Обеление / Whitewash
Канада, 2013
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Эммануэль Хосс-Десмарайс
Сценарий: Эммануэль Хосс-Десмарайс, Марк Тулин,
В ролях: Томас Хейден Чёрч, Ани Паскаль, Эммануэль Хосс-Десмарайс, Винсент Хосс-Десмарайс
Похожие фильмы:
- «Машинист»
- «Черный ящик»
В фильме «Обеление» смысловая перекличка с «Машинистом» слышна уже в названии, но здесь и труба пониже, и дым пожиже. Да и вообще немного не о том. Суровый и бюджетный семейный подряд — он и в Канаде семейный подряд, но это никак не отменяет того факта, что фильм получился неплохим. За свет, исчезающий в конце туннеля, оператор достоин минимум уважения.
Итак, перед нами фильм-притча на достаточно давно известную тему «не делай добра — не получишь зла». Но с неожиданным выводом, продираться к которому придется через полтора часа экранного времени. Фильм очень, очень неторопливый. Герой в результате некоторых жизненных зигзагов живет в сломанном тракторе посреди леса — и мы видим всю его жизнь, день за днем. Зима сменяется весной, потом приходит лето… Очень много пейзажных видов — зимний лес, желтый трактор, снежная целина, милые домики на опушках, желтый трактор, созревшие дикие сливы, озера, солнце сквозь листву и желтый трактор. К осени режиссер сломался, и слава богу. А вообще, желтый трактор сыграл такую мощную роль в повествовании, что его стоило бы вынести в титрах отдельной строкой: «Желтый Трактор — СУ 2.1 с НУ-2» (снегоуборочное устройство с навеской универсальной). Некогда Брюс зарабатывал на жизнь, убирая снег с улиц.
При просмотре велика для зрителя велика вероятность сломаться гораздо раньше, чем режиссер успеет высказать все, что хотел. Тогда может спасти обстановка — если смотреть фильм летом; в тридцатиградусную жару так много снега особенно радует глаз.
Герой ходит подворовывает самое насущное в соседние коттеджи, попадается на этом, прячется, отдавливает себе ногу гусеницей собственного трактора, после чего вылазки в кафе на трассу приходится отменить, потом (к весне) выздоравливает...
Так что же, у Брюса нет дома? Есть, скромный, но уютный. А что же его не пускает туда? Почему он живет в лесу в желтом тракторе?
О, самый страшный зверь на свете.
Совесть — такой ответ, видимо, предполагал режиссер. Но есть и другой ответ — страх. Глубокое нежелание любого живого существа, кроме норного, быть запертым в маленькой вонючей клетке.
То ли дело — весь лес твой, а если картошку приходиться жарить на снятом с желтого трактора капоте, так это мелочи. Survival horror такой survival horror.
Герой фильма убил человека. Сначала он прячет труп в снегу на обочине, потом, весной, перепрятывает в озере — и тут же снова банально попадается. В канадских лесах, несмотря на их видимую пустынность, все время кто-то шляется, поодиночке и группами. Если Брюс и планировал, утопив труп, вернуться в цивилизацию — то двое случайных свидетелей, удачно убежавших и наверняка доложивших куда следует, а значит, и полиция, к своей нечаянной радости разыскавшая труп Пола Блэкберна, пропавшего полгода назад — снова выстроили стену между Брюсом Лаундри и остальными людьми. Брюс неоднократно репетирует свой будущий допрос, но ему ни разу не удалось не расколоться даже на тренировке. И он, видимо, решает не рисковать.
Кто же наша несчастная жертва, замоченная жестоким ублюдком? О, тут все непросто. Весь фильм идут флешбэки, повествующие о несчастной судьбе погибшего. Патологический игрок, задолжавший всем и вся, не придумавший ничего умнее, как обворовать человека, приютившего его и остановившего во время попытки самоубийства. Как тут вслед за Иваном Васильевичем не воскликнуть: «О ты, лукавый, что презлым заплатил за предобрейшее!»
Пока ошарашенный Брюс вытряхивал из карманов куртки гостя столь знакомое барахлишко, Блэкберн оттолкнул его и кинулся бежать.
И Брюс сел за рычаги желтого трактора, и выехал из гаража, погромыхивая зубастым ковшом. Которым, при желании, с улиц можно убирать не только подонков, но и снег — трактор весьма многофункциональная машина.
При желании, тут можно найти глубины смысла, достойные Фёдора Михайловича Достоевского. Убийца, осознавший, что он натворил, проникнувшийся содеянным и глубоко раскаявшийся, снова чистый, как белый снег. (Другой перевод названия фильма — «Реабилитация»). Наказавший сам себя вынужденным одиночеством, отшельничеством и изоляцией.
Да вот только мир не спешит распахнуть свои объятия раскаявшемуся блудному сыну. Да такой ли уж блудный был этот сын? Нужен ли он миру, нужен ли мир ему? В некоторых штатах страны, что находится чуть южнее Канады, хозяин имеет право убить грабителя, если застанет его в своем доме. А ведь Пол Блэкберн украл не только пригоршню фарфоровых кукольных глаз — он украл последние остатки веры Брюса в человечество.
С другой стороны, все эти смыслы можно и не искать. Развязки как таковой нет; зеленеет трава, светит солнце, идет снег, а Брюс Лаундри по-прежнему сидит в своем желтом тракторе.
И надеется, что следующий день будет лучше предыдущего.
Комментариев: 0 RSS