DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Рождение XX века

Из ада / From Hell

США, 2001

Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив

Режиссер: Альберт Хьюз, Аллен Хьюз

Сценарий: Терри Хейз, Рафаэль Иглесиас, Алан Мур

В ролях: Джонни Депп, Хизер Грэм, Иэн Холм, Робби Колтрейн, Иэн Ричардсон, Джейсон Флеминг

Похожие фильмы:

Алану Муру, косматому и безумному гению от комиксов, отчаянно не везет с экранизациями. По его графическим романам было снято 5 фильмов, и каждым из них он оставался недоволен (а зачастую не только он, но и зрители). Отчасти проблема состоит в том, что произведения Мура остаются местами чересчур радикальными и неформатными даже для наших современников, не говоря уже про продюсеров из 1980-х и 1990-х. Каждая экранизация значительно сокращала и переделывала оригинал, сглаживая острые углы, подтексты, второстепенные сюжетные линии. Неудивительно, что после «Лиги выдающихся джентльменов» он публично отрекся от всех прошлых и будущих адаптаций.

Джонни Депп в 2001 году находился практически на пике славы и воспринимался как серьезный актер, а не бесконечная череда «джеков-воробьев». «Из ада» – его третий мистический триллер за три года (до этого были «Девятые врата» и «Сонная лощина»). Тут он играет реального исторического персонажа – Фредерика Эберлайна, инспектора полиции, отвечающего за расследование дела Джека-Потрошителя. Джек, первый официальный серийный убийца в новейшей истории, охотился на проституток в трущобном районе Уйатчепел – эту историю слышал, пожалуй, каждый. Но проницательный (хоть и склонный к употреблению опиума и абсента) Эберлайн быстро понимает, что имеет дело не с простым убийцей, а с целым заговором, за которым стоят масоны и королевская семья. В расследовании ему помогают саркастичный шотландский сержант и собственные пророческие видения.

Джек-Потрошитель сходу стал медийной личностью, а тот факт, что его так и не поймали, только подливает масла в огонь. О нем писались документальные и художественные книги, с ним сталкивали Шерлока Холмса (сам Конан Дойл предпочел этого не делать, хотя и был современником событий, но подсуетились эпигоны) и Дракулу, а иногда он даже превращался в положительного персонажа. К моменту выхода «Из ада» наиболее классической адаптацией истории Джека считался роскошный сериал 1988 года с Майклом Кейном в роли Эберлайна. Давайте разбираться, смог ли привнести сегодняшний пациент что-то новое в избитую историю, и стоит ли фильм 2001 года того, чтобы к нему вернуться спустя почти 20 лет.

Сразу следует выкинуть за скобки два больных вопроса: верность оригиналу и верность истории.

С оригиналом все просто: Алан Мур был не в восторге. Его комикс концентрировался, в первую очередь, на личности и мотивах Джека-Потрошителя. Это был не детектив, и кто скрывается под цилиндром маньяка, читатели узнавали очень быстро. В сюжете фигурировали (косвенно) иллюминаты, огромное количество исторических личностей (от Оскара Уайльда до Алистера Кроули), а социальный комментарий затрагивал много больных тем (вплоть до того, что убийца – полный мизогин, и своими действиями пытался втоптать в грязь женское начало в лице суфражисток и обеспечить маскулинную доминантность на весь 20 век). Фильм «Из ада» выкидывает большую часть побочных линий и персонажей, нагоняет дыма вокруг настоящей личности убийцы (она раскрывается гораздо позже, хотя в русском дубляже маньяк угадывается чуть быстрее), а от социального комментария осталась лишь старая-добрая британская ксенофобия в адрес «понаехавших» и евреев. Не говоря уже о том, что Джонни Депп абсолютно не похож на комиксного Эберлайна, а мистические видения ему прикрутили вообще от другого главного персонажа, который был медиумом. В общем, из комплексного и мало поддающегося экранизации графического романа, вышел классический и довольно прямолинейный детектив с элементами мистики. Хорошо это или плохо – вопрос другой, ведь читавших оригинал, по крайней мере, у нас в стране гораздо меньше, чем любителей тайн и Джонни Деппа.

Правда, не похож Джонни Депп внешне и на Эберлайна исторического (в этом плане был хорош Хьюго Уивинг в еще менее историчном «Человеке-волке») – скорее уж на порочного денди, а ля Дориан Грей. Так же сложно поверить и в наличие на грязных улицах лондонских трущоб проститутки с внешностью 30-летней Хизер Грэм. К истории «Из ада» имеет такое же отношение, как и, к примеру, фандоринские детективы Акунина: пара исторических персонажей на вторых ролях, густая-густая атмосфера, яркая визуальная стилизация, которая, при этом, создает впечатление скорее аутентичности, а не реальности (за Лондон XIX века в который раз отдувалась Прага, приукрашенная/обезображенная декорациями и спецэффектами). Это Викторианская Англия, какой она видится обывателю, далекая от твердой реальности и фактов. Фанаты истории, конечно, обратят внимание на тщательно воссозданные места убийств, прямые цитаты из полицейских протоколов и реальные фото жертв, но для стороннего зрителя это просто работает на антураж. Точно так же на антураж работают и анахронизмы, которые выбешивают фанатов истории, вроде только-только изобретенного и отсутствующего в широкой продаже граммофона (про отсутствие в магазинах тех лет пластинок лучше просто молчать). А уж вольное обращение с реальными историческими фигурами вообще может вызвать припадки. Так что оценивать «Из ада» как экранизацию или серьезное историческое полотно бесполезно. Остается рассмотреть фильм как самостоятельное произведение.

