отчаянием фильм, который по праву считается культовым.

Мой милый Сатана / My Sweet Satan

США, 1994

Жанр: ужасы, короткометражка

Режиссер: Джим Ван Беббер

Сценарий: Джим Ван Беббер

В ролях: Джим Ван Беббер, Терек Пакетт, Шерри Рикман,Тамара Белл

Этот двадцатиминутный фильм, предположительно основанный на реальных событиях, был снят, чтобы собрать средства для продолжения работы над «Семьей Мэнсона». Фильм повествует о компании молодых людей, бесцельно проводящих время, употребляя наркотики.

В центре компании Рики – дьяволопоклонник, который в один момент, находясь под воздействием наркотических веществ, заходит слишком далеко в своем увлечении, что приводит к трагическим последствиям.

Фильм начинается с флешфорварда, где главный герой содрогается в петле, находясь в тюремной камере, после чего нам рассказывают, как герой дошел до жизни такой. Режиссер, не изменяя себе, помещает зрителя в среду молодых маргиналов: Рики, который со своим другом на кладбище приносит в жертву сатане кур; их приятели-наркоманы, собирающиеся на вечеринках, употребляя ЛСД и марихуану под звуки heavy metal.

Ван Бебберу удалось рассказать историю максимально объективно, обходясь без нравоучений. Важную роль в создании атмосферы сыграл монтаж. Тематические изображения, которые интегрируются в видеоряд, титры, идущие сверху вниз, но главное – это звуковое оформление. Сопроводив фильм отличным аудиорядом, состоящим из инфернальных звуков и тяжелой музыки, Ван Беббер добивается идеально мрачной атмосферы для своего фильма. Добавляют брутальности картине практические спецэффекты, которые свойственны всем фильмам режиссера. Стоит отметить и сцены насилия, не уступающие в своей брутальности остальным фильмам Джима. Здесь и раздробленная голова, и ножевые порезы, и абсолютно реальное прокалывание соска, и, конечно, сцена повешения.

«Мой милый Сатана» – это классический фильм Джима Ван Беббера, который вполне может послужить хорошим началом знакомства с его фильмографией.

Убийственная дорога: Последние дни Джона Мартина / Roadkill: The Last Days of John Martin

США, 1994

Жанр: ужасы, короткометражка

Режиссер: Джим Ван Беббер

Сценарий: Джим Ван Беббер, Марк Гиллеспи

В ролях: Марк Гиллеспи, Марк Питман, Морин Эллис

Джон Мартин – маньяк с психическими девиациями, живущий в старом доме, больше похожем на скотобойню. Стены дома украшены потрохами животных и человеческой кожей, снятой с лиц его жертв. По полу бегают крысы, а сам Мартин пожирает сырое мясо с пивом перед телевизором, истерически смеясь и яростно выкрикивая в ответ на информационный поток, льющийся с телеэкрана. Иногда Мартин выбирается из своего логова, предварительно пытаясь принять вид нормального человека. Он бреется, принимает душ и, садясь за руль своего автомобиля, отправляется на поиски жертв.

Пятнадцатиминутный этюд – именно так можно охарактеризовать фильм, который и был сделан для привлечения инвесторов ради съемок полного метра. Сложно рассматривать эту зарисовку как цельное произведение, но это не говорит о том, что фильм не достоин внимания. Как и в других работах Джима Ван Беббера, здесь есть на что обратить взор. К тому же почерк режиссера считывается буквально с первой сцены, в которой герой идет по кладбищу. В ходе просмотра всплывает ряд ассоциаций с фильмами родом из 80-х, таких как «Маньяк» (1980), «Страх» (1983), «Генри: Портрет серийного убийцы» (1986). Можно сказать, что «Убийственная дорога» – это своего рода квинтэссенция вышеперечисленных фильмов, но с поправкой на режиссерское видение Ван Беббера. Понятно, что ставка была сделана на сцены насилия и будоражащую сознание обстановку безумия, в которой существует главный герой (что вполне удалось реализовать), а не на фабулу. Так что этот короткий метр далек от «Моего милого Сатаны», но определенно придется по душе фанатам splatter movie.

Семья Мэнсона / The Manson Family

США,1997

Жанр: Ужасы

Режиссер: Джим Ван Беббер

Сценарий: Джим Ван Беббер

В ролях: Марсело Геймс, Марк Питман, Лесли Орр, Эми Йетс, Джим Ван Беббер.

