DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Шутеры из далеких 90-х

Шутеры из далеких 90-х – это классика, спору нет. Игры, которые определили жанр и вспоминаются с ностальгией по тем временам, когда каждое нововведение оценивалось как инновация и глобальный шаг вперед. Но многие, естественно, вспоминают «Doom», или «Quake», или, «Duke Nukem 3D» с теплотой и любовью — и играют в них, потому что хотят вспомнить детство или не хватает чистого геймплея, когда есть пушка, куча монстров – и ничего лишнего! Так получилось, что с развитием инди как нового направления в игроиндустрии (жанром это язык не поворачивается назвать) многие малоизвестные разработчики пытаются вернуть времена, когда игрок лечил себя сам, а самый хилый противник мог стать настоящим препятствием, и делают шутеры «в стиле 90-х». Иногда получается, иногда нет.

В статье рассмотрим три новых инди-проекта от студии «New Blood», которые по идее должны навевать ностальгию без паразитирования.

Dusk

Вышла игра в 2018 году и тут же привлекла внимание своим эпатажным трейлером, в которой разработчики пообещали динамику, экшен, кровь, кишки и мультиплеер, достойный самого «Quake». В действительно все так и вышло. «Dusk» – это чистая машина времени, и сделана она для тех, кто ценит именно действие, а не сюжет. Хотя последний тут тоже имеется, но в лучших традициях «Doom» он поверхностен и не слишком оригинален. Есть городок, где некогда ученые проводили странные опыты. Из-за предсказуемых результатов город огородили железным забором и расставили военных, что не останавливает вечных искателей приключений и сокровищ, одним из которых и оказался главный герой. Что-то это напоминает… ах да, «S.T.A.L.K.E.R.». Вот только это ни в коем случае не плагиат, потому что уже в первом эпизоде (а их три) начинается вакханалия – какие-то культисты, древние боги (привет, Лавкрафт), правительственный заговор. Все, как мы любим.

Итак, нас ждут целых 33 уровня, разбитых на три эпизода. И делать там предстоит то, что мы делали на Марсе или в захваченном пришельцами Лос-Анджелесе – убивать, убивать и еще раз убивать. Уровни по традиции не так просты и зачастую запутаны. Придется включить мозг, чтобы понять, где что включается и где найти нужный ключ. А еще ошарашенно бегать в поисках аптечек, патронов, которых вечно не хватает — врагов много, жизней мало. Зато оружия хоть отбавляй. Серпы, меч, пистолеты, дробовики… Кстати, их дизайн нехило так напоминает оный из первого «Quake», особенно двустволка. Также в комплекте секретные комнаты, бонусные уровни и до кучи пасхалок к известным играм того времени.

Дизайн монстров удивительно работает на атмосферу – все вокруг мрачно, кроваво, везде безысходность, безумие и ненависть. Прямо как в «Blood». Так и противники созданы для того, чтобы усилить эти чувства. Толстяки с бензопилами и мешками на головах, пугала с дробовиками, оккультисты в балахонах, худощавые твари с огромными лицами с выражением навеки застывшего крика и т.д. Не то чтобы пугает, но заставляет чувствовать себя в вечном давящем кошмаре, от которого никуда не деться. Саундтрек, естественно, недалеко ушел, но ничего особого про него сказать нельзя.

В общем и целом «Dusk» – это игра родом из 90-х, ни больше ни меньше. Она ничем не выделяется из сотен подобных проектов, но при этом не выглядит подделкой и танцами на костях жанра. Ознакомиться можно и нужно, но ожидать откровения не стоит.

Ultrakill

Если предыдущая игра полностью выставляла себя проектом родом из 90-х, то «Ultrakill» лишь черпал в них элементы ретро-шутера. В очередной раз издатель New Blood подарил миру игру, в которой отстрел всего сущего происходит с бешеной динамикой. Да такой, что после первого получаса кружится голова.

К сожалению, по поводу сюжета ничего стоящего пока сказать нельзя: на момент написания статьи доступен лишь первый эпизод. Поэтому затронем геймплей.

Чтобы понять, о чем речь, представьте себе смесь «Devil May Cry» и «Doom Eternal». В первом мы ценили не столько убийства вражеских тварей, сколько процесс, который можно и нужно было сделать гиперстильным! Зарезать тварь, обстрелять со всех сторон, прокатиться по арене – и все это под дикий рок. А во втором… это и так понятно. Представили? Вот такой умелой солянкой и выглядит «Ultrakill». Нам даются уровни-арены, построенные так, чтобы игрок научился пользоваться их элементами на полную катушку и превращать бои в натуральные представления со взрывами и прыжками, тем более что накрученная цветастость играет на динамику. Никаких ключей или головоломок – все строго прямолинейно, чтобы игрок не отвлекался от насыщенных боев. Прямо как «Serious Sam».