Деппу и Грэм достались самые банальные и стереотипные роли во всем фильме: «честный полицейский, сидящий на допинге» и «проститутка с золотым сердцем». С одной стороны, в этих образах им особо не развернуться, с другой – даже несмотря на явное несоответствие сеттингу, смотрятся они неплохо и заставляют зрителя сопереживать.

Однако «Из ада» – это тот случай, когда короля играет свита. Абсолютно все персонажи второго плана просто роскошны и представляют собой настоящую галерею британских характерных актеров. Пальму первенства держат два лицедея, которые в том же 2001 году поучаствуют в двух главных фэнтези-франшизах десятилетия. Речь идет, конечно, про Иана «Бильбо Бэггинса» Хольма (его также могут помнить любители хоррора по роли андроида из «Чужого») и Робби «Хагрида» Колтрейна. Первый с огоньком переключается между добрым дедушкой-доктором/помощником главного героя и жутким психопатом с безумной усмешкой и манией величия. Второй – друг и подчиненный Эберлайна, который пытается выступать посредником между образованным и фриковатым начальником и рядовыми полицейскими. Он к месту и не к месту цитирует Шекспира, да и вообще, кажется наиболее положительным и ярким персонажем фильма.

Ассортимент аристократичных британских актеров, играющих аристократичных злодейских масонов, также радует. Роскошен Терренс Харви в роли зловещего подручного заговорщиков. Колоритен Джейсон Флемминг – запуганный полуграмотный кучер Потрошителя. Радует маленькая роль тучного Иана Макниса. Аутентичны (в отличие от упомянутой Грэм) проститутки-жертвы Потрошителя – вот уж кто абсолютно вписывается в контекст лондонских трущоб. Карикатурно-убедительны бандиты с лондонского дна.

Также никаких претензий нет к картинке: фильм швыряет из грязных подворотен и пабов на великосветские рауты, из работных домов – в Букингемский дворец. Мимо нас проходит смачный шарж на Викторианскую Англию во всем ее блеске и нищете. В отдельных сценах прослеживается влияние то ли художников конца XIX века, то ли хаммеровских костюмных ужасов.

Убийства Джека балансируют между сдержанностью и кровавостью. Создатели рассчитывали на «взрослый» рейтинг R, но боялись NC-17, который убил бы все надежды на бокс-офис. Но неприятных, мерзких и жестоких сцен для любителей этого дела хватает. Особенно хорош эпизод, где один из злодеев пересчитывает лицом все спицы колеса мчащейся на всех парах повозки.

Есть ли у фильма минусы? Они, скорее, субъективны. Из условной трилогии мистических детективов с Деппом рубежа веков «Из ада» получился самым слабым. Ему не хватает крепкой литературной основы и режиссерского мастерства Романа Полански в «Девятых вратах» или роскошной визуальной готики и шизы Тима Бёртона в «Сонной лощине». «Из ада» не знает, куда себя деть: он слишком далеко отошел от безумного оригинала, но при этом выделиться чем-то необычным на фоне других киновоплощений Джека-Потрошителя также не получилось. История с масонским заговором и внебрачными отпрысками королевской семьи в книгах и фильмах к этому моменту обыгрывалась многократно (в том числе, с участием уже упомянутого Холмса).

Единства тона тоже не получилось. Шикарный Депп контрастирует с нарочито мрачным и приземленным окружением, а просочившиеся элементы мистицизма (видения Эберлайна и Джека-Потрошителя) оказывают на сюжет минимальное влияние, и без них фильм потерял бы не так уж много. Неопределенность авторов видна и в концовке: несмотря на то, что финал у фильма «горько-сладкий», была снята альтернативная версия, с полноценным «хэппи-эндом» (и хорошо, что сцена не попала в итоговый вариант – настолько неуместно она бы выглядела).

Тем не менее, «Из ада» – это хотя и немного скучный, но визуально впечатляющий детектив с грязновато-мрачной атмосферой и отличными актерскими работами. Нового слова в жанре он не говорит, нового взгляда на Джека-Потрошителя не представляет, но при этом в своей нише это одна из наиболее качественных и «отполированных» работ. Фанатам Джонни Деппа и костюмных триллеров стоит ознакомиться. Фанатам исторической справедливости – порекомендовать «Джека-Потрошителя» 1988 года (где Эберлайна играет Майкл Кейн) – там уж к исторической составляющей придраться будет трудно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)