Заканчивая работу над «Резней на рассвете», Ван Беббер получил предложение от Майка Кинга (своего постоянного оператора) сделать exploitation movie о преступлениях «Семьи» Мэнсона. Майк Кинг предоставил свой сценарий Джиму, но он совершенно не понравился режиссеру. Начав редактировать сценарий, Джим погрузился в работу над фильмом на долгие пятнадцать лет.

Известно, что актеры не получали денег за съемки, работали на чистом энтузиазме. На съемках сцен оргии, чтобы актеры чувствовали себя раскрепощенно, Ван Беббер выходил на съемочную площадку абсолютно голым. Также в сценах, где герои курят травку, актеры действительно курили марихуану. В общем, погружение в атмосферу было стопроцентным.

Съемочный процесс был не только невероятно долгим, но и крайне сложным. В определенный момент актер Марсело Геймс (исполнитель роли Мэнсона), покинул проект. Хорошо, что большая часть сцен с его участием уже была отснята. В 1997 году черновая версия фильма была показана на нескольких фестивалях. После этого работа была приостановлена из-за отсутствия денег, но помощь пришла от дистрибьюторской компании Dark Sky Films. И только тогда видео- и аудиодорожки были отредактированы, сделаны начальные и финальные титры, а изображение увеличено до 35 мм. Полностью готовый фильм увидел свет 18 августа 2003 года. Что же получилось в итоге?

А в итоге мы имеем шедевр экспериментального андеграундного кино. «Семья Мэнсона» — это квинтэссенция всего творчества Джима Ван Беббера. Все главные приемы и наработки, которыми пользовался режиссер в предыдущих работах, здесь доведены до идеала.

Фильм разделяется на два временных отрезка, демонстрируемых поочередно. Первый – это 1969 год, быт «Семьи», их сексуальные оргии у костра, запись песен Мэнсона на студии, первые преступления. Данная линия периодически перебивается вставками интервью с находящимися под стражей членами секты, которые дают комментарии к произошедшим событиям. Второй – наше время, когда последователи культа Мэнсона, сидя в подполье, занимаются содомией. В одной из сцен они смотрят фильм Ричарда Керна «Вы убили меня первой», где Ланг Лэг произносит финальный монолог, посылают в телестудию видеокассету с записью Чарльза Мэнсона, а позже и сами наведываются к телевизионным журналистам.

Большая часть времени уделена непосредственно жизнеописанию «Семьи» и интервью с членами секты. Фильм, безусловно, является художественным, но создает иллюзию документальной хроники, и лишь скачки во времени напоминают зрителю, что это не документальный фильм.

В сравнении с предыдущим полным метром режиссера можно с уверенностью сказать, что Ван Беббер набрался опыта и сделал кино, которое превосходит его ранние работы по всем показателям. Уровень актерской игры заметно вырос. Сам Джим играет одного из членов «Семьи», выступая в двух заметно отличающихся ипостасях: до ареста и после. Хорошо справляются и другие актеры, включая Марсело Геймса. Мэнсон в его исполнении получился своеобразным, но, безусловно, многие черты Чарли ему удалось передать, будь то пластика движений или манера речи.

С технической стороны фильм кажется безупречным. Тут и галлюциногенный монтаж: вставки булькающей кислоты и крови между кадрами. Цветное освещение, которым баловался Ван Беббер в «Резне на рассвете», в «Семье Мэнсона» стало неотъемлемой составляющей атмосферы мрачного хаоса. С музыкальным оформлением также все хорошо. Часто в сценах насилия можно слышать thrash metal, а порой и progressive rock, что также усиливает эффект.

Главные преступления «Семьи» показаны во всей красе: убийство Бернарда Кроу, Гари Хинмана, Шерон Тейт и ее гостей. Все сцены получились крайне жестокими, а уж финальная расправа над Шерон Тейт и ее гостями вышла настолько реалистичной, что некоторым зрителям сцена может показаться невыносимой. Неспроста данный фильм является одним из любимых у мэтра сплеттерпанка Клайва Баркера.

«Семья Мэнсона» – кино об абсолютном зле. Если в «Резне на рассвете» с героем случались метаморфозы, которые пробуждали в нем человечность, то герои «Семьи Мэнсона» – чистое воплощение зла. Ван Беббер показывает Чарльза то в образе распятого Иисуса, то в образе Сатаны. И действительно, фигура Мэнсона настолько противоречива, что для одних он воплощает любовь и спасение, а для других это безумный манипулятор и бесчеловечный предводитель созданных им же убийц.

Некрофагия: Глазами мертвецов / Through Eyes of the Dead

США, 2002

Жанр: ужасы, концерт

Режиссер: Джим Ван Беббер

В ролях: Фил Ансельмо, Уэйн Фабра, Берри Хобарт.

