DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Щупальца погибели в Тернер Фоллс

Цикл / The Loop (роман)

Автор: Джереми Роберт Джонсон

Жанр: хоррор, мистика

Издательство: АСТ

Серия: Мастера ужасов

Год издания: 2022 (в оригинале — 2020)

Перевод: А. Колесова

Похожие произведения:

Что вы подумали, глядя на обложку с изображением осьминогоподобной твари с голубым глазом в основании щупалец размером в полнеба? Что перед вами что-то лавкрафтианское, что-то о забытых чудовищных богах и неведомых монстрах с изнанки мироздания? Но — нет. Ничего подобного в романе Джереми Р. Джонса вы не найдете.

А начинается все со школьного убийства. Подобные явления, как ни прискорбно признать, стали частью нашей жизни. Школьники расстреливают сверстников, нападают с ножами на учителей, как правило, опубликовав в какой-нибудь соцсети некий манифест, объясняющий причины их поступков. Но что, если акт агрессии совершенно спонтанен? Что, если зверское убийство учителя старшеклассником прямо во время урока не имеет никаких социальных или психологических причин? И что, если это — лишь пролог к катастрофе, которая вот-вот накроет скромный американский городок?

Авторы хоррора любят маленькие города, что вполне логично. В Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго — шальные деньги, знаменитости, слава, толпы мигрантов, наркотики, мафия. Разве там кого-то удивит очередной акт насилия?! Совсем другое дело — скромные провинциальные города, где все тихо, все знакомы, соседи милы друг с другом, а молодежь мается от безделья и мечтает о том, чтобы поскорее убраться из этой «жопы мира». О, именно такие места хранят зловещие тайны и становятся ареной для самых страшных преступлений.

Именно таков горнолыжный курорт Тернер Фоллс в штате Орегон. Знакомьтесь: вот его жительница — старшеклассница Люси, через призму восприятия которой вы и будете видеть весь тот невообразимый ужас, что вот-вот захлестнет город. Люси — подросток со сложной судьбой, уроженка Перу, чьи родители-алкоголики погибли в автокатастрофе. Проведя некоторое время в детском доме, она была принята семьей Хендерсонов из США. Хендерсоны любят приемную дочь подлинно родительской любовью, а вот Люси, как ни старается, не испытывает к ним столь же теплых чувств и весьма переживает по этому поводу. Кроме того, ее латиноамериканская внешность служит поводом для мелких издевательств со стороны одноклассников (да-да, в «толерантной» Америке XXI века). Близкий друг Люси — одноклассник Бакет. Необычное имя и пакистанское происхождение автоматически тоже делают его объектом насмешек с мерзким расистским душком. Это — один из факторов сближения двух персонажей. Впрочем, Бакет испытывает к Люси более возвышенные чувства, она же, как говорится, «держит его во френдзоне». В ее эротико-романтических грезах совсем другие молодые люди, а затем жизнь сблизит ее с Брюэром, любителем псилоцибиновых грибов и прочих запрещенных веществ, чьи ближайшие родственники, по его же собственному мнению, являются типичными образцами «белой швали». Впрочем, не торопитесь записать Брюэра в категорию «плохих парней», ибо это несколько преждевременно.

Судьбы именно этих трех героев будут неразрывно связаны волей и фантазией автора. Именно им предстоит погрузиться во мрак беспросветной жестокости и отчаяния. Нападение на учителя — первый, но далеко не единственный случай невероятного подросткового садизма. Но что же случилось с молодежью Тернер Фоллс? Что превращает юношей и девушек в кровожадных убийц? А почему представители старшего поколения почти поголовно впали то ли в ступор, то ли в гипнотический транс? Загадка! Правда, уже в прологе, представляющем собой «стенограмму» подкаста «Ночной страж», идущего на местном радио, автор упомянет IMTECH, крупного производителя медицинской продукции, чьи цеха расположились как раз-таки на окраине Тернер Фоллс.