Насчет окружения —никаких прикрас. Нередко попадаются комнаты со стеклянными стенами, о которые прекрасно рикошетят гранаты. А если вражина стоит на стеклянном полу, его легко можно свалить в кипящую лаву или ловушку-мясорубку. И таких примеров полно, причем все это игрок волен комбинировать на свое усмотрение, а может вообще не обращать внимания.

Единственное, что огорчает: игра пытается казаться ретро-шутером, но на деле ей больше идет современная интерпретация, с современным движком. Понятно, что на фоне «Doom Eternal» она бы затерялась, но хотя бы приобрела свой неповторимый шарм. А так невольно кажется, что разработчики просто-напросто выбрали ретро-атмосферу, чтобы сыграть на чувствах игроков. С другой стороны – если вы обожаете чистый и стильный экшен, то «Ultrakill» способен скрасить пару-тройку вечеров.

Amid Evil

Когда-то «Heretic» или «Hexen» сделали практически невозможное. Они превратили устоявшуюся шутерную механику в настоящее фэнтезийное приключение. Вместо пистолетов и дробовиков – посохи и стрелы, вместо чертей и быков – злые эльфы и колдуны, а вместо бонусов – заклинания. «Hexen» пошла еще дальше: добавила классы персонажей, существенно изменяющих стиль прохождения, и элементы квеста. Эти игры любили за их неповторимую атмосферу фэнтези, такого красивого и темного одновременно, поэтому было бы странно, если бы в наше время инди-разработчики не попытались воссоздать что-то подобное. 20 июня 2019 года New Blood удалось это сделать, выпустив «Amid Evil».

Но не подумайте, что перед нами RPG с прокачкой и накруткой навыков. «Amid Evil» – это чистый экшен в декорациях мрачного средневековья, приправленный мистикой, причем в контексте данной статьи это такая компромиссная смесь «Dusk» и «Ultrakill». Игроки, как угорелые, носятся с посохом в руках и истребляют различных тварей в ареноориентированных локациях, отчаянно пытаясь найти ключ, чтобы открыть очередную дверь, или дернуть рычаг. При этом уровни здесь сделаны с любовью и со вкусом, и дело не в окружении, а в подходе – они запутанные, полные всяких секреток и тупиков, а самое главное – большие. Да-да, именно так. Если в «Doom» или «Quake» можно было пробежать уровень за несколько секунд, то здесь так не получится – разработчики всеми силами заставят вас задержаться подольше. Примеров полно, но упомянем лишь постоянную необходимость скакать по движущимся платформам или перемещаться по плавающим в небе островкам. И нельзя сказать, что процесс уныл донельзя – совсем наоборот, вы не будете скучать ни при каком раскладе.

Еще уникальной фишкой «Amid Evil» стала тактика. То есть пробежать уровень с топором наперевес не получится – каждый из противников наиболее уязвим к определенному оружию, будь то топор или арбалет. Поэтому, когда на игрока нападает некоторое количество чудовищ, нужно ориентироваться в происходящем и уметь правильно подбирать оружие. Ну, и не стоит забывать про элементы магии, которые в некоторых ситуациях куда заметнее облегчают процесс истребления чудовищ.

Кстати, еще одна фишка, на этот раз позаимствованная из «Painkiller»: персонаж способен поглощать души умерших противников, и если набрать определенное количество, то вместо бессмертия нам подарят аналог «Ярости» из «Doom» – все оружие в руках превратится в бронебойное, разом сметающее все на своем пути. Ну разве не прелесть?

4 эпизода по 4 уровня в каждом, где в конце нас встречает босс – вот таким получился «Amid Evil». Зубодробительным фэнтези, мгновенно отсылающим к славным временам «Hexen», он стал настоящим подарком любителям ретро-шутеров. И пусть он совсем не похож на игры того времени – все же оболочка Unreal Engine 4 немного, но рушит иллюзию «путешествия во времени», — здесь это совершенно не важно.

Как очевидно, рынок инди-игр может удовлетворить даже самого хардкорного фаната ретро-шутеров, ночи напролет проходящего «Quake» на высоком уровне сложности. Студия New Blood – молодая, но амбициозная – сумела затронуть все аспекты игр 90-х. Нравится «Blood»-подобная игра с ключами, мраком и кровью — добро пожаловать в «Dusk». Любите драйв и мясо – попробуйте «Ultrakill». А если обожаете фэнтези и средневековую тематику, приправленную «мечом и магией», то «Amid Evil» создан специально для вас. Наверняка в будущем студия подарит нам еще что-нибудь интересное, а пока можно смело сказать, что в наше время есть во что играть. И не только в высокобюджетные ААА-игры.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Женя 22-09-2020 14:42

    Всё звучит классно! Dusk уже своеобразная классика. Обе игры тоже заинтриговали

    Учитываю...