«Некрофагия: Глазами мертвецов» – это выступление death metal-группы Necrophagia, содержащее шокирующие кадры из клипов группы и фильмов ужасов. Группа исполняет пять песен, а после каждой композиции идет небольшое интервью с участниками. Ну а теперь чуть подробнее о клипах.

Bloodfreak – это история живущего в лесу и жрущего таблетки безумного извращенца, который встречает гуляющую парочку. Видеорядом к песне Burning Moon Sickness служат фрагменты из фильма Джима Ван Беббера «Убийственная дорога: Последние дни Джона Мартина». Embalmed Yet I Breathe – это история о парне и девушке, которые на кладбище у могилы распивают алкоголь и курят траву, не подозревая, что мертвец в скором времени даст о себе знать. Deep Inside I Plant the Devil's Seed – яркий и брутальный клип, повествующий о монашке, которая стала жертвой похищения оккультистов. А песня And You Will Live in Terror исполняется под видеоряд из фильма «Седьмые врата ада» Лучио Фульчи.

Один из критиков российского журнала Dark City, поставив релизу 4 балла из 5, отметил:

Это самое ужасное и извращенческое видео в истории музыки вызывало у меня приступы тошноты на всем своем протяжении из-за вызывающей натуралистичности и добавляющей определенный шарм кустарности... Напоследок предупреждаю самых непонятливых: перед просмотром кассеты желательно не кушать несколько часов, но, на всякий случай, поставьте перед собой тазик – мало ли как ваш организм отреагирует на ЭТО...

И вот мы подобрались к последнему на данный момент фильму Джима Ван Беббера под названием «Gator Green».

Gator Green

США, 2013

Жанр: комедия, ужасы, короткометражка

Режиссер: Джим Ван Беббер

Сценарий: Джим Ван Беббер

В ролях: Джим Ван Беббер, Скотт Габби, Морин Эллис, Трой Грант

Ветеран Вьетнама и его друг-колясочник совершают серию убийств и скармливают тела убитых аллигаторам.

После долгих лет отсутствия Джим Ван Беббер возвращается с короткометражным фильмом. Казалось, это могло бы вернуть режиссера к творческой жизни, но то, что мы получили, к сожалению, вряд ли сможет порадовать фанатов режиссера и простого зрителя, который, скорее всего, даже не узнает о существовании «Gator Green».

Пятнадцатиминутную ленту сложно назвать цельным произведением. Начинается она как шаблонный фильм о войне во Вьетнаме с экспозиционными титрами. По большому счету картина ничем не цепляет и не удивляет. Главный герой, которого, как ни странно, играет сам режиссер, рубит тела пластмассовым мачете, а другие персонажи шаблонны и не вызывают интереса. При этом событий в фильме практически не происходит. Да, почерк Ван Беббера угадывается и по монтажу, и по практическим эффектам, но в большей степени фильм напоминает какое-нибудь детище Troma Entertainment (например, «Войну Тромы») и тематически, и визуально. Фильм получился абсолютно проходным. И это несмотря на то, что в работе задействован и постоянный оператор Майк Кинг, и актриса Морин Эллис. Кроме того, Ван Беббер заручился помощью небезызвестного Маркуса Коха в качестве мастера по спецэффектам, но итоговый результат выглядит крайне гротескно и не воспринимается всерьез. У той же «Убийственной дороги: Последних дней Джона Мартина» был потенциал стать хорошим полнометражным фильмом ужасов, у «Gator Green» – нет. Режиссер сделал несерьезный пародийный фильм непонятно для кого – возможно, для самого себя, дабы тряхнуть стариной и посмотреть, что из этого выйдет.

* * *

В настоящее время Джим Ван Беббер снимается в фильмах серии «Американская морская свинка» и других хоррорах. Стоит ли ждать новых фильмов от талантливого режиссера-бунтаря, или Ван Беббер сказал все, что хотел? Скорее всего, ответ кроется в финансировании проектов. Ведь с восьмидесятых годов Джим прибывает в андеграунде, а его главный и многострадальный фильм «Семья Мэнсона» собрал в прокате США всего 19 тысяч долларов. Вряд ли фильмы Ван Беббера примет массовый зритель: слишком уж они радикальны и специфичны, за что их и любят преданные фанаты. Так что, скорее всего, нам остается только сказать «спасибо» Джиму Ван Бебберу за его режиссерские работы и пожелать успехов на актерском поприще.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)