Да-да, вы правильно догадались: перед нами — научно-фантастический хоррор, зверь редкий. В сущности Джонсон играет на том же поле, что и Ник Каттер в «Отряде», умело эксплуатируя страх перед биотехнологиями, которые вроде как должны работать во благо, но в конечном итоге становятся причиной кошмара наяву. Впрочем, антисциентизм всегда уверенно чувствовал себя в литературе и кино, только сейчас на смену безумным ученым пришли корпорации-гиганты. Джонсон присовокупляет параноидальную идею о том, что за подобными экспериментами всегда видна тень госструктур, а значит, даже если главным героям удастся вырваться из города, оккупированного ордой извергов, одержимых пытками и смертью, за их жизни все равно никто не даст и ломаного цента. И уж совершенно точно никто никогда ни о чем не узнает.

Роман имеет линейную структуру. От начала и до конца читатель ни на шаг не отходит от Люси и ее товарищей по несчастью (исключение — все те же радиопередачи «Ночной страж», изредка вклинивающиеся в основное повествование).

Произведение очень динамичное. Никаких провисаний, никаких бесполезных диалогов, никаких ненужных сцен, написанных только потому, что автору так захотелось. Уже в прологе мы сталкиваемся с описанием странного случая смерти молодого человека и его матери, затем — эпизод немотивированной агрессии, небольшая передышка, чтобы познакомиться с главной героиней и ее близкими, а потом — понеслось! Напряжение не отпустит читателя до самого финала: ситуация будет ухудшаться с каждой страницей, персонажи будут гибнуть один за другим, тайны будут разгаданы, а Люси откроет неожиданную и пугающую сторону своей натуры.

Что еще ждет читателя? Вот, скажем, Нэйтан Баллингруд замечает, что роман «похож на какой-то еще не снятый фильм Дэвида Кроненберга». И в этой короткой фразе скрыты аж две особенности романа. Во-первых, в нем масса омерзительных (в хорошем смысле) сцен. Джонсон избегает недомолвок, а потому описания убийств и метаморфозов человеческих тел порадуют поклонников боди-хоррора и любителей экстремального натурализма. Во-вторых, роман действительно настолько похож на сценарий фильма, что нельзя отделаться от ощущения, что Джонсон писал его сразу с прицелом на Голливуд. Даже персонажи гибнут один за другим в ритме, свойственном классическим слэшерам. И при этом нельзя сказать, что «Цикл» — неполноценное произведение. Отнюдь! Это настоящий хоррор, при чтении которого ни разу не возникает желания бросить или читать по диагонали. И не только из-за сюжета, но и благодаря языку, в чем несомненна заслуга не только автора, но и переводчика — Анастасии Колесовой.

А вот чего в романе не будет, так это какого-нибудь неожиданного сюжетного твиста в финале. Герои сталкиваются с проблемой, придумывают план и осуществляют его. Разумеется, заплатив непомерную цену. Противостояния с неким «боссом последнего уровня», этакой Великой Матерью монстров, тоже не будет. Так что пусть не вселяет в вас напрасных надежд пресловутая спрутоподобная тварь с обложки — поверьте, проблем у героев «Цикла» с лихвой хватит и без нее.

Адептам сверхъестественных ужасов роман, вероятно, не понравится. Нет в нем древних богов, ведьм, демонов, призраков и прочих потусторонних сущностей. Поклонники «странной» прозы Мьевиля, сюрреалистического хоррора Баркера и иррационального Лиготти, скорее всего, книгу тоже не оценят. Зато тем, кому по нраву, когда под ужас подводится некий (около)научный базис, есть смысл обратить внимание на новинку. Равно как и ценителям историй о жутких эпидемиях, запретных биотехнологиях, правительственных экспериментах на людях и зомби (если под последними подразумеваются не тупые пожиратели мозгов и не ожившие мертвецы, а люди, лишенные воли). Ну и для любителей порассуждать о двойственности людской натуры, о балансе света и тьмы в человеческой душе, в «Цикле» будет пища для ума. Впрочем, искать в романе глубинные слои и скрытые смыслы все же не стоит.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)