DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

(трав)Магический (сюр)Реализм

Что мы знаем о Тайване? В-первых, то, что, по мнению местных жителей, это ни разу не Китай. Точнее, не совсем. Или… На самом деле с этим вопросом до сих пор до конца не определились ни сами жители Тайваня, ни китайцы, ни даже мировое сообщество. В пятидесятые годы, после революции и победы коммунистов, правительство Чан Кайши вместе с двумя миллионами поддерживающих старый режим граждан переселились на остров, назвав себя Китайской Республикой и единственным легитимным правительством, которое якобы должно управлять всем Китаем из резиденции в Тайване. Хотя по сути все было совсем наоборот. Со временем тайваньцы взяли курс на полное «отделение» от материка, и сейчас они ощущают себя отдельным народом с уникальной культурой (разумеется, опирающейся на китайские и японские культурные традиции, и являющей собой своеобразный микс из них) и собственным самосознанием.

К чему мы это – проследите мотив трагического разделения, утраты и трансформации. Зафиксируйте. Идем дальше. Чем Тайвань примечателен для любителей хоррор-культуры? Да как минимум целым рядом оригинальных и самобытных фильмов ужасов, самым свежим и ярким из которых можно назвать шокирующий зомби-хоррор «Грусть», где долгоиграющая пандемия мутирует в новый штамм, превращающий заболевших в безумных садистов-психопатов в лучших традициях сплаттер-прозы Ричарда Лаймона, а молодая пара влюбленных пытается найти друг друга посреди этого безумия. Опять же отметим тему трагического разделения и жуткой трансформации. А главное для нас в данном случае – именно в Тайване располагается штаб-квартира студии 751 Games, талантливых разработчиков игр, изначально предназначавшихся для рынка мобильного гейминга, но совсем недавно портированных на ПК, а точнее релизнувшихся на виртуальной платформе Steam. И эта студия самым оригинальным образом делает не самые оригинальные по содержанию, но уникальные по сути и визуальному исполнению игры. Про разделение, утрату и дальнейшую трансформацию. Красивые, милые и очень грустные игры про себя и нас с вами. Добро пожаловать в сюрреалистический мир тайваньских мечтателей 751 Games!

К превеликому сожалению, рынок мобильных развлечений на данный момент практически лишен оригинальных и сколь-нибудь серьезных по духу проектов, в основном делая ставку на домохозяек и скучающих подростков, предлагая первым бесконечные клоны «Веселой фермы», а вторым копии Brawl Stars и ему подобных. Ситуацию в корне поменяла игровая вселенная Rusty Lake (о которой мы подробно писали пару номеров назад), предложив игроку сложный нарратив, мрачный визуал в стиле «Твин Пикс» и нетривиальные загадки. Учитывая бесспорный талант разработчиков и безупречное исполнение всех вышеперечисленных факторов, всеобщее признание и портирование на ПК было лишь вопросом времени. Но, как известно, свято место пусто не бывает, а развитие возможно лишь при наличии серьезной конкуренции. И таковую предприимчивым голландцам решила составить молодая независимая команда из нескольких человек, расположившаяся ни где-нибудь, а на том самом Тайване. И пусть ребятам не удалось в силу отсутствия опыта «похоронить» конкурентов из Ржавого Озера, но зато получилась крайне креативная и оригинальная игровая мультивселенная со своим уникальным стилем, лором и подходом к построению и репрезентации игроку различного рода головоломок.

На данный момент студия может похвастаться двумя выпущенными проектами, а третий пока находится в разработке. Обе игры изначально вышли на Android и IOS, но со временем были портированы и официально выпущены на ПК. Причем, как бы парадоксально это ни звучало, самая первая из них была выпущена последней. Это проект Life Gallery, вышедший на Steam 12 января 2023 года. С него мы, пожалуй, и начнем наше безумное путешествие в пугающий, но неизменно притягательный мир безумных фантазий талантливых тайваньцев.

В некоей абстрактной счастливой молодой семье рождаются близнецы. И не просто близнецы, а сиамские, сросшиеся друг с другом телами. При разделении один мальчик остается с единственной рукой, а другой – с одним огромным глазом на все лицо. Как это часто бывает, родители не всех любят одинаково, и фаворитом становится однорукий паренек как более «нормальный». Циклопу же достаются крохи внимания, что неизбежно ранит тонкую душевную ориентацию чувствительного брата. Тем более что родители оказываются куда более странными, чем можно было предположить на первый взгляд, и обращаются к загадочному рыбьему культу, адепты которого (буквально говорящие рыбы, между прочим) обещают в ходе сакрального ритуала вернуть первому, любимому, сыну руку. За счет жертвы вторым, нежеланным. Вот только все идет не по плану. Точнее, не по тому, на который рассчитывали жестокосердные предки. И выживает именно одноглазый мальчик, у которого оказывается особая связь с рыбоподобными культистами (привет Г. Ф. Лавкрафту и его глубоководным). Но каждое живое существо на этой грешной планете втайне стремится к любви и катарсису, поэтому выживший близнец использует свою странную силу и влияние на оккультных рыбов, чтобы вернуть свою погибшую от проклятия семью к жизни. Правда, сделанного не воротишь, и, как в случае с монстром Франкенштейна Мэри Шелли, с того света в процессе сложного алхимического делания приходят лишь жалкие тени почивших родственников. Но маленький мальчик, в одночасье потерявший всех родных, рад и им. До поры до времени…

Life Gallery – вещь довольно парадоксальная. Сразу видно, что это «первый блин», получившийся тем не менее довольно удачным. Но не по геймплею, увы. В полном соответствии со своим названием проект состоит из нескольких десятков последовательных экранов, на которых перемежаются сюжетные флешбэки и несложные загадки. Все это добро распределено в примерно равных пропорциях на четыре главы. Главное противоречие Life Gallery – борьба визуала с функционалом. Первый практически безупречен и может в полной мере похвастаться великолепной ручной рисовкой, совершенно безумными сюжетами в лучших традициях восточного сюрреализма, регулярным обращением к классическим шедеврам мировой культуры, в частности, множественными отсылкам к полотнам Да Винчи, Матисса и многих других мэтров западноевропейской художественной традиции. За счет такого эклектичного попурри градус арт-сумасшествия на экране повышается в геометрической прогрессии, да и художники поработали на славу. Уверяем, что визуальный стиль Life Gallery и следующего схожего по духу и букве проекта разработчиков запомнится вам надолго.

Помимо визуальной стороны, не менее впечатляет и сюжетная завязка, которая, совершенно внезапно для проекта, рассчитанного на мобильные платформы, оказалась довольно глубокой и бесконечно трагичной. В ней как раз находят место все темы, о которых мы писали в самом начале статьи: болезненное разделение, утрата, причудливая трансформация и поиск себя и своего места в этом большом, холодном и безразличном мире. А самое главное – общечеловеческий фактор и роль влияния семьи на формирование и развитие личности, фамильное наследие. Все эти темы неизменно подкреплены соответствующим визуалом на уровне локальных загадок: регулярно проскальзывают мотивы окукливания, поглощения, разделения, метаморфозов насекомых, алхимических ритуалов создания живой материи из мертвой или гниющей плоти. Это во многом инновационный подход, который вы едва ли найдете в других проектах на Google Play.

Но эту «радужную» картину портит слишком примитивный геймплей. Словно разработчики испугались, что порог вхождения будет недостаточно низок, и специально наводнили игру загадками в духе задачек на внимательность для дошкольников. В этом плане игровая вселенная 751 Games пока что существенно проигрывает «Ржавому Озеру», которое во многом завлекало именно своими головоломными хардкорными квестами. Здесь же вас ждет череда примитивных пятнашек, заданий типа «расставь по цвету и форме» или задачек на зрительную память и внимательность. Оттого Life Gallery воспринимается скорее как визуальная новелла – очень короткая, но яркая и атмосферная. В силу последних факторов мы настоятельно рекомендуем ее к ознакомлению всем фанатам темного жанра, как и ее идейное продолжение, проект Cat Museum, в котором тайваньцы постарались копнуть в глубину и при этом провести капитальную работу над ошибками. Что отчасти им удалось.

В Cat Museum мы играем за юношу, который открыл некий ящик и внезапно попал в психоделический мир, похожий на кэрролловское Зазеркалье. Здесь повсюду обитают коты разных форм и размеров, а также жуткие гротескные существа, некоторые из которых готовы не задумываясь поглотить героя целиком. Встретившись в самом начале истории с загадочным призрачным котейкой, мы непостижимым образом становимся новым Хранителем мистического Кошачьего Музея, который полон самых причудливых экспонатов и диковин и чем-то неуловимо напоминает более жуткую версию Хижины Тайн из «Гравити Фолз» Алекса Хирша. В ходе этого удивительного и пугающего приключения нам предстоит исследовать все доступные этажи музея, неоднократно чесать пузико различными котам, а также раскрыть трагичную тайну детства страдающего амнезией главного героя, связанную с чудовищными ужасами войны.

Во втором проекте команда 751 Games решила чуть усложнить геймплей, добавив элементы классических двухмерных бродилок. То есть теперь прохождение представляет собой не череду сменяющих друг друга экранов с мини-загадками, а полноценное управление двухмерным персонажем, который может перемещаться по локациям и взаимодействовать с предметами и NPC. При этом сложность самих загадок, к сожалению, осталась примерно на том же примитивном уровне, из-за чего всю игру можно без каких-либо проблем пройти буквально за полтора часа. Тем не менее все самые удачные фишки Life Gallery остались на месте – и фирменная безупречно красивая ручная рисовка, и взрослые серьезные и трагичные темы, скрывающиеся за красивым фасадом, и даже множественные отсылки к шедеврам мирового художественного искусства. На этот раз тут можно встретить намеки на «Крик» Мунка, и даже «кошачью» репродукцию «Тайной вечери». Одним словом - сумасшедшая эклектика и заигравшая новыми красками формула «тргедия, травма, утрата и трансформация» во всей красе.

На данный момент талантливые тайваньцы разрабатывают новую игру, Project Box, в которой готовятся сделать еще один шаг вперед и во многом усложнить геймплей даже по сравнению с «Кошачьим музеем». Будем надеяться, что у них все получится и на выходе мы сможем насладиться еще одним неизменно странным и бесконечно очаровательным проектом, в котором сон самым невероятным образом смешивается с реальностью, восточная традиция с западным авангардным искусством, а все мрачные истории и страшные воспоминания неизменно приходят к ошеломительному, но неизбежному и по-своему целительному катарсису. Ведь, как говорится, все, что ни делается, – к лучшему